Материалы ректорского совещания
О текущих проблемах организации учебного процесса
За прошедший период в Виртуальную приемную в адрес первого проректора по учебной работе поступило 57 обращений от студентов и преподавателей (в том числе 20 вопросов, касающихся организации учебной и учебно-методической работы), 15 обращений зарегистрировано в картотеке обращений обучающихся.
Обращения на различные темы: об отчислении студентов СПбГУ, возможности предоставления академического отпуска, признании подлинности диплома СПбГУ в Греции, соответствии изучаемых дисциплин учебному плану, возможности дистанционного формата обучения в СПбГУ, возможности сохранения смешанного формата обучения, графике обучения в период с 4 по 7 ноября, возможности пересдачи дисциплины, продаже учебно-методических материалов студентам СПбГУ, онлайн-курсе «Противодействие коррупции и проявлениям экстремизма», возможности получения дополнительного образования в СПбГУ, расписании занятий на программах дополнительного образования в СПбГУ, о переводе в другое образовательное учреждение, учете результатов внеучебной деятельности, сборе документов для прохождения стажировки, прохождении вакцинации для иностранных обучающихся, о переводе всех дисциплин в формат реализации с использованием ИКТ по направлению «История», о перевыборе языка для изучения, запросах статусных справок. По всем запросам проводятся проверки и оперативно направляются ответы.
По вопросу, освещенному в материалах ректорского совещания от 13.09.2021, о действиях студента третьего курса бакалавриата по направлению «Политология» В. Е. Дубровского 22 сентября состоялось заседание комиссии по этике СПбГУ, на котором было принято следующее решение: студент грубо нарушил Кодекс универсанта, в частности требования ст. 2, где записано: «Достойно представлять Университет во внеуниверситетской среде, включая СМИ и современные электронные средства массовой коммуникации, заботиться о его репутации как научного и образовательного учреждения, способствовать укреплению его авторитета как старейшего университета России и одного из ведущих вузов страны». Комиссия по этике считает, что действия В. Е. Дубровского не соответствуют высокому статусу обучающегося Санкт-Петербургского государственного университета.
Решение комиссии по этике проректором по воспитательной работе и организации приема А. В. Бабичем было направлено в Студенческий совет (совет обучающихся) СПбГУ с предложением вынести студенту дисциплинарное взыскание в виде отчисления. Предложение Студенческим советом поддержано на заседании 4 октября. За нарушение пункта 2.1.7 Правил внутреннего распорядка обучающихся СПбГУ, утвержденных приказом от 31.08.2013 № 3107/1, а именно, следовать нравственным и культурным традициям и духовным ценностям Университета, общепринятым моральным и этическим нормам, соблюдать Кодекс универсанта, студент был отчислен.
В. Е. Дубровский был отобран для прохождения включенного обучения в Университете Варшавы (Польша) по итогам конкурса на участие обучающихся СПбГУ в программах академической мобильности, реализуемых в рамках межуниверситетских соглашений СПбГУ в 2021/22 учебном году. Письмо с информацией об отчислении Дубровского В. Е. из СПбГУ и отмене включенного обучения было направлено в университет-партнер (Может ли отчисленный студент Дубровский продолжать обучение в зарубежном вузе?). Коллеги из вуза-партнера 08.10.2021 подтвердили отмену семестра обучения.
По информации от руководителей большинства учебно-научных подразделений, занятия проходят по расписанию в смешанном формате.
Поступают заявления от иностранных студентов-психологов о предоставлении возможности организации учебного процесса в формате с использованием информационно-коммуникационных технологий, в связи с чем декан факультета психологии попросила организовать общую рассылку с информацией о формате обучения в Университете и возможных уважительных причинах, которые позволяют претендовать на индивидуальный график и академический отпуск. Разъяснялось, что такая информационная рассылка была проведена в начале семестра. Если необходимо дополнительно проинформировать иностранных обучающихся, это будет сделано. При этом всегда возможно индивидуальное консультирование обучающихся после обращения на электронную почту начальника учебного отдела. Информация о контактах размещена на официальном портале СПбГУ.
Встречи с представителями студенческих советов некоторые руководители за прошедшую неделю не проводили.
В ходе совещания и. о. заместителя декана физического факультета с представителями студенческого совета обсуждались вопросы организации учебного процесса, возможные изменения в расписании занятий в связи с планируемым объявлением нерабочих дней в период с 30.10.2021 по 07.11.2021, а также меры, направленные на предупреждение распространения коронавирусной инфекции среди обучающихся и работников. Разъяснено, что в случае решения об изменении расписания информация об этом будет своевременно доведена до сведения обучающихся.
На совещании и. о. декана факультета политологии с представителями студенческого совета обсуждались текущие вопросы организации учебного процесса, сохранение смешанного формата проведения учебных занятий в осеннем семестре 2021/22 учебного года. Также обращалось внимание на необходимость прохождения обучающимися вакцинации в связи с ухудшающейся эпидемиологической ситуацией.
