Профессор СПбГУ Сергей Ильченко — о фейках, цифровой гигиене и родительских чатах
Профессор Университета, журналист и редактор Сергей Ильченко принял участие в эфире проекта «Объясняем. Ленинградская область». Он рассказал о том, как появляются фейковые новости, кто и почему их распространяет и как обычному человеку отличить недостоверную информацию от правды.
Посмотреть трансляцию можно в официальном сообществе администрации Ленинградской области
По мнению эксперта, прежде всего необходимо разобраться, что именно подразумевается под словом «фейк». На бытовом уровне оно часто трактуется как «ложь, неправда, недостоверная информация», однако корректнее понимать этот термин как материал, опубликованный в медиа и содержащий непроверенную, недостоверную информацию.
Профессор Сергей Ильченко также напомнил, что публичная коммуникация (в том числе и в интернете) не равноценна личным беседам, а потому необходимо помнить о цифровой гигиене. «Интернет действительно помнит все», — добавил он.
Зачастую пользователи вступают в дискуссии в комментариях к различным постам. Такие обсуждения, напоминает Сергей Николаевич, часто заканчиваются переходом от первоначальной темы к личным оскорблениям, являющимся не более чем «игрой амбиций». «Если вы видите, что ник, под которым человек выходит в сеть, явно вымышленный, нужно переставать общаться, потому что в ряде случаев это может попросту носить провокационный характер», — напомнил профессор Ильченко.
Примером распространения фейка в Ленинградской области можно считать информацию об отмене бесплатного горячего питания для учащихся начальных классов. Такая информация распространялась по самым разным каналам, в том числе в СМИ и родительских чатах. Примечательно, что последние пользуются особым доверием у пользователей из-за ощущения, что все их участники — это знакомые друг с другом люди.
Постправда — это то, что воздействует не на рациональное состояние человека, не на его ум и когнитивные способности, а на его эмоции.
Доктор филологических наук, кандидат искусствоведения профессор СПбГУ Сергей Ильченко
«Этим пользуются люди, которые бьют по эмоциям без всякого подкрепления своих высказываний. А родители более, чем кто-либо другой, готовы за свое любимое чадо отдать жизнь, доказывая свою правоту. И этим пользуются манипуляторы, которые используют эти каналы для вброса информации», — объяснил Сергей Ильченко.
Для проверки достоверности сообщений, публикуемых в СМИ, эксперт посоветовал задаться следующими вопросами: от кого пришла информация и почему она пришла именно сейчас. Также он рекомендует проверять сенсационные материалы и скандальные заявления в альтернативных источниках, никак не связанных с тем, где вы увидели новость.
Особое внимание Сергей Николаевич уделил работе с числами. Насторожиться стоит, если в основе новости лежит «круглая» цифра. Несколько нулей могут быть сигналом о том, что в сообщении присутствует злой умысел или банальная ошибка. Также сомнению стоит подвергать сообщение, в котором числа указываются в формате «несколько десятков»: чем точнее называется цифра, тем выше вероятность, что информация близка к действительности. «Если вы подозреваете, что информация неправдива, пройдите в самый „корень“ — к первоисточнику. Если это сомнительное или неизвестное вам агентство, то нужно сразу отложить это сообщение», — прокомментировал он.
Вопрос выстраивания защиты — это вопрос интеллекта, ума, знаний, опыта. Чем больше человек знает, думает, наблюдает, тем больше шансов, что он не попадется на удочку провокации.
Доктор филологических наук, кандидат искусствоведения профессор СПбГУ Сергей Ильченко
Также Сергей Николаевич поделился следующим приемом работы с информацией. Глядя на сомнительное сообщение, нужно постараться сформулировать аргументы: «я верю, потому что...» и «я не верю, потому что...». Если аргументов из второй категории больше, то информацию стоит подвергать дальнейшему разбору и сомнению.