Ученые СПбГУ: пятая часть пациентов, переболевших COVID-19, столкнулась с постковидным синдромом
В СПбГУ состоялся международный конгресс «Аутоиммунитет, COVID-19 и постковидный синдром», в котором приняли участие иммунологи, патофизиологи и врачи самых разных специальностей — эпидемиологи, инфекционисты, терапевты, неврологи, нефрологи, онкологи, акушеры-гинекологи, ревматологи, объединенные задачей как можно полнее изучить влияние новой коронавирусной инфекции на организм человека, чтобы остановить ее распространение.
Международный конгресс организован Санкт-Петербургским государственным университетом в сотрудничестве с Ариэльским университетом (Израиль) и поддержан грантом Правительства РФ для государственной поддержки исследований, проводимых под руководством ведущих ученых, договор № 14.W03.31.0009.
По состоянию на ноябрь 2021 года в мире было заражено больше 262 миллионов человек, больше пяти миллионов погибли. Руководитель лаборатории мозаики аутоиммунитета СПбГУ, президент Ариэльского университета академик Национальной академии наук и искусств Израиля Иегуда Шенфельд охарактеризовал возбудителя новой коронавирусной инфекции как «вирус аутоиммунитета», имея в виду характер осложнений, возникающих при СOVID-19.
После появления иммунологии как науки и особенно после разработки первых вакцин человечеству стало казаться, что эпидемии остались в прошлом и болезней масштаба «испанки» больше не будет. «Но, как сказал немецкий философ Карл-Роберт Эдуард фон Гартман, — как бы ни развивалась медицина, сколько бы ни было найдено средств против болезней, болезни тоже эволюционируют. Появляются и будут появляться новые заболевания, и они всегда будут на шаг впереди медицины», — подчеркнул заместитель руководителя лаборатории мозаики аутоиммунитета, заведующий кафедрой патологии СПбГУ, сопрезидент конгресса Леонид Чурилов. В начале 2020 года на шаг впереди медицины оказался SARS-CoV-2 — коронавирус, изменивший весь мир. Ректор Ариэльского университета профессор Альберт Пинхасов заметил, что, несмотря на большие успехи в лечении и профилактике новой коронавирусной инфекции, эпидемия еще с нами, а значит, мы «должны применять достижения современной медицины, чтобы создать лучшее будущее для всех нас».
Одной из причин высокой летальности от COVID-19 участники конгресса назвали цитокиновый шторм. Это избыточный ответ на вирусную нагрузку, необычайно высокая степень реакции иммунной системы человека, когда ее продукты, цитокины, форсируя барьеры, отграничивающие очаги воспаления, проникают в огромных количествах в кровь и мешают осуществлению кровообращения и дыхания, нарушают текучесть крови, способствуют тромбообразованию, делают внутреннюю выстилку сосудов клейкой, а легкие малоэффективными для газообмена. Это ведет к гипоксии и недостаточности функций сразу многих органов и систем, что в медицине обозначается как «токсико-инфекционный шок». Когда иммунитет реагирует на возбудитель, выделяются антитела. Это специальные сигнальные молекулы для переноса информации от одной клетки к другой, опознавания и связывания антигенов. Есть среди них и аутоантитела к собственным антигенам организма. В небольшом количестве они безопасны для организма и помогают регулировать его жизнедеятельность, устранять продукты распада тканей. Но если их образуется слишком много, аутоантитела начинают атаковать здоровые клетки собственного организма, нарушая работу не только легких, но и многих других органов. Такому усилению аутоиммунитета до болезнетворного уровня способствуют «мимикрия» вируса, фрагменты многих белков которого похожи на наши собственные, а также огромное количество цитокинов в крови.
Цитокиновый шторм был известен и раньше — например, часто развивался во время сепсиса, но ученые до сих пор не могут однозначно ответить, почему у одних пациентов с коронавирусом он, как настоящее цунами, приводит к серьезным разрушениям или летальному исходу, а другим удается его избежать.
Одна из версий — это генетическая предрасположенность. С одной стороны, сильная иммунная система позволяет подавить вирус, но с другой — выйдя из-под контроля, способна привести к летальному исходу.
Еще одна причина осложнений при COVID-19 — гиперферритинемия. Высокий уровень ферритина может активизировать макрофаги — клетки неспецифического иммунитета, важные дирижеры воспаления и специфических иммунных реакций. При активации некоторые макрофаги начинают выделять цитокины, способствующие цитокиновому шторму.
Участники заметили: несмотря на то, что пандемия бушует уже почти два года, лечение COVID-19 и постковидного синдрома пока все еще симптоматическое. Чтобы оно было эффективным, врачу нужно найти способ предсказать тяжесть заболевания, ключ к пониманию того, какие пациенты переболеют легко, а какие тяжело.
Одна из версий развития тяжелого течения болезни — особая экспрессия ангиотензинпревращающего фермента 2 (АПФ2). Это фермент, который в ситуации покоя работает во благо человека. В условиях же COVID-19 за него может «уцепиться» SARS-CoV-2, проникнуть в клетку и дальше транспортироваться в органы, вызывая нарушения работы сердца, почек, желудочно-кишечного тракта, надпочечников и щитовидной железы, половых желез. Количество АПФ2 в тех или иных клетках может указывать на мишени вируса и определять поражаемость органов и тканей. Зная это, врачи могут вовремя подобрать верное лечение и уменьшить разрушительные последствия коронавирусной инфекции.
