«Я делаю — я усваиваю». Как устроено клиническое образование в СПбГУ
В Санкт-Петербургском университете состоялся круглый стол, посвященный роли клинического юридического образования. Руководители клиник ведущих российских вузов обсудили, какие методы наиболее эффективны в формировании практических навыков студентов.
Задач у клинического образования сразу несколько. В первую очередь — формирование практических навыков у студента и его адаптация к реальным условиям будущей профессиональной среды. Потенциальные работодатели, принимающие на работу универсанта, уверены, что выпускник полностью готов к выполнению своих обязанностей, — он решал не только академические задачи, но и общался с клиентами напрямую. Во-вторых, клиники оказывают полноценную бесплатную юридическую помощь гражданам, которые в ней нуждаются, а оплатить порой дорогостоящие услуги юристов не могут. Это, например, пенсионеры, сироты, многодетные родители, малообеспеченные граждане.
Директор Юридической клиники СПбГУ доцент Вячеслав Низамов рассказал, что Юридическая клиника была открыта в Университете первой. Она была создана больше 20 лет назад, и за это время за правовой помощью туда обратились больше 22 тысяч человек. Такая практика является обязательной для каждого студента-юриста Санкт-Петербургского университета. Работа клиники оптимизирована под учебный процесс — занятия проходят во время учебных семестров. У всех студентов есть индивидуальный куратор, и на каждое дело к студенту прикрепляется преподаватель — специалист в нужной правовой сфере.
Поскольку эта модель — студенты под руководством преподавателей решают конкретные правовые задачи граждан — показала себя успешной, вслед за юристами клинические практики были созданы и на других направлениях обучения. Сегодня в СПбГУ успешно работают юридическая, психологическая, социальная, социологическая, IT-клиника, Центр переводов и медиацентр.
В каждой из них студенты развивают профессиональные навыки (hard skills) — способность работать в соответствии с заданными профессиональными стандартами — и универсальные навыки (soft skills), которые позволяют успешно работать в заданных, быстро изменяющихся условиях.
Лучший способ чему-то научиться — попробовать сделать самому. Интерес учащегося, студента должен быть направлен на само содержание этой деятельности. Если студент хочет что-то делать, ему надо дать возможность это сделать.
Директор АНО «Центр развития юридических клиник», заведующий Юридической клиникой МГУ имени М. В. Ломоносова Максим Дранжевский
Эксперты согласились: лекции и семинары — это основа, позволяющая передать знания от преподавателя к студенту, но вместе с этим высшая школа неизбежно приходит к пониманию, что будущих профессионалов-практиков невозможно научить, если они не выходят из-за парты в реальную жизнь. Максим заметил: «Во время клинического обучения студент находится в дискомфортной ситуации, и это, безусловно, его первый профессиональный вызов».
Директор Социологической клиники СПбГУ Майя Русакова рассказала, что за полтора года работы клиники и преподаватели, и студенты отметили позитивные эффекты. Студенты, окунаясь в конкретные практические задачи, улучшают навыки коммуникации, устной и письменной, начинают больше обращать внимание и на теорию тоже — активнее изучать научную литературу, задавать больше вопросов на теоретических курсах. «Студенты начинают понимать, зачем все это нужно», — подчеркнула Майя Русакова.
Юристы заметили, что такие идеи давно уже не считаются инновационными: они появились больше 100 лет назад и приобрели формат «деятельностного подхода» в образовании. Еще в 1926 году Лев Выготский в книге «Педагогическая психология» писал, что самое интересное в учебном процессе — это неопределенность. По словам участников круглого стола, юридическая работа всегда была и всегда будет связана с вариативностью, четкая инструкция или конкретный алгоритм здесь неэффективны.
Такому навыку — разрешать вариативные ситуации и работать в условиях риска — студент как раз и учится в клинике. В вузах, где развито клиническое образование, студентов больше не делят на теоретиков и практиков — современные образовательные стандарты требуют сочетания и того и другого.