Фейк и фальшивые доказательства: профессор СПбГУ рассказал, как бороться с ложью в СМИ
17 мая на площадке VIII Петербургского международного юридического форума состоялся круглый стол «Fake News & Fake Evidence в международных спорах». Профессор СПбГУ Сергей Ильченко и другие ведущие эксперты рассказали о фейковой журналистике и о том, как ложная информация может стать аргументом в политике и суде.
Сегодня исследователи все чаще говорят о распространении такого явления, как фейковая журналистика. В новостях и документальных фильмах появляются не правдивые, а правдоподобные факты, из-за чего информационное пространство заполняется ложной информацией. Сфабрикованные фотографии, аудио- и видеозаписи используют в качестве доказательств в международных судебных спорах и на политической арене.
Профессор Санкт-Петербургского государственного университета Сергей Ильченко уверен, что такое положение дел связано с появлением «шоу-цивилизации» — современной системы информационных связей, которая подменяет реальность альтернативой, созданной для зрителя на экране. Эксперт напомнил о «деле Скрипалей», когда премьер-министр Великобритании Тереза Мэй обвинила российские спецслужбы в отравлении бывшего разведчика Сергея Скрипаля и его дочери. В качестве аргумента глава британского правительства употребила ставшее уже популярным в интернете выражение «highly likely» («весьма вероятно»).
В распространении ложной информации ведущую роль играет «приоритет медийного первенства»: кто первым сказал, тот и прав.
Для описания природы фейковой журналистики Ильченко привел несколько цитат из русской литературы: «Уж виноват ты тем, что хочется мне кушать» («Волк и ягненок», Иван Крылов), «Мало ли чего можно рассказать! Не всему же надо верить» («Мастер и Маргарита», Михаил Булгаков). Для борьбы с фейками журналистам необходимо проверять информацию, искать альтернативные источники и не злоупотреблять скоростью в ущерб точности.
В свою очередь, юристам нужно знать технологии разоблачения фальшивых доказательств. О примерах судебных разбирательств, где они использовались, рассказали представители юридической практики, которые приняли участие в обсуждении. Так, заведующий лабораторией Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ Алексей Бушин рассказал о том, как поймали за руку тех, кто распространял ложную информацию о подмене допинг-проб наших спортсменов во время олимпиады в Сочи. Тогда российской стороне удалось добиться оправдания олимпийцев в Спортивном арбитражном суде.
Королевский адвокат Brick Court Chambers Майкл Свейнстон привел еще один пример распространения ложной информации во время грузино-осетинского конфликта в августе 2008 года и показал подборку фейковых новостей и фотографий из материалов иностранной прессы.
«На таких историях можно учиться тому, как бороться с ложью в масштабах государства. Я рад, что СПбГУ и медийное сообщество Петербурга приняли участие в дискуссии. Круглый стол был полезен и для журналистов, и для юристов», — отметил профессор СПбГУ Сергей Ильченко. Эксперт предложил создать на ПМЮФ молодежную сессию, посвященную фейковой журналистике, для представителей СМИ и других специалистов, работающих с информацией. «Для молодых людей это могут быть "уроки правды": не всегда то, что показывают по телевидению или распространяют в интернете, является истиной», — заключил профессор СПбГУ.