Ректор СПбГУ: «Клиническое образование должно стать частью большинства образовательных стандартов в России»
Клиническое образование, зарекомендовавшее себя в практическом обучении будущих юристов, нужно применять и во многих других областях — психологии, социологии, экономике, журналистике, архивном деле, политологии. Об этом заявил член‑корреспондент РАН ректор СПбГУ Николай Кропачев в ходе конференции «Юридические клиники — новый взгляд на практикоориентированность высшего юридического образования», которая прошла на площадке Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина.
Участие в конференции приняли министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков, председатель комитета Госдумы РФ по науке и высшему образованию Сергей Кабышев, уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова, председатель Ассоциации юристов России Сергей Степашин, ректоры ведущих юридических вузов, преподаватели, руководители и студенты юрклиник.
С приветственным словом к участникам конференции обратился министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков. Он подчеркнул, что клиники — это важный элемент подготовки квалифицированных специалистов.
Внедрять его нужно не только в области юридического образования, но и по другим гуманитарным специальностям. Такой опыт уже есть в некоторых вузах, например в Санкт‑Петербургском государственном университете. Важно повысить узнаваемость юридических клиник. Людям должно быть понятно, какую помощь и по каким направлениям они могут получить.
Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков
Приоритет государства — это обеспечение доступности юридической помощи, защита интересов малоимущих граждан, ветеранов, участников специальной военной операции и членов их семей, многодетных, сирот, инвалидов и иных социально незащищенных категорий граждан. Валерий Фальков заметил, что очень важно повышать социальную значимость деятельности юридических клиник. По его словам, нужно донастроить работу клиник в соответствии с запросами на местах, региональной, отраслевой, социально‑экономической, общественно‑политической спецификой. «Граждане, представители организаций должны ощущать уникальность подхода тех, кто работает в клиниках, основанного на желании досконально разобраться в проблеме и помочь, а в результате получить максимально возможный опыт», — подчеркнул Валерий Фальков.
По мнению министра, работа в клиниках, практико‑ориентированный подход повышает качество высшего юридического образования. Если люди доверяют студентам, которые работают в юрклиниках, это свидетельствует о высоком уровне полученного образования и качественной деятельности вуза.
Кроме того, важно расширить спектр запросов в юридические клиники интересными задачами, что повысит вовлеченность студентов, даст возможность потенциальным работодателям увидеть их в деле. Для этого необходима организация взаимодействия с научными, отраслевыми и профильными организациями, органами власти и бизнесом, считает министр.
Среди других актуальных направлений работы — участие клиник в формировании новых правовых подходов, отвечающих текущим тенденциям и стратегическим планам развития страны, в том числе в части цифровизации, развития и использования искусственного интеллекта, кибербезопасности и защиты интеллектуальных прав.
«Очень важно, чтобы участники юридических клиник видели, чувствовали запрос общества и чаяния простого человека. Крайне необходимо, чтобы молодой человек ощущал общественные настроения и свою важность и необходимость работы в юридическом направлении», — выразила мнение уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова.
Первая юридическая клиника в России была открыта в Санкт‑Петербургском государственном университете в 1998 году. «Когда она появилась, мы четко сформулировали те задачи, принципы, на основе которых мы должны строить нашу работу. Работа в клинике для студента — обязательная часть образовательного процесса. Для преподавателей — один из обязательных форматов учебной работы. Кроме того, нельзя забывать, что учебные клиники СПбГУ вносят свой вклад в реализацию третьей, социальной миссии университетов, оказывая помощь населению», — рассказал ректор СПбГУ Николай Кропачев.
В Санкт‑Петербургском университете сегодня работает 20 клиник, среди которых юридическая, психологическая, клиника прикладных политических исследований, архивная, социологическая. 3000 студентов СПбГУ ежегодно принимают участие в работе клиник, что дает им уверенность в своих компетенциях и лучший старт в карьере. Работа студентов в клиниках помогает адаптироваться к практической деятельности, сформировать представление о социальной значимости труда, освоить правила юридической, психологической, архивной и других видов помощи, научиться применять нормы профессиональной этики. «Клиническое образование должно стать частью большинства образовательных стандартов в России», — уверен Николай Кропачев.