Эксперт-инфекционист СПбГУ рассказала, нужно ли проверять наличие антител перед ревакцинацией
С приходом осени статистика заболевших новой коронавирусной инфекцией снова начала расти, и эксперты называют это очередной волной COVID-19. Доцент СПбГУ (кафедра инфекционных болезней, эпидемиологии и дерматовенерологии), заведующая поликлиникой Боткинской больницы Ольга Соколова объяснила, поможет ли вакцинация снизить последствия этого подъема, можно ли заболеть, имея высокий титр антител, и какие осложнения после COVID врачи чаще всего встречают в своей практике.
Ольга Игоревна, нужно ли прививаться от коронавируса?
Обязательно! Известно, что вакцинация уменьшает число тяжелых форм течения коронавирусной инфекции. Это мы видим и в стационаре.
В Израиле вакцинировано почти 70 % населения, но заболеваемость коронавирусной инфекцией все равно растет. В ходе научного исследования было показано, что, несмотря на то, что вакцинированные и болеют, и госпитализируются, при сравнительном анализе госпитализированных без прививки и привитых разница очень существенная. Тяжелое течение развивается в три раза чаще в группе непривитых. Эта разница значительно увеличивается для людей старше 50 лет. В этой возрастной группе тяжелые случаи у непривитых развиваются в 23 раза чаще, чем у тех, кто сделал прививку.
Вы работали в красной зоне? Насколько это сложно для врача?
Я работала в красной зоне с апреля по сентябрь 2020 года. Это было самое начало пандемии коронавирусной инфекции. Мы еще не знали, как ее лечить. Было сложно, непонятно, почему больным становится хуже и что с этим делать. Хотя мы и инфекционисты, работа в средствах индивидуальной защиты — не то, с чем мы сталкиваемся каждый день, поэтому это в определенной мере было тяжело. Но мы, как специалисты, были в целом готовы.
Сейчас статистика COVID-19 опять поползла вверх.
Да, течение эпидемии коронавирусной инфекции волнообразно. Сейчас, по официальной статистике, резко возрастает заболеваемость, мы видим достаточно тяжелое течение COVID-19 у госпитализированных пациентов, с высокой летальностью — в 2,5 раза выше, чем в 2020 году. Ощущается нехватка мест в больницах, будут открываться новые площадки. Это отчасти связано с тем, что осенью люди вернулись из отпусков и инфекция начала распространяться среди учеников школ, их родителей, в семьях, среди непривитых людей. Это вполне объяснимо.
Многие не прививаются, потому что боятся побочных эффектов. Есть ли у врачей понимание, насколько серьезной может быть «побочка»?
После окончания работы в красной зоне, когда первая волна пошла на спад и стала возможной работа поликлиники Боткинской больницы, на меня сильное впечатление произвела работа с пациентами с осложнениями после перенесенного COVID. А вот поствакцинальных осложнений мы почти не встречаем. С января 2021 года мы начали заниматься вакцинацией, и количество вакцинированных у нас уже более 10 000 человек. Среди побочных эффектов, которые наблюдаются практически у 100 %, — повышенная температура, которая может сопровождаться ознобом и недомоганием. Это нормальная реакция, которая говорит о том, что организм формирует иммунитет к вирусу, что и есть цель вакцинации.
Серьезный побочный эффект, который можно ожидать, — это анафилактическая реакция на введение вакцины, на ее компоненты, но таких случаев у нас не было. Людям, у которых есть риск аллергических реакций, мы рекомендуем за три дня начать принимать противоаллергические препараты. В сложных случаях мы можем одновременно вводить гормоны. Каких-либо серьезных аутоиммунных реакций мы в своей практике за это время тоже не видели.
Многие теоретизируют на тему того, что ревакцинация в дальнейшем может увеличить риск аутоиммунных заболеваний. Подтвержденных данных этого нет, эти риски предполагаемые. Мне кажется, риск коронавирусной инфекции и ее тяжелого течения сейчас гораздо более реален, поэтому надо ревакцинироваться.
