Перезагрузка: Русский как иностранный: раньше и теперь

Система государственного тестирования по русскому языку как иностранному (ТРКИ) в нашей стране во многом зародилась благодаря усилиям специалистов СПбГУ. Научный потенциал ТРКИ закладывался именно в нашем университете. Вопросы (контрольно-измерительные материалы тестов) и правила ТРКИ разрабатывали университетские ученые К. А. Рогова, Т. И. Попова, И. Н. Ерофеева и др. Но деятельность по языковому тестированию в Университете лет десять-двадцать назад трудно назвать активной.

Центр языкового тестирования СПбГУ был создан в 1997 году (приказом ректора СПбГУ от 22.08.1997 № 596/1 «О создании Центра тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку») в структуре филологического факультета, и его руководителем был назначен доцент кафедры русского языка для иностранцев-филологов Е. Е. Юрков. Руководитель центра подчинялся декану филологического факультета. А заработанные средства включались в бюджет факультета с 1997 по 2015 год.

Стоит отметить: работа была организована таким образом, что не сохранились статистические данные о количестве тестируемых за этот период, а также об открытии центров за рубежом и фактических отношениях с ними. Передача дел также не была осуществлена должным образом.

Новый этап — в структуре ректората

Вплоть до 2010 года за пределами коллектива филологического факультета информация о работе и достижениях Центра тестирования практически никому из универсантов не была известна. Зато с каждым годом увеличивалось число слухов. Кто может быстро и без проблем решить вопрос с получением сертификата ТРКИ? Сколько и кому надо заплатить, чтобы решить вопрос? Обоснованность этих слухов подтверждали представления из правоохранительных органов, в которых сообщалось, например, что иностранные граждане (указаны их ФИО) получили сертификаты ТРКИ, выданные на их имя в СПбГУ, на основании тестов, проведенных центрами, расположенными в других городах (Ростове-на-Дону, Сыктывкаре и др.). На самом деле тесты за них сдавали другие лица, а поддельные документы готовили руководители этих центров... Поручения декану, а потом проректору по направлениям навести порядок в работе Центра тестирования СПбГУ не приводили к изменению ситуации к лучшему.

А тут наступил 2014 год — и наш университет получил право проводить государственное тестирование по русскому как иностранному и комплексный экзамен для мигрантов (который включает русский язык, историю России и основы законодательства РФ). Приказом министра образования и науки РФ от 28.10.2014 № 1394 Санкт-Петербургский университет был включен в перечень образовательных организаций, которые обладают правом проводить тестирование по русскому языку как иностранному и выдавать сертификат государственного образца. Такой сертификат является единственным официальным документом, удостоверяющим уровень владения русским языком как иностранным в соответствии с общеевропейскими языковыми компетенциями (CEFR). Сертификат необходим при поступлении в российские вузы, входит в пакет обязательных документов для вступления в гражданство РФ.

Приказом министра образования и науки РФ от 02.12.2014 № 1533 СПбГУ был уполномочен проводить комплексный экзамен по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации. Сертификат о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации, выдаваемый СПбГУ, является необходимым документом при получении разрешения на работу (или патента), разрешения на временное проживание, а также вида на жительство. Комплексный экзамен проводится в соответствии с распоряжением директора Центра экспертиз СПбГУ от 26.12.2014 № ЦТ-001/14 «Об утверждении регламента проведения комплексного экзамена», утвержденного в соответствии с протоколом от 23.05.2015 № 4 заседания комиссии Минобрнауки России по разработке методического обеспечения проведения комплексного экзамена. И с января 2015 года СПбГУ стал проводить комплексный экзамен для мигрантов. За это время (более пяти лет) СПбГУ провел тестирование для более чем 470 000 человек на все уровни комплексного экзамена.