Во время встречи декана факультета международных отношений с активом студенческого совета обсуждались вопросы обеспечения обратной связи о прохождении обучающимися практики в Петростате.
В ходе встречи первого заместителя декана восточного факультета с представителями студсовета обсуждались вопросы эпидемической ситуации, вакцинации, соблюдения масочного режима и необходимости предоставления сведений о заболевании коронавирусной инфекцией в учебный отдел. Студсовет подготовил памятку для обучающихся с инструкцией о размещении сведений о вакцинации в личном кабинете. Также обсуждался вопрос организации проведения дополнительной сессии с целью ликвидации академической задолженности.
Со стороны студсовета восточного факультета поступил ряд вопросов. В одном из них студентов интересует возможность доступа к лекционным материалам в случае пропуска занятий. Был дан ответ, что студентам доступны рабочие программы дисциплины, а также список литературы, в котором в ряде случаев указаны опубликованные материалы лекций.
По мнению обучающихся магистратуры, существует неравномерность распределения нагрузки по кхмерскому и вьетнамскому языкам. Объем и распределение учебных часов заложены в учебном плане, и возможность его изменения в дальнейшем следует обсуждать с заведующим кафедрой филологии Юго-Восточной Азии, научным руководителем программы магистратуры и учебно-методической комиссией по направлению «Востоковедение».
Представители студсовета упомянули об отказе некоторых преподавателей подключать отсутствующих обучающихся к лекциям для онлайн-присутствия. Был дан ответ о том, что все преподаватели предупреждены о важности таких подключений при наличии у студентов серьезных оснований для подключения с использованием информационно-коммуникационных технологий. Руководство факультета проведет разъяснительную работу с преподавателем.
В ходе встречи декана факультета социологии с членами студсовета обсуждались текущие вопросы организации учебного процесса. До сведения присутствующих доведена информация об открытии пункта питания в помещениях Смольного кампуса.
20 октября в УСИТ поступил первый запрос о наличии проблем с интернетом в общежитии СПбГУ № 4 по адресу: ул. Шевченко, д. 25/1. Запрос от одного и того же пользователя пришел сразу и в Виртуальную приемную, и через портал OTRS. УСИТ прогнозировал, что потребуется расширять канал передачи данных, и эти работы были запланированы ранее на ноябрь 2021 года. В связи с поступлением обращения планы УСИТ были скорректированы: с 22 октября пропускная способность канала передачи данных до общежития № 4 расширена в 10 раз.
УСИТ осуществляет мониторинг существующих проблем на регулярной основе и проводит работы для повышения качества предоставляемых услуг: 19 октября УСИТ провел модернизацию оборудования в общежитии № 14.
Возникающие технические вопросы оперативно решаются обращением в службу технической поддержки через специальный портал приема заявок: sd.spbu.ru. После авторизации по единой учетной записи следует выбрать пункт «Сервис-4_Интернет в общежитиях», с обязательным указанием UID и своих контактных данных. В случае отсутствия доступа к сети интернет технические вопросы можно решить по телефону 363-60-30.
Об организации работы СПбГУ в связи с изданием указа президента РФ «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре — ноябре 2021 года»
20 октября президент России В. В. Путин подписал указ № 595 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре — ноябре 2021 года». Документ устанавливает с 30 октября по 7 ноября 2021 года включительно нерабочие дни с сохранением заработной платы работников.
Для обеспечения функционирования Университета, с учетом предельной численности, установленной приказом проректора по организации работы с персоналом от 6 апреля 2020 года № 2718/1, в указанные дни к работе будут привлечены:
- осуществляющие медицинскую деятельность — 850 человек
- занятые в охране и обслуживании зданий — 800
- обеспечивающие обслуживание серверного оборудования и функционирование информационных систем — 150
- обеспечивающий персонал общежитий — 100
- поддерживающие непрерывный режим работы высокотехнологичного научного оборудования — 50
- осуществляющие текущий уход за коллекциями микроорганизмов, за лабораторными животными и рыбами — 50
- остальные — 500
Все внеучебные, спортивные мероприятия в этот период отменены, для школьников Академической гимназии объявлены каникулы, а занятия в университетских колледжах и военном учебном центре продолжаются. Столовые и буфеты в зданиях Университета продолжают работать.
Указом президента органы власти субъектов Российской Федерации уполномочены установить дополнительные нерабочие дни до 30 октября 2021 года и (или) продлить их после 7 ноября 2021 года исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте, с сохранением за работниками заработной платы. 23 октября губернатор Александр Беглов подписал постановление правительства Санкт-Петербурга «О внесении изменений в постановление правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121».
На сегодняшний день количество вакцинированных сотрудников составляет (включая антитела и медотводы) 5 719 человек, из которых вакцинировано 5 000 сотрудников, у 543 — антитела и у 176 — медотвод. По состоянию на 25.10.2021 59 % от постоянного состава вакцинировано. Количество вакцинированных обучающихся — 3 712 человек, у 58 медотвод, 310 переболели.
