Анатомия газетной «утки»: почему Менделеев не изобретал водку и как распознать другие медиафейки
31 января в России отмечают День рождения русской водки. И по большому заблуждению праздник связывают с защитой диссертации «О соединении спирта с водою» профессора Петербургского университета Дмитрия Ивановича Менделеева, которая состоялась в последний день января 1865 года. На самом деле научная работа не имела ничего общего с горячительным напитком, а «утку» про водку распространили журналисты.
О том, как научиться распознавать фейковые новости и почему в этом деле нельзя верить даже маме, рассказал преподаватель-практик СПбГУ, эксперт в области медиаобразования Егор Королев.
Директор Музея-архива Д. И. Менделеева СПбГУ доктор химических наук Игорь Дмитриев не раз рассказывал о том, что ученый никогда не разрабатывал рецептур для водки, а легенда эта настолько древняя, что сегодня трудно сказать, кто был ее первым автором. Тем не менее история периодически продолжает появляться на страницах газет и интернет-порталов.
«Менделеев был своего рода Василием Ивановичем русской науки, — рассказал Игорь Дмитриев. — О нем еще при жизни ходило очень много анекдотов и самых разных слухов. Говорили, что он находится на содержании у нефтяных промышленников, что он все делал ради больших барышей и так далее». Однако даже самый наивный читатель сегодня может докопаться до истины и узнать, что красивая легенда — это всего лишь легенда. Главное, как советует Егор Королев, следовать нескольким простым рекомендациям.
Правило первое — никому не верь сразу
«Нельзя даже маме родной доверять, потому что и она может поверить газетной "утке"», — предостерегает медиаэксперт. Словом, чтобы не оказаться обманутым, стоит хотя бы иногда допускать мысль, что информация, увиденная в СМИ, может быть недостоверной. С этого сомнения начинается поиск правды.
Правило второе — изучи несколько источников
«Если у человека на ноутбуке открыта только одна ссылка, вероятнее всего, ему кто-то что-то пытается навязать, — объясняет преподаватель СПбГУ. — Если он просматривает еще девять ссылок с этой же информацией, есть шанс, что он найдет альтернативную точку зрения, а значит, составит более объективную картину происходящего». Раньше, отмечает эксперт, перепроверкой информации занимались журналисты, а сегодня каждый из нас должен сам стать медиапрофессионалом и научиться подтверждать факты в разных источниках.
Правило третье — задавай главные вопросы
Чтобы не снимать лапшу с собственных ушей, стоит обращать внимание не только на любимые газеты и журналы, но и на те СМИ, которые представляют альтернативную точку зрения. При этом очень важно постоянно задавать себе два главных вопроса: какую цель преследует то или иное СМИ и кто его учредитель. «Если вы найдете на них ответы, "утки" и фейки не смогут воздействовать на вас и ваше окружение», — уверен эксперт.