Право проводить этот экзамен в 2015 году получили всего пять вузов и научных институтов России: СПбГУ, МГУ, РУДН, Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина и Тихоокеанский государственный институт (ТАСС: «Право принимать экзамен у трудовых мигрантов получили пять вузов»). В соответствии с приказом Минобрнауки каждая организация должна была самостоятельно проводить комплексный экзамен. Согласно п. 4 ст. 15.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» правом проведения комплексного экзамена обладали только организации, включенные уполномоченным органом власти (им в тот период являлось Министерство образования и науки РФ) в специальный перечень образовательных организаций, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации. Соответственно, правом передачи соответствующих полномочий другим лицам включенные в перечень организации не обладали. Поэтому такая переуступка являлась прямым нарушением требований законодательства, то есть правонарушением, а может быть, даже и преступлением.

Согласно утвержденным приказом Минобрнауки России от 29.08.2014 № 1156 форме и порядку проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации уполномоченные организации имели право привлекать третьих лиц только для информационно-технического обеспечения проведения комплексного экзамена: «в случае, если комплексный экзамен проводится за пределами организации, проводящей комплексный экзамен, она вправе организовать проведение комплексного экзамена в части приема документов, информационного обеспечения, консультирования иностранных граждан по вопросам проведения комплексного экзамена, подготовки иностранных граждан к проведению комплексного экзамена, организационно-технического обеспечения процедуры проведения комплексного экзамена, а также вручения сертификатов о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации иностранным гражданам через иную организацию на основании соответствующего соглашения».

Судя по всему, далеко не во всех организациях это правило строго соблюдалось. По инициативе депутатов Государственной думы РФ Генеральная прокуратура РФ провела проверку всех пяти организаций и выяснила, что сертификаты о результатах проведенного тестирования подписывали неуполномоченные лица, организации не успевали в течение десяти дней выдавать сертификаты, не учитывали интересы людей с ограниченными возможностями здоровья (Материалы ректорского совещания от 29.06.2015). Проверка проходила и в СПбГУ. В акте внеплановой выездной проверки Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки юридического лица № 292/ВП/З/Т от 24.06.2015 указано, что «требования законодательства Российской Федерации об образовании в части проведения комплексного экзамена и тестирования по русскому языку как иностранному языку <...> организацией выполняются» (то есть замечаний не было).

В акте также указано:

  1. «Для лиц с ограниченными возможностями здоровья предусмотрено оказание помощи ассистентов и предоставление места для проведения комплексного экзамена или тестирования, оборудованного с учетом их индивидуальных особенностей, при предварительном обращении по телефону, размещенному на официальном сайте».
  2. «Для обеспечения приема документов, информационного обеспечения, консультирования иностранных граждан по вопросам проведения комплексного экзамена и тестирования, подготовки иностранных граждан к проведению комплексного экзамена и тестирования, организационно-технического обеспечения процедуры проведения комплексного экзамена и тестирования, а также вручения сертификатов о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации, сертификатов о прохождении государственного тестирования по русскому языку как иностранному языку Университетом заключены договоры с иными организациями (47 договоров с организациями о сотрудничестве при проведении комплексного экзамена и 24 договора с организациями о сотрудничестве при проведении тестирования)».
  3. «Сертификат выдается иностранному гражданину лично при предъявлении им документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, либо иному лицу на основании документа, удостоверяющего его личность, и оформленной в установленном порядке доверенности, не позднее десяти рабочих дней со дня проведения комплексного экзамена или тестирования» (то есть нарушения, допущенные в других организациях, в СПбГУ не допускались).

«Наш университет, в отличие от других, привлекал к проведению этого экзамена совсем небольшое число сторонних организаций в других городах РФ и за рубежом. И главное — только для организационно-технического обеспечения процедуры проведения экзамена, — сообщил Д. В. Птюшкин, директор Центра языкового тестирования СПбГУ. — И вместе с этим четко контролировал все вопросы проведения комплексного экзамена и ТРКИ по договорам с организациями-партнерами» (см. Материалы ректорского совещания от 29.06.2015; Материалы приема граждан от 29.12.2015).