В ходе конгресса с докладами выступили руководитель лаборатории мозаики аутоиммунитета СПбГУ, глава израильского Центра аутоиммунных заболеваний имени Заблудовича, президент Университета Ариэля Иегуда Шенфельд, ректор Университета Ариэля Альберт Пинхасов, директор Института трансляционной биомедицины СПбГУ Рауль Гайнетдинов, профессор британского Королевского колледжа Дэвид Д’Круз, заведующий отделением аутоиммунных болезней Клинической больницы Барселоны Рикард Сервера, заведующий лабораторией иммуноревматологических исследований Итальянского института роста и развития человека в Милане Пьер-Луиджи Мерони и другие исследователи из России, Израиля, Италии, Испании, Германии, Греции, Нидерландов, Латвии и Португалии.
Исследователям известны и другие случаи, когда при инфекциях иммунитет, направленный на борьбу с возбудителем, будучи неверно нацелен или недостаточно отрегулирован, может провоцировать аутоиммунные или аутовоспалительные заболевания — болезни саморазрушения органов и тканей собственной иммунной системой. Среди них, по словам экспертов, ревматоидный артрит, системная красная волчанка, склеродермия, синдром Гийена — Барре, болезнь Кавасаки, инсулинозависимый сахарный диабет, тиреоидит, диффузный токсический зоб, хроническая надпочечниковая недостаточность, некоторые формы энцефалита, миокардита, гастрита, панкреатита, гепатита и колита и многие другие. Даже так широко распространенная при COVID-19 и при некоторых других заболеваниях аносмия — потеря обоняния — может носить аутоиммунный характер, считают ученые.
Для изучения аутоиммунных последствий COVID-19 и оказания медицинской помощи пациентам с постковидными нарушениями здоровья в СПбГУ в сентябре 2021 года усилиями сотрудников лаборатории мозаики аутоиммунитета и Клиники высоких медицинских технологий был создан Центр по изучению аутоиммунных заболеваний и последствий новой коронавирусной инфекции. Подобных центров пока нет ни в России, ни за рубежом. Его специалисты не только проводят научные исследования постковидного синдрома, но и занимаются лечением пациентов с похожими симптомами. Среди них: не снимаемая сном и отдыхом утомляемость, одышка, когнитивная дисфункция, так называемый туман в голове, тахикардия и аритмии, нарушение сна, костно-мышечные и суставные боли и многое другое.
Еще одна сложность, которую отмечают врачи по всему миру, — постковидные проблемы с ментальным здоровьем.
У пациентов наблюдаются подавленность, депрессия, синдром хронической усталости, сопровождаемый фибромиалгией и иммунной дисфункцией. Ранее очень сходные симптомы отмечались у людей после перенесенных инфекций вирусов группы герпеса, при проживании и длительном регулярном нахождении в помещениях, где микросреда насыщена соединениями антигенной и иммуностимулирующей природы («синдром нездоровых зданий»), у перенесших комплексные антигенные, токсические и иммуностимулирующие воздействия солдат армии США, участвовавших в операции «Буря в пустыне» в начале 1990-х годов («синдром участников войны в Персидском заливе»). Ученые полагают, что все эти симптомокомплексы, несмотря на их разные причинные факторы, объединяет общий механизм развития. Гиперстимуляция иммунной системы оборачивается аутоиммунными поражениями ряда органов и нарушениями взаимоотношений между иммунитетом и нейроэндокринной регуляцией.
Если в начале пандемии Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) относилась скептически к сообщениям пациентов, что, несмотря на выздоровление, они продолжают себя плохо чувствовать, их беспокоит хроническая усталость, снижение памяти, внимания, то затем активная позиция пациентов привела к тому, что ВОЗ официально признала постковидный синдром и внесла его в Международную классификацию болезней.
Лаборант-исследователь лаборатории мозаики аутоиммунитета, сотрудница Центра изучения постковидного синдрома СПбГУ Варвара Рябкова
Это дало врачам возможность ставить такой диагноз и лечить пациентов с постковидным синдромом, количество которых, по словам исследователей, сегодня приближается к 20 % от общего количества переболевших новой коронавирусной инфекцией. При этом эксперты отмечают, что, прежде чем определить, есть ли у пациента постковидный синдром, необходимо исключить альтернативные причины возникновения сходной симптоматики.
То, что Центр изучения постковида СПбГУ создан на базе университетской клиники, позволяет разрабатывать индивидуальный план лечения с использованием мультидисциплинарного подхода — пациенты могут получить консультацию врачей разных специальностей. Здесь же, как рассказала исследователь лаборатории мозаики аутоиммунитета, сотрудник Центра изучения постковидного синдрома СПбГУ, невролог Наталия Гаврилова, ведется разработка протоколов диагностики, лечения, реабилитации пациентов с поствирусными осложнениями. Располагаясь в Петербурге, центр не ограничивается консультированием петербуржцев. Обратиться к врачам Центра изучения постковида можно онлайн.