«Воинствующие дилетанты», новые профессии и онлайн-курсы: как меняется модель компетенций в новой цифровой среде
В рамках IV Санкт-Петербургского международного форума труда прошел круглый стол «Цифровая образовательная среда и формирование базовой модели компетенций». Представители академического сообщества обсудили задачи и пути цифровизации высшего образования.
Профессор СПбГУ и модератор мероприятия Ольга Кораблева поставила вопрос о границах трансформации базовой модели компетенций: должны ли социально-экономические процессы формировать систему компетенций или, напротив, молодые специалисты будут формировать новые реалии? Возможно ли, что образование для достижения стабильности в турбулентной, изменчивой среде сформулирует ценностное ядро? На эти вопросы предложила порассуждать профессор Кораблева.
Университет имеет широкий опыт в области цифровизации образовательного процесса и готов делиться им с коллегами.
Первый заместитель декана экономического факультета СПбГУ доцент Юрий Гузов
Первый заместитель декана экономического факультета СПбГУ доцент Юрий Гузов поделился мнением, что наука и образование должны не только быстро адаптироваться к требованиям современного мира, но и участвовать в решении проблем, сопряженных с глобальной цифровизацией. Так, наряду с появлением безработицы на основе роботизации и киберпреступностью Юрий Гузов упомянул и «скорлупизацию» человека, то есть минимизацию внешних социальных контактов и фокусирование на онлайн-коммуникации. Кроме того, формируется идеология «воинствующего дилетанта» — ситуация, при которой для пользователей традиционные авторитеты и лидеры мнений утрачивают свое значение, а любое знание становится обыденным из-за легкой доступности.
Тем не менее в цифровой экономике на смену старым профессиям проходят новые. Юрий Гузов показал, как возникают новые зоны карьерных возможностей: например, в финансовой сфере появились такие профессиональные области, как адвокат достоверности, трасформатор бизнеса, навигатор данных, цифровой плеймейкер и лидер устойчивости. Эти тенденции должны учитывать при разработке компетентностной модели.
Доклад, посвященный опыту развития онлайн-обучения, представила начальник методического отдела Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ, старший преподаватель кафедры китайской филологии Наталья Власова. По ее словам, средний возраст слушателя онлайн-курсов, вопреки ожиданиям, составил 28 лет. Это означает, что дистанционная форма обучения интересна не только молодежи, но и людям старшего возраста (в том числе и старше 80 лет).
> 1000000
слушателей курсов в числе достижений Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ за три года работы.
Наталья Власова подчеркнула, что сегодня Университет стремится к адаптивности и персонификации обучения. Во многих карьерных областях необходимо обновлять свои знания и навыки каждые несколько лет, и онлайн-образование может помочь в планировании своего профессионального роста и решении проблемы непрерывного образования, подчеркнула спикер. Помимо «жестких», узкопрофессиональных навыков, многие курсы посвящены развитию цифровых компетенций и soft skills. Примечательно, что сам процесс создания онлайн-курсов, участие в котором уже приняли более 600 преподавателей СПбГУ и приглашенных лекторов, позволяет авторам пройти своеобразное повышение квалификации, обратила внимание Наталья Власова.
Мы стали первым вузом в России, который заключил соглашение с китайской платформой Xuetangx и выпустил совместный с ней продукт. Мы также имеем целый ряд курсов на английском языке, представленных на Coursera.
Начальник методического отдела Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ Наталья Власова
Доцент СПбГУ Елена Гаевская (кафедра информационных систем в искусстве и гуманитарных науках) рассказала об опыте формирования цифровых компетенций у студентов творческих направлений подготовки. Она затронула тему проектной деятельности обучающихся по разработке виртуальных музеев в сотрудничестве с Русским музеем.
Участие в круглом столе также приняли начальник управления развития цифровой образовательной среды Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» Александр Звонцов, декан экономического факультета ЛГУ имени А. С. Пушкина Надежда Космачева, профессор Санкт-Петербургского государственного экономического университета Дмитрий Круглов. Они рассказали об опыте цифровизации в своих университетах, в частности о моделях цифровых университетов, развитии цифровых компетенций в рамках аспирантуры и кадровом обеспечении учебного процесса.