В настоящее время СПбГУ имеет 46 площадок для проведения тестирования по всей стране — от Калининграда до Владивостока. Для иностранных граждан, которые приезжают в Россию для работы, СПбГУ также организует проведение комплексного экзамена в странах миграционного исхода (есть партнерские организации в Молдавии, Узбекистане и Эстонии).

Для этого специалисты Университета проводят отбор среди заинтересованных организаций на местах (инициативу проявляют они, направляя соответствующую заявку в адрес ректора СПбГУ), проверяют их материально-техническую базу, квалификацию специалистов. В СПбГУ разработан регламент рассмотрения таких заявок, имеется определенный список требований к таким организациям и правил. Проводятся переговоры с руководством организации, готовится проект соглашения о сотрудничестве, обсуждаются и регулируются условия, сметная стоимость оказания услуг.

Итоги проверок

Помимо прокурорской проверки, в СПбГУ прошла и собственная проверка организации работы. Внутреннюю проверку проводили универсанты, которые хорошо разбирались в специфике нормативно-правового регулирования организации проведения тестирования. Внутренняя проверка оказалась более квалифицированной, чем проверка прокуратуры. В результате проверочных мероприятий (которые началась в 2016 году и закончились весной 2017 года), инициированных руководством Университета, было установлено, что ряд должностных лиц, ответственных за ведение этой деятельности на протяжении определенного времени (в первую очередь проректор по направлениям С. И. Богданов и директор Центра экспертиз СПбГУ Л. А. Цветкова), не должным образом относились к своим обязанностям, в результате чего выполнение этих трудовых обязанностей с них было снято. Они не выполняли предусмотренные федеральным законодательством и локальными актами СПбГУ требования по сбору архивных материалов (на бумажном носителе, а также видеоматериалов). Также не должным образом велась работа по финансово-хозяйственной деятельности, не проводились необходимые согласования форм типовых документов, не всегда соблюдались сроки финансовой отчетности.

Так, согласно акту проверки контрольно-ревизионного управления (КРУ) от 05.09.2017, С. И. Богданов заключил договор в нарушение Порядка государственного тестирования иностранных граждан и лиц без гражданства по русскому языку как иностранному языку, утвержденного приказом Минобрнауки Российской Федерации от 24.03.2010 № 207, фактически передав право проведения тестирования иностранных граждан и лиц без гражданства РГПУ имени А. И. Герцена, который не был уполномочен Министерством образования и науки Российской Федерации на проведение тестирования. В 2015 году эта практика была продолжена. 01.06.2015 аналогичное соглашение было подписано Л. А. Цветковой.

Также С. И. Богдановым и Л. А. Цветковой не была обеспечена регистрация договора о сотрудничестве от 06.02.2013 с РГПУ имени А. И. Герцена и дополнительных соглашений к нему. В результате вышеуказанные документы были исключены из системы внутреннего университетского контроля.

Более того, С. И. Богданов не запросил и не получил из РГПУ имени А. И. Герцена материалы за 2013, 2014 годы и тем самым не обеспечил их хранение. Л. А. Цветкова не обеспечила контроль за наличием документов, не запросила и не получила материалы тестирования по действующему договору при включении Центра языкового тестирования в структуру Центра экспертиз СПбГУ. Тем самым вышеуказанные лица не обеспечили контроль выполнения приказа Министерства образования и науки РФ от 24.03.2010 № 207, контроль за обоснованностью выдачи сертификатов, что поставило под сомнение законность выдачи сертификатов иностранным гражданам.

Установлено, что в книгах выдачи сертификатов не указаны номера выданных сертификатов нескольких иностранных граждан.

Было также установлено нарушение сроков перечисления денежных средств, указанных в договоре, при этом Л. А. Цветкова не предприняла никаких действий для получения неустойки за незаконное пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 ГК РФ.

Актом КРУ от 16.10.2017 было установлено, что ни Л. А. Цветкова, ни А. А. Парфенов (который в те годы был директором Центра экспертиз СПбГУ) должным образом не осуществляли контроль финансовой деятельности (были нарушены сроки перечисления денежных средств в СПбГУ согласно договорам с НОУ ВПО «Университет управления "Тисби"», ЧУДО «Иркутский образовательный центр»). Также в нарушение локальных актов СПбГУ стоимость проведения экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации была уменьшена по договору с ЧУДО «Иркутский образовательный центр».