С 30 октября по 7 ноября, согласно расписанию, запланировано проведение 48 496 учебных занятий, в которых должны будут задействованы 3 872 научно-педагогических работника Университета. На ректорском совещании был подробно обсужден вопрос формата обучения в период с 30 октября по 7 ноября. Были выработаны варианты внесения изменений в расписание на вышеупомянутый период. Директора и деканы предложили в этот период проводить все учебные занятия дистанционно, с использованием ИКТ.
Организация вакцинации против гриппа
В связи с вопросами в Виртуальной приемной разъяснялось, что вакцинация против гриппа работающих и обучающихся в СПбГУ организована силами выездных прививочных бригад СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 3» и СПб ГБУЗ «Николаевская больница».
Был утвержден график работы выездных бригад:
Для обучающихся
Адрес |
Даты |
Время |
---|---|---|
Ул. Кораблестроителей, д. 20 Медицинский центр КВМТ СПбГУ |
21.10.2021
|
10:00–13:00 |
26.10.2021
|
||
28.10.2021
|
||
02.11.2021
|
||
09.11.2021
|
||
11.11.2021
|
||
7-я линия В. О., д. 16–18 Здравпункт КВМТ СПбГУ |
20.10.2021
|
10:00–13:00 |
22.10.2021
|
||
27.10.2021
|
||
29.10.2021
|
||
Университетский пр., д. 35 Здравпункт КВМТ СПбГУ
|
с 18.10.2021 по 22.10.2021 |
10:00–16:00 |
Для работающих
Адрес |
Даты |
Время |
---|---|---|
Менделеевская линия, д. 5 |
14.10.2021, 19.10.2021
|
10:00–13:00 |
Университетский пр., д. 35 Здравпункт КВМТ СПбГУ |
с 18.10.2021 по 22.10.2021
|
10:00–16:00 |
Поликлиническое отделение СПб ГБУЗ «Николаевская больница» в связи с болезнью врача и отсутствием возможности его замены отменила выезд бригады. Попытки поиска замены для врача не позволили своевременно направить информацию руководству здравпункта об изменении графика вакцинации, в связи с чем поступило два обращения работников Университета.
Руководителем отделения профилактики СПб ГБУЗ «Николаевская больница» было предложено отменить работу выездной бригады и желающих вакцинироваться направлять на вакцинацию в амбулаторно-поликлиническое отделение. В то же время поступила информация о большой нагрузке на участковых врачей-терапевтов амбулаторно-поликлинического отделения из-за напряженной эпидемической ситуации, связанной с новой коронавирусной инфекцией и сезонным подъемом заболеваемости ОРВИ.
В связи с этим и в целях создания более благоприятных (и безопасных в эпидемическом плане) условий для работающих и обучающихся в СПбГУ, желающих получить прививку от гриппа, достигнута договоренность о продлении работы выездной бригады по адресу Университетский пр., д. 35 — 26 и 28 октября с 11:00 до 13:00. Информация об этом была направлена на электронные адреса сотрудников СПбГУ.
За период работы выездных бригад с 14 по 22 октября вакцинировано: работающих — 137, обучающихся — 30 человек.
Проректор по медицинской деятельности П. К. Яблонский сообщил, что эти цифры — только об универсантах, сделавших прививку в СПбГУ. Большая часть вакцинируется в поликлиниках по месту жительства. Желающие вакцинироваться были проинформированы о возможности это сделать в медицинских организациях по месту жительства или других удобных для посещения и выполняющих этот вид профилактической помощи.
Перемещение обучающихся между общежитиями
В ходе обсуждения на ректорском совещании 11 октября (Материалы ректорского совещания от 11.10.2021) было предложено отложить решение о снятии ограничений на свободный проход обучающихся между общежитиями до 20 октября, когда завершится процесс переселения из общежитий, расположенных в Петродворцовом районе, в общежития, расположенные в Василеостровском и Невском районах Санкт-Петербурга.
20 октября были подведены итоги процессов переселения. Возможностью переселиться воспользовался 481 студент. При этом нарушений со стороны обучающихся в ходе процессов переселения не выявлено. Поэтому принято решение разрешить проживающим проход между общежитиями.
В ходе обсуждения вопроса о мерах по противодействию распространению коронавирусной инфекции на ректорском совещании 18.10.2021 (Материалы ректорского совещания от 18.10.2021) отмечалось, что студенты высказали предложение разрешить доступ для прохода в другие общежития только проживающим, имеющим сертификат о вакцинации, переболевшим коронавирусной инфекцией (COVID-19), с момента выздоровления которых прошло не более шести месяцев, а также лицам, имеющим справку, подтверждающую наличие медицинского отвода от вакцинации против коронавирусной инфекции. Такое предложение еще в конце сентября поступило от заместителя председателя Совета обучающихся (Студенческого совета) Д. О. Харламова, а в октябре такое же предложение поступило и от Совета обучающихся СПбГУ (Студенческого совета).