Спустя какое время после первой вакцинации нужно проходить ее во второй раз?
Согласно приказу Минздрава, ревакцинация проводится через полгода после введения второй вакцины первой вакцинации или через полгода после перенесенного COVID-19.
Есть ли уже данные, надолго ли сохраняются антитела? Как убедиться, что ты защищен? Можно ли узнать это, просто сдав тест на антитела IgG в лаборатории?
COVID-19 как новое заболевание продолжает активно изучаться, и сейчас мы видим много противоречивых данных. Некоторые люди не болеют, не имея антител, и, наоборот, болеют, имея высокий титр антител, поэтому антитела в этом случае не являются однозначным показателем того, может ли человек заболеть или нет, есть ли у него защита или нет.
В СПбГУ открыли Центр изучения постковидного синдрома
Очевидно, что иммунный ответ на коронавирусную инфекцию формируется не совсем привычным образом или пока ученые не обнаружили эту закономерность. Но судить о рисках по наличию или отсутствию антител бессмысленно, поэтому сейчас даже не рекомендуется сдавать анализ на антитела при ревакцинации — нужно просто раз в полгода ревакцинироваться от коронавируса.
Сегодня эксперты много говорят про long COVID — постковидный синдром. Какие последствия перенесенного заболевания вы как врач наблюдаете чаще всего?
Мы видим самые разнообразные последствия перенесенного COVID-19 с поражением разных органов и систем организма. Много данных о болезнях сердечно-сосудистой системы, миокардитах, повышении артериального давления, о влиянии на сосуды, обострении аутоиммунных заболеваний, неврологических проблемах, нарушении функции желудочно-кишечного тракта, фиброзирующих процессах в легких после перенесенных пневмоний. Системы в этих знаниях пока нет. Мы лечим патогенетически, симптоматически, отправляем наблюдаться у специалистов.
Можно ли что-то предпринять во время или после болезни, чтобы облегчить последствия COVID-19?
Нужно правильно лечиться: следить за своим состоянием, вовремя госпитализироваться при показаниях. Универсального совета нет, все индивидуально: при различных патологиях, вовлечении разных органов и систем есть разные препараты, которые нужно принимать и которые должны помочь облегчить последствия и в первую очередь предотвратить летальный исход.
Несмотря на то, что пандемия никуда не ушла, сезонные заболевания тоже все еще с нами.
Во время пандемии значительно снизились заболеваемость ОРВИ и кишечными инфекциями. Это связано с ношением масок, с более частым мытьем рук. Но, учитывая, что в этом году люди стали чаще пренебрегать мерами профилактики, меньше носить маски, может быть зафиксирован, например, подъем гриппа. Предупредить тяжелое течение гриппа можно с помощью сезонной вакцинации. Она уже началась.
Подробнее о вакцинации от гриппа читайте в интервью с директором НИИ гриппа имени А. А. Смородинцева Дмитрием Лиозновым и заместителем директора, выпускницей СПбГУ Дарьей Даниленко.
Как этой осенью лучше поддерживать иммунитет?
Как этой осенью, так и любой другой нужно регулярно заниматься спортом, проходить не менее пяти километров в день, правильно питаться, чаще бывать на свежем воздухе, выстраивать правильный режим дня: ночью спать, днем бодрствовать. Это самые лучшие способы поддержания иммунитета. Как всегда, в ноябре можно рекомендовать прием поливитаминов, содержащих витамин D и другие важные биодобавки.
Можно ли сейчас подвести промежуточные итоги пандемии и дать прогноз, долго ли еще мир будет жить с SARS-CoV-2?
Это очередное инфекционное заболевание, в данном случае вирусная инфекция, которая здорово повлияла на планету Земля, на весь мир, на людей, на экономики государств. Давать какие-либо прогнозы пока рано, но, наверно, это то заболевание, которое будет всегда, вряд ли мы от него избавимся. Со временем, возможно, научимся планово вакцинироваться от коронавируса, а может быть, вирус тоже разовьется в какие-то новые формы.