Часть архивных материалов (на бумажном носителе, а также видеоматериалы) не были предоставлены организациями в установленный договорами срок, на что ни Л. А. Цветкова, ни А. А. Парфенов не отреагировали. Вместе с тем со стороны вышеуказанных лиц отсутствовал контроль выполнения организациями условий договоров. Так, ЧУДО «Иркутский образовательный центр» осуществляло контроль за правильностью заполнения иностранными гражданами договоров возмездного оказания услуг по проведению экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации и иных документов.

За допущенные нарушения на директора Центра экспертиз СПбГУ Л. А. Цветкову приказом от 24.11.2016 № 12726/2 наложено дисциплинарное взыскание — замечание, а уже 12.12.2016 Л. А. Цветкова объявила о своем желании уволиться по собственному желанию / инициативе работника (пункт 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации), и 28.12.2016 трудовые отношения с ней были прекращены (см. Материалы ректорского совещания от 27.03.2017). Директор Центра языкового тестирования А. А. Парфенов на основании приказа от 05.05.2017 № 10587/2 отстранен от работы, а 06.06.2017 с ним заключено соглашение № 02/9-22-02 о расторжении трудового договора от 18.09.2013 № 02/2-25-287, и 09.06.2017 трудовые отношения с ним прекращены. Также по итогам проверки изданы локальные нормативные акты об усилении мер контроля за проведением комплексного экзамена (приказы от 22.11.2017 № 35072/2 и от 29.11.2017 № 35872/2).

Новым руководством Центра языкового тестирования СПбГУ в целях совершенствования системы языкового тестирования и оптимизации контроля над деятельностью организаций, осуществляющих организационно-техническое обеспечение процедуры проведения тестов, на постоянной основе отслеживается поступление полного комплекта подтверждающих материалов с последующей их выборочной проверкой и анализом. При выявлении факта непредоставления и/или предоставления неполного комплекта документов организовывается их истребование. Ежегодно утверждается график проведения выездных проверочных мероприятий по фактическим адресам расположения организаций.

Понимая, какие риски будет нести Университет в случае, если в работе Центра языкового тестирования будут и дальше допускаться нарушения правил проведения тестирования, первый проректор по учебной, внеучебной и учебно-методической работе Е. Г. Бабелюк поставила перед ректором вопрос о переподчинении ей Центра языкового тестирования. Ректор поддержал это предложение, и весь штат сотрудников центра был передан в подчинение первого проректора по учебной, внеучебной и учебно-методической работе. Как мы уже говорили, вокруг работы Центра тестирования было много слухов. Косвенным подтверждением правильности этих слухов стали уже первые результаты работы центра под новым руководством. За первый же год число тестируемых возросло почти в 2,5 раза.

Если в 2014 году количество кандидатов, принимавших участие в ТРКИ за пределами России, было 957 человек, то в 2015 году — уже 2200, в 2016 — 2500, в 2017 — 2800, в 2018 — 4300, в 2019 — 4900, в 2020 — 5100 человек. Кроме того, за период с 2015 по 2020 год увеличилось и количество партнерских организаций за рубежом. Так, к концу 2020 года их количество возросло до 90 центров в 37 странах (а в начале 2015 года СПбГУ сотрудничал только с 8 центрами в 6 странах).

Престиж сертификата СПбГУ

«С 2017 года сотрудниками Центра языкового тестирования была проведена значительная работа в сфере совершенствования процедуры проведения комплексного экзамена СПбГУ, — рассказал Д. В. Птюшкин. — Так, была расширена локальная нормативно-правовая база, регламентирующая эту деятельность, а именно: были изданы приказы и распоряжения в части хранения архивных материалов экзамена, обработки обращений о сотрудничестве, включая процедуру согласования финансовых условий, разработана и утверждена информационная памятка о противодействии коррупции, каждый год утверждается график проведения проверочных мероприятий партнеров в регионах России. Также был дополнен и утвержден шаблон типового договора на проведение комплексного экзамена. В целях совершенствования данной деятельности также ведется работа по улучшению качества видеозаписей, аудиозаписей, частично внедрена процедура фотографирования иностранных граждан».