С 21 октября приказом от 20.10.2021 № 10037/1 разрешено свободное перемещение между общежитиями обучающимся, проживающим в общежитиях, вакцинированным от коронавирусной инфекции COVID-19, или перенесшим коронавирусную инфекцию (COVID-19), с даты выздоровления которых прошло не более шести календарных месяцев, или имеющим справку, подтверждающую наличие медицинского отвода от вакцинации против коронавирусной инфекции (COVID-19).
Для получения возможности свободного перемещения между общежитиями обучающимся необходимо в личном кабинете обучающегося СПбГУ (https://my.spbu.ru) предоставить сведения (сертификат) о прохождении полного цикла вакцинации от COVID-19, или медицинскую справку о перенесенной коронавирусной инфекции, которой подтверждается то, что обучающийся перенес коронавирусную инфекцию и с даты его выздоровления прошло не более шести календарных месяцев, или справку, подтверждающую наличие медицинского отвода от вакцинации против коронавирусной инфекции, выданную врачебной комиссией медицинской организации, где наблюдается пациент по заболеванию, являющемуся медицинским отводом. Информация, предоставляемая обучающимся в личном кабинете, экспортируется в Систему контроля управления доступом (СКУД), в результате чего пропуск обучающегося будет разблокирован для посещений общежитий СПбГУ. На сегодняшний день такую возможность имеют уже 742 обучающихся, проживающих в общежитиях.
Круглый стол АВУ «Организация приема. Проблемы и пути их решения»
Ассоциация ведущих университетов России провела круглый стол «Организация приема. Проблемы и пути их решения» (В СПбГУ обсудили правовые особенности процедуры поступления в вуз). Проректор СПбГУ по воспитательной работе и организации приема А. В. Бабич выступил с докладом «Нормативное регулирование приема на основные образовательные программы высшего образования: широкие возможности или ограниченный доступ». В основу доклада положены выводы, сделанные в научной статье «Право на доступ к высшему образованию: административно-правовой аспект» (авторы: А. В. Бабич, Ю. В. Линская, Н. М. Кропачев), которая будет опубликована в ближайшем номере журнала «Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право» (Презентация).
Директорам и деканам предложено представить предложения по совершенствованию существующего порядка приема в вузы и дополнению предложенных изменений.
Учет факта участия лиц во Всероссийской переписи населения в качестве одного из индивидуальных достижений при поступлении в СПбГУ
В соответствии с п. 38 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 21.08.2020 № 1076, перечень индивидуальных достижений, учитываемых при приеме на обучение по программам магистратуры, и порядок их учета самостоятельно устанавливаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
На заседании приемной комиссии СПбГУ будет рассмотрен вопрос об учете участия поступающих во Всероссийской переписи населения в качестве индивидуального достижения при приеме на обучение по программам магистратуры с начислением 5 баллов, включаемых вместе с результатами вступительного испытания в сумму конкурсных баллов.
Реализация программы научно-образовательного кластера «Менделеев»
СПбГУ как ведущий классический университет Российской Федерации в целях повышения глобальной конкурентоспособности российского высшего образования и расширения вклада СПбГУ в достижение результатов, определенных национальными приоритетами технологического и социально-экономического развития субъектов РФ, с 2020 года реализует собственную программу — Научно-образовательный кластер «Менделеев» (приказ от 23.07.2020 № 6870/1 с посл. изм.).
СПбГУ выступает в качестве координатора кластера и содействует разработке и реализации актуальных совместных проектов на основе объединения научного, образовательного и инновационного потенциалов и ресурсов организаций — участников кластера. Уникальный образовательный, экспертный и научный профиль, а также научная инфраструктура, цифровые ресурсы и инструменты СПбГУ в рамках программы НОК направлены на решение задач устойчивого регионального и отраслевого развития Российской Федерации.
Реализация программы строится на индивидуально разработанных дорожных картах сотрудничества каждого университета — участника НОК. Большую роль в достижении поставленных региональными вузами задач здесь играет реализация принципа открытого безбарьерного доступа к публичному имуществу Университета. Например, участники НОК имеют возможность проведения научных исследований или реализации отдельных модулей образовательных программ с использованием научной инфраструктуры Научного парка или используют цифровые инструменты для проведения открытых голосований в целях принятия коллегиальных решений «КриптоВече» (ДВФУ, РУДН, СГУ).
Предложенные СПбГУ цели программы НОК «Менделеев» и принципы его организации оценены университетами России как отвечающие их собственным программам развития, как эффективная система повышения качества и конкурентоспособности их научно-исследовательской и образовательной деятельности. Это дает возможность снизить отток абитуриентов из регионов и обеспечить условия закрепления молодых кадров в субъектах РФ. В настоящее время в программу НОК вошли 20 университетов из 18 субъектов РФ, из них восемь являются опорными университетами своих регионов, два — федеральными вузами России.
В октябре 2021 года 10 университетов — участников НОК были отобраны в качестве победителей Министерством науки и высшего образования по результатам конкурса на право участия в программе стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». Четыре университета (ДВФУ, ОГТУ, СПбГМТУ, СФУ) также являются получателями специальной части гранта программы по треку «Территориальное и (или) отраслевое лидерство». В программах развития этих университетов по «Приоритету 2030» определены стратегические инициативы, реализация которых будет осуществляться с участием СПбГУ. Например, СПбГУТиД внес в карту стратегических инициатив проект по созданию совместной с СПбГУ научной лаборатории по направлению Smart Fashion. В рамках реализации этого направления планируется объединить компетенции СПбГУ в области новых материалов и СПбГУТиД в области технологий проектирования изделий легкой промышленности для создания инновационных решений в области «умного текстиля». Некоторые стратегические инициативы напрямую связаны со спецификой региональной повестки, так, МАГУ совместно с СПбГУ разрабатывает профиль образовательной программы по тематике искусственного интеллекта для Арктического региона.
Заявки от образовательных и научных организаций на вступление в число участников кластера продолжают поступать.
Обеспечение членов научных коллективов оргтехникой и расходными материалами
В Виртуальную приемную поступило обращение профессора кафедры гидроаэромеханики, руководителя проекта РНФ 19-11-00041 «Моделирование неравновесных течений углекислого газа в современных задачах космической аэродинамики и экологии Земли» Е. В. Кустовой. Она попросила конкретизировать порядок обеспечения оргтехникой и офисными расходными материалами (бумагой, канцелярскими товарами) научных коллективов, работающих по проектам РНФ, в качестве обеспечения условий работы научных коллективов, создаваемых по проектам РНФ.
На текущий момент для научно-педагогических работников СПбГУ обеспечивается комплектация базово необходимых рабочих мест согласно функциональным обязанностям. Например, для выполнения работ по грантовым проектам/договорам предусмотрено оснащение рабочих мест оргтехникой. В 2018 году в СПбГУ уже осуществлялась закупка компьютерной техники и по заявкам от научно-педагогических работников выполнялось обновление имеющейся техники. В частности, для обеспечения условий выполнения исследования по запросам заявителя коллектив указанного проекта был обеспечен следующей техникой: персональный компьютер (два комплекта), МФУ Xerox, принтер HP, ноутбук Asus (две штуки). На 2022 год также запланировано обновление компьютерного оборудования с целью комплектации рабочих мест, в том числе для выполнения работ по грантовым проектам, уже запущены соответствующие закупочные процедуры.
После осуществления СПбГУ необходимых закупочных процедур будет возможно направить соответствующую заявку на получение необходимого офисного оборудования. Информация о наличии материально-технических ресурсов, а также формирование заявок — посредством цифрового IT-сервиса СПбГУ.
Включение в повестку дня заседаний ученых советов докладов об основных достижениях ученых СПбГУ
8 февраля 2024 года СПбГУ отметит свой 300-летний юбилей. В рамках подготовки к торжественным мероприятиям по поручению ректора руководителями учебно-научных подразделений организована подготовка публикаций о достижениях ученых Университета в соответствующих предметных областях. Ряд материалов уже опубликован. Например, 30 июня 2021 года подготовлен тематический выпуск журнала «Век информации», посвященный 75-летию журналистского образования в СПбГУ. Номер включает в себя материалы проекта НИР «Научно-педагогические школы журналистики в России», обзоры достижений исследователей журналистики и коммуникаций в СПбГУ, а также воспоминания выпускников СПбГУ. Подготовлена статья С. В. Бахина «Санкт-Петербургская школа международного права: традиции и преемственность (к 75-летию восстановления юридического факультета в составе Ленинградского университета)», в которой идет речь именно о достижениях СПбГУ в сфере международного права. Коллектив Института истории к 300-летию СПбГУ готовит к изданию сборник воспоминаний универсантов (XVIII–XIX веков) в двух томах, первый том уже передан в Издательство СПбГУ.
От профессора кафедры европейских исследований К. К. Худолея поступило предложение заслушивать и обсуждать на заседаниях Ученого совета СПбГУ доклады директоров институтов и деканов факультетов об основных достижениях ученых СПбГУ по соответствующим научным направлениям в контексте празднования 300-летия Университета. Участники ректорского совещания поддержали эту инициативу и предложили такие доклады включить в повестку дня заседаний ученых советов учебно-научных подразделений.