Совершенствование процедуры этой деятельности способствовало усилению контроля за надлежащим исполнением организациями условий договоров, улучшению качества предоставляемой иностранным гражданам услуги и, как следствие, увеличению количества тестируемых и доходов от данной деятельности. Так, в 2018 году экзамен был проведен в отношении 38 813 иностранных граждан, а в 2019 году — для 78 971 иностранного гражданина, в 2020 году, несмотря на пандемию, экзамен прошли свыше 40 000 иностранных граждан. На регулярной основе проводятся мероприятия по повышению уровня сформированности тестологической компетенции, а также был разработан специальный экзамен для его определения, который проводится на возмездной основе и также является доходной деятельностью.

Дополнительно ежегодно проходят процедуру обновления имеющиеся контрольные измерительные материалы для проведения экзамена, а также создаются новые варианты. Также была расширена география проведения экзамена в рамках уже заключенных соглашений. Уже не первый год СПбГУ занимает первое место среди уполномоченных организаций по срокам выдачи сертификатов. Исчезли слухи о том, что сертификат можно получить за деньги. Ввиду всего перечисленного престиж сертификата, выдаваемого СПбГУ, существенно вырос («Мы не боимся быть первыми»: Центр тестирования СПбГУ продвигает русский язык по всему миру).

Стоит отметить, что увеличение доходов за услуги по тестированию позволило расширить деятельность СПбГУ по продвижению и популяризации русского языка за рубежом. Так, были организованы и проведены три Олимпиады СПбГУ по русскому языку как иностранному языку, общее количество участников которых составило порядка 22 000 иностранных граждан в 147 странах мира. Одна из олимпиад была проведена с привлечением грантовых средств, выделенных Министерством просвещения Российской Федерации. Также был впервые реализован проект «Онлайн-школа СПбГУ» в Латвии. А впоследствии удалось расширить географию проекта до шести стран (Латвия, Испания, Эстония, Казахстан, Киргизия, Узбекистан) и увеличить количество участников до 1900 человек.

С середины февраля 2020 года был запущен пилотный дистанционный курс по обучению русскому языку как иностранному совместно с Университетом города Янины (Греция), в котором принимают участие около 400 граждан Греции. С использованием средств, полученных от проведения комплексного экзамена, проводится около 65 информационных семинаров для преподавателей русского языка как иностранного в 40 странах мира. В самый разгар пандемии Университет провел серию вебинаров для преподавателей РКИ (Интерес к русскому языку резко возрос: СПбГУ проведет онлайн-марафон для преподавателей более 100 стран). Всего было получено около 2000 заявок на участие из более чем 100 стран. За два месяца было организовано около 45 вебинаров. Всего в 2020 году подобных мероприятий было организовано более 100.

На 2020 год был разработан и утвержден график проверочных мероприятий в регионах России и запланировано продолжение работы по совершенствованию процедуры проведения экзамена. В настоящее время не представляется возможным утвердить новый график в связи с эпидемиологической ситуацией. Проверочная деятельность приобрела иные формы.

По сравнению с 2015 годом количество центров — партнеров СПбГУ в сфере языкового тестирования выросло в 10 раз. Сейчас мы работаем как с входящими заявками тех, кто нашел нас самостоятельно, так и сами ищем партнеров по всему миру. Цель на 2021 год — увеличить количество центров до 120, а также расширить географию партнеров в сфере языкового тестирования, например, начать работать в Афганистане, Мексике, Израиле, Объединенных Арабских Эмиратах и на Африканском континенте. («Те, кто решил изучать русский язык, — удивительные люди»: о работе Центра языкового тестирования)