Круглый стол «Университетские музеи в эпоху цифровизации: образовательные и культурные возможности»
В этом году СПбГУ вступил в Союз музеев России. В рамках празднования 20-летия Союза музеев России СПбГУ 15 октября был организован круглый стол «Университетские музеи в эпоху цифровизации: образовательные и культурные возможности». Круглый стол прошел в онлайн-формате и длился более пяти часов (с часовым перерывом). С докладами выступили представители Министерства культуры РФ, специалисты по работе с онлайн-платформами, представители университетских музеев. Было сделано 11 докладов, посвященных актуальным аспектам цифровизации деятельности музеев, особенностям этого процесса в музеях высших учебных заведений.
В рамках работы круглого стола была высоко оценена работа СПбГУ. Так, в своем докладе заместитель директора главного информационно-вычислительного центра Министерства культуры РФ А. А. Воробьев отметил: «СПбГУ — в авангарде процесса музейной деятельности. Это вуз, где очень активно идет работа, где создаются соответствующие структуры, без которых полноценное музейное функционирование невозможно. Залог успеха СПбГУ в том, что его руководство понимает: музейные коллекции могут работать на внешнюю аудиторию, на город, на страну».
Положительная оценка работы музеев СПбГУ в онлайн-пространстве была дана заместителем директора по развитию платформы izi.TRAVEL О. Турской: «Топовый пример, наш блокбастер — это Управление экспозиции и коллекций СПбГУ. Ребята просто огонь что творят. С началом пандемии они нашу платформу izi.TRAVEL обрушили, в хорошем смысле. Они начали делать аудиогиды по всем своим музея. И они делают аудиогиды по каждой выставке».
На ректорском совещании было отмечено: вступление музеев СПбГУ в цифровое пространство во многом определила пандемия. В период локдауна музеи были вынуждены в стихийном порядке начать вести работу в онлайн-среде. Были созданы профили в социальных сетях, была организована работа по представлению коллекций и размещению временных выставок на онлайн-платформах.
Несмотря на сжатые сроки для реализации онлайн-проектов и налаживания работы в социальных сетях, коллективы музеев старались выстраивать цифровую коммуникацию, основываясь на следующих целях:
- привлечение новой аудитории
- увеличение уровня лояльности
- повышение узнаваемости бренда СПбГУ и музеев
- обеспечение доступности и открытости коллекций
А также на следующих принципах выстраиваемой коммуникации.
- Разнообразие — в социальных сетях музеев публикуется не только новостная информация, но также контент, носящий образовательный характер
- Уникальность — каждый музей делает оригинальный контент, основанный на уникальных коллекциях
- Актуальность — музеи СПбГУ открыты всему новому, в том числе и новым тенденциям в социальных сетях. В 2020 году часть музеев из числа первых вошла в новую социальную сеть TikTok, контент которой в значительной мере отличается от других площадок
- Доступность — музеи представлены в большинстве популярных социальных сетей и онлайн-платформ. Таким образом, каждый посетитель может выбрать наиболее подходящий для себя формат подачи информации
- Открытость — коллективы музеев считают необходимым не только открываться новому, но и быть открытыми к иным точкам зрениям, к иному видению. В том числе для этих целей они привлекают к подготовке онлайн-контента студентов СПбГУ
Сегодня музеи СПбГУ имеют 19 страниц в социальных сетях. Что касается иных цифровых платформ, то университетские музеи широко представлены на izi.Travel, Artefact, «Коллекции онлайн: КАМИС».
В социальных сетях музеи публикуют следующий контент: новостные и тематические посты, викторины и конкурсы (пример, конкурс «Бабочка для Набокова», более 250 участников), видеоконтент (лекции, видеоэкскурсии, мастер-классы, видеоинтервью; например, онлайн-лекторий есть у Музея истории, Музея Набокова, Музея Менделеева), межмузейные акции (например, музейная неделя).
За 2020–2021 годы музеи Университета смогли достичь следующих результатов:
- суммарное количество подписчиков — 16 178, прирост за три квартала 2021 года — более 5 000
- музеи подготовили за данный период более 120 онлайн-выставок, записали более 60 лекций
- выставки посмотрели 20 000 раз, а лекции — 312 000
В будущем музеи планируют сохранить положительную динамику, а также решить следующие задачи:
- повышение квалификации сотрудников / привлечение специалистов
- изменение ориентации с количественных показателей на качественные
- расширение онлайн-присутствия — освоение новых площадок, форматов
- создание межмузейного контента и проектов
Ученый СПбГУ О. А. Кузнецова — лауреат международной литературной премии имени Владислава Крапивина
В 2021 году в соискании международной литературной премии имени Владислава Крапивина приняли участие рекордное количество писателей: на суд жюри были представлены работы 378 авторов из 14 стран, в том числе Германии, Франции, Италии, США, Республики Кипр и Финляндии, но только 14 из них вышли в финал.
Лауреатом премии в номинации «Выбор командора», победителя в которой раньше лично определял Владислав Крапивин, стала главный научный сотрудник кафедры прикладной кибернетики СПбГУ Ольга Александровна Кузнецова (литературный псевдоним — Ольга Замятина). Награду ей вручила почетный командор отряда «Каравелла», вдова писателя, председатель жюри премии Ирина Васильевна Крапивина (Ученый СПбГУ — лауреат Международной литературной премии имени Владислава Крапивина).
В свободное от работы время Ольга пишет книги для детей и подростков. Ранее ее произведения уже были отмечены международной Корнейчуковской премией.
О кадровом составе учебно-научных подразделений
Продолжается анализ кадрового состава и результатов деятельности коллективов учебно-научных подразделений СПбГУ. Уже обсуждались результаты деятельности коллективов факультета ПМ-ПУ и Института химии (Материалы ректорского совещания от 26.07.2021, Материалы ректорского совещания от 18.10.2021), на очереди — анализ работы коллективов экономического факультета, факультета свободных искусств и наук.
На совещании отмечалось, что такой подробный анализ важен и полезен не только для руководителей учебно-научных подразделений, но и членов коллективов институтов и факультетов. На основе анализа намечаются задачи коллектива, утверждается дорожная карта первоочередных мероприятий. Происходит перераспределение педагогической нагрузки, принимаются решения о переводе работников на более высокие должности (уже переведены четверо сотрудников). Директорам и деканам поручено представить предложения по совершенствованию показателей оценки кадрового состава учебно-научных подразделений. Директор Института химии И. А. Балова проинформировала участников совещания, что по результатам обсуждения материалов предыдущего ректорского совещания ученый совет института принял решение ходатайствовать перед Ученым советом Университета о реорганизации некоторых подразделений института.
О встречах руководителей учебно-научных подразделений со студсоветами, представителями профсоюзной организации и др.
В трудовых договорах руководителей учебно-научных подразделений содержатся обязательства регулярно проводить совещания с заведующими кафедрами, встречаться с представителями студенческого совета, профбюро сотрудников и обучающихся. Такие встречи необходимы для обсуждения насущных проблем жизни Университета, разъяснения коллегам и обучающимся своей позиции по спорным вопросам, выяснения мнения, аргументов, предложений коллег и обучающихся. В трудовых договорах закреплена обязанность руководителей предоставлять и публиковать отчеты об этих встречах. Помощь в подготовке таких отчетов оказывают помощники руководителей (сотрудники Организационного управления).
В сентябре к выполнению этих поручений внимательно отнеслись руководители факультетов искусств, психологии, экономического, а также Института истории. Вместе с тем не все директора и деканы добросовестно исполняют эту обязанность. Проведенный анализ показал, что за весь сентябрь не было организовано ни одной из перечисленных встреч в институтах «Высшая школа менеджмента», «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций», на факультетах математики и компьютерных наук, юридическом, стоматологии и медицинских технологий. Недостаточно активны в этом направлении в сентябре были деканы факультетов: биологического, восточного, медицинского, свободных искусств и наук.
Публикация материалов встреч и приемов является архиважным делом. Анализ опубликованных материалов позволяет всем универсантам получать крайне важную информацию для принятия выверенных и своевременных решений (в том числе и управленческих), адекватно реагировать на возникающие проблемы и принимать меры для их разрешения.
Сравнительный анализ международной деятельности
Сравнительный анализ международной деятельности Университета в 2019–2020 годах показал, что, несмотря на введенные масштабные ограничения, направленные на предотвращение распространения пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, удалось сохранить положительную динамику и в целом реализовать потенциал Университета в вопросах выполнения ранее достигнутых договоренностей и развития международного сотрудничества. Это произошло благодаря совокупности нескольких факторов и условий. Во-первых, сохраняется стабильность в показателях качественных характеристик основных образовательных программ, реализуемых СПбГУ, и значительно увеличилась численность иностранных граждан, обучающихся в Университете. Во-вторых, помогли быстрый переход на дистанционный формат обучения в условиях пандемии и сохранение высокого качества образования. В-третьих, расширяется деятельность Университета в международных объединениях, происходит запуск новых совместных проектов.
К примеру, благодаря тому, что в 2020 году СПбГУ одним из первых в России успешно осуществил переход на информационно-коммуникационные технологии в образовании и науке, общее количество международных мероприятий (большая часть из которых проведена в онлайн-формате) увеличилось по сравнению с предыдущим годом почти в два раза. Это обстоятельство позволило расширить географию стран — организаторов встреч, обеспечить доступ большему количеству докладчиков и содокладчиков — российским и иностранным гражданам.
Отмечено, что в 2020 году, вопреки неблагоприятным обстоятельствам, удалось запустить два новых глобальных проекта. Был заложен первый камень совместного кампуса СПбГУ и Харбинского политехнического университета в КНР (СПбГУ и Харбинский политехнический университет начали строительство совместного кампуса в Китае), а проведенная нашими сотрудниками и узбекскими партнерами целенаправленная работа привела к изданию указа президента Узбекистана об организации работы филиала СПбГУ в городе Ташкенте (СПбГУ открывает филиал в Узбекистане). И в ближайшей, и в долгосрочной перспективе эти два события окажут существенное положительное влияние на развитие международной научной, образовательной деятельности Университета.
В 2020 году просматривается стабильный рост практически по всем показателям, связанным с проектами, реализуемыми в партнерстве с иностранными организациями и международными объединениями в научной сфере. Доминирующим регионом по числу достигнутых договоренностей, предусматривающих возможности международной мобильности обучающихся и научно-педагогических работников, остается Европа (54 %), на втором месте — страны Азиатского региона (23 %). Незначительно выросло количество соглашений с вузами, расположенными в Северной и Южной Америке, Восточной Африке и на Ближнем Востоке.
Работа в сфере международной деятельности, реализация совместных проектов с иностранными организациями и международными объединениями, а также авторитет Университета в мировом научном и образовательном сообществе позволили не только сохранить качество реализации образовательных программ и выполнить СПбГУ ранее взятые на себя обязательства, но и создать потенциал для дальнейшего развития после снятия коронавирусных ограничений.
Организация взаимодействия с выпускниками
Прорабатывается вопрос о правовой форме будущей организации, которая объединит выпускников СПбГУ. В ходе анализа ассоциаций выпускников, действующих на территории РФ, были выделены потенциальные модели создания будущей организации. ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ не запрещает государственным учреждениям выступать учредителями иных НКО, но правоспособность государственного учреждения зависит от устава. Согласно п. 18 Устава СПбГУ Санкт-Петербургский университет вправе [...] учреждать в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, некоммерческие и иные организации, деятельность которых направлена на реализацию деятельности Санкт-Петербургского университета. Исходя из проанализированных кейсов Университет может являться учредителем или соучредителем АНО, фондов и НКО.
Существуют кейсы, где ключевым центром взаимодействия с выпускниками является структурное подразделение Университета (центр, отдел, управление, департамент и т. д.). Среди сильных сторон структурного подразделения можно выделить более высокий уровень контроля, эффективность системы управления, работу на бренд Университета, развитие фонда целевого капитала Университета (более надежный вариант для корпоративных партнеров), короткий «путь» от Университета до выпускника, минуя ассоциацию. Среди слабых сторон — вопрос членства в сообществе выпускников, нет возможности участвовать в конкурсах на грантовую поддержку (т. к. гранты обычно выделяются НКО), сложные процедуры расходования средств (ограничения бюджетной организации).
В 38 % проанализированных кейсов встречается форма собственности «собственность общественных объединений» (ОКФС-53). Общественная организация защищает права и законные интересы, прописанные в уставе. Свою деятельность общественная организация ведет за счет внутренних и внешних взносов, а также за счет деятельности членов организации. Таким образом, общественная организация в собственности имеет имущество, переданное ей ее участниками. Среди сильных сторон общественных объединений можно выделить: наличие членства; возможность осуществлять предпринимательскую деятельность; возможность функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица, что сокращает время создания ассоциации; возможность участия в конкурсах на грантовую поддержку. Среди слабых сторон — в качестве учредителей наряду с гражданами могут выступать юридические лица — общественные объединения, а другие юрлица не вправе выступать учредителями и членами организации.
В 35 % проанализированных кейсов встречается частная собственность (ОКФС-16): АНО или фонды. Среди сильных сторон АНО можно выделить: возможность осуществлять предпринимательскую деятельность; сравнительную легкость в управлении; учредителем может быть одно лицо; влияние на назначение органов управления АНО и принятие ключевых решений; возможность участия в конкурсах на грантовую поддержку. Среди слабых сторон — отсутствие членства.
Рассмотрение комиссией по этике обращения М. Н. Дрожжина
Председатель комиссии по этике почетный профессор СПбГУ Г. Г. Богомазов сообщил, что 8 октября комиссия по этике приступила к рассмотрению обращения обучающегося СПбГУ М. Н. Дрожжина. Этот магистрант хотел заниматься в фольклорном ансамбле СПбГУ. И сначала руководительница ансамбля Е. В. Головкина приняла его, но потом прислала студенту смс, где сообщила, что ему не стоит заниматься в этом коллективе (такой вывод она сделала на основе страницы М. Дрожжина в социальной сети). В связи с этим М. Н. Дрожжин обратился в комиссию по этике с просьбой дать оценку действиям преподавателя. Одновременно с этим в социальных сетях кем-то было опубликовано полученное М. Дрожжиным упомянутое выше сообщение от Е. В. Головкиной. После данной публикации в интернете, как говорит Е. В. Головкина, начались нападки на нее.
Г. Г. Богомазов сообщил о том, что комиссия еще не приняла какое-либо решение (Кто распространяет ложную информацию о заседании комиссии по этике по обращению студента М. Н. Дрожжина?). В связи с проверкой, которая проводится правоохранительными органами, комиссия приостановила рассмотрение вопроса до окончания проверки.