Журнал «Санкт-Петербургский международный форум труда»: Бизнес, наука и образование — основа цифровой экономики

Николай Михайлович, о взаимодействии науки и бизнеса сказано достаточно много. Но в каких областях науки это взаимодействие максимально?

Сегодня основным аспектом взаимодействия вузов и бизнеса в России является лицензирование результатов интеллектуальной деятельности, в том числе путем внесения в уставный капитал создаваемых при вузе т.н. «малых инновационных предприятий» (МИП) прав на использование объектов интеллектуальной собственности. Это позволяет трансформировать результаты работы ученых в инновационные продукты — товары, услуги или технологические процессы, а затем выполнять заказы крупных предприятий и получать прибыль.

Так обеспечивается неразрывность инновационного цикла, создаётся связь между наукой и бизнесом, ведь в процессе заключения договора компания может обозначить свои потребности в научных исследованиях, а МИП  предложить уже найденные решения или те, которые могут быть созданы на основе разработок ученых Университета. Отмечу, Санкт-Петербургский университет уделяет большое внимание развитию МИПов и соответствующей инфраструктуры. За последние годы с участием СПбГУ было создано 16 малых инновационных предприятий.

Традиционно взаимодействие науки и бизнеса ассоциируется с технологическими проектами, когда новые разработки ученых передаются предприятиям в порядке так называемого трансферта технологий. И в целом практика работы наших МИПов подтверждает, что активнее всего с бизнесом взаимодействуют специалисты в области точных и естественных наук. Так, большинство малых инновационных предприятий при СПбГУ реализуют проекты, связанные с IT-технологиями, химией и физикой, геологией и экологией, биологией и медициной. Но это не значит, что в других областях нет места бизнес-идеям  у нас есть предприятия, которые разрабатывают интерактивные пособия для изучения иностранных языков, моделируют транспортную инфраструктуру, проводят тренинги по работе с персоналом и т.д.

3 января 2018 года было зарегистрировано первое малое инвестиционное предприятие СПбГУ в форме акционерного общества  АО «Исследовательский центр национальной экономики СПбГУ». В Университете активно развиваются социально-гуманитарные направления, которые становятся всё более и более востребованными  это проведение различных социологических исследований с использованием новейших методов, технологий и ресурсов нашего Научного парка. Или другой пример — наши ученые проводят археологические и историко-культурные исследования и экспертизы для таких крупных компаний как ОАО «РЖД», ПАО «Газпром», ЗАО «Криогаз» и т.п.

Усилению связи науки и бизнеса содействуют постоянно расширяющееся взаимодействие в подготовке будущих специалистов  это и практики, в ходе которых студенты участвуют совместно с сотрудниками компаний в конкретных прикладных исследовательских проектах, это и подготовка выпускных квалификационных работ по тематике, определенной представителями бизнес-структур.

И, собственно говоря, в чью пользу это взаимодействие? Бизнес выигрывает и больше получает от науки? Или наоборот?

Я убежден, что такое сотрудничество взаимовыгодно, поскольку и наука, и бизнес являются равноправными участниками единого инновационного цикла. Приведу пример. С 2014 года по заказу порта «Морской фасад» наш Университет ежегодно исследует удовлетворенность пассажиров, а также работающих с портом операторов паромов, круизных судов и туроператоров. Пассажиры получают возможность оценить оказываемые им услуги и внести свои предложения. Операторы оценивают инфраструктуру, транспортную безопасность и т.д.

Нашим ученым это дает возможность применить на практике научные методики, а компании результаты исследования помогают повысить конкурентоспособность и обосновать стратегию развития порта. В конечном счете выигрывают от таких проектов жители и гости нашего города  а в этом заинтересованы как Университет, так и бизнес.

На каком уровне находится взаимодействие бизнеса и науки в России и в частности в Петербурге? Могут ли ученые быть уверены, что их разработки (если они действительно удачные и нужные обществу) станут востребованы и займут достойное место на рынке?

Как в России, так и во всем мире маркетинг и продвижение научных продуктов представляет собой диалог науки и бизнеса, но диалог это сложный и длительный. В нашей стране сфера управления интеллектуальной собственностью постепенно набирает обороты.

Петербургские вузы в основном не очень активны во взаимодействии с бизнес-структурами. На общем фоне СПбГУ выделяется благодаря не только участию в крупных мероприятиях, но и использованию дополнительных инструментов взаимодействия с потенциальными клиентами  например, это подготовка экспертных заключений, постоянное расширение портфеля образовательных программ для бизнеса, возможность проведения исследований на оборудовании лучшего в стране Научного парка, собственный медицинский комплекс, открытые лекции ведущих учёных и др.

Отвечая на запросы общества, СПбГУ разрабатывает новые инструменты управления интеллектуальной собственностью, развивает инновационную инфраструктуру, поддерживает предпринимательскую активность, создавая МИП с вкладом прав на использование объектов интеллектуальной собственности Университета. Отмечу также конкурс инновационных проектов «Start-up СПбГУ», который мы уже третий год проводим совместно с Эндаумент-фондом СПбГУ. Кстати, авторы проекта, победившего в конкурсе 2017 года, уже зарегистрировали малое инновационное предприятие ООО «Функциональные материалы и покрытия СПбГУ» с участием Университета.

Один человек может быть сразу и выдающимся бизнесменом и великим ученым?

В современном мире, где бизнес и наука идут рука об руку, талантливый исследователь зачастую просто обязан обладать качествами, необходимыми для ведения бизнеса, а предпринимателю научная база помогает в эффективной реализации проектов. Сегодня быть ведущим ученым  значит не только иметь уникальные знания, но и уметь ими делиться, в том числе получая за это деньги. Приносить такой доход могут не только отчисления за интеллектуальную собственность, но и сам бизнес, который может вырасти из сотрудничества с т.н. «бизнес-ангелами»  венчурными инвесторами.

Конечно, чтобы получать доход от результатов научной деятельности, ученый должен хорошо разбираться в праве интеллектуальной собственности. Этому аспекту в Санкт-Петербургском университете уделяется особое внимание. Например, мы проводим специальные школы для ученых, где знакомим их с тонкостями регистрации и защиты авторских прав и интеллектуальной собственности.

Какие направления, связанные с подготовкой менеджеров, появились в СПбГУ в последнее время? Есть ли какие-то инновационные методики в подготовке экономистов, бизнесменов?

Если говорить об изменениях в подготовке управленцев, то их отражением является открытие новых образовательных программ. Например, в 2015 году, проанализировав рынок, мы запустили программу бакалавриата «Международный менеджмент». Обучение осуществляется полностью на английском языке, а студенты могут выбрать один из двух профилей: бизнес в странах Юго-Восточной Азии или в странах Северной Америки.

Для развития отношений с Китаем, в том числе в сфере бизнеса, мы открыли ряд программ для подготовки специалистов, владеющих китайским языком и обладающих более глубокими знаниями особенностей китайской экономики, политики, культуры. Это такие программы как «Экономика (с углублённым изучением экономики Китая и китайского языка)», «Организация туристической деятельности (с углублённым изучением китайского языка)», «Юриспруденция (с углублённым изучением китайского языка и права КНР)». Думаю, что управленцы с такими компетенциями будут очень востребованы.

Сейчас идет работа над созданием аналогичных программ, которые будут учитывать особенности других стран  Японии, Кореи.

Эти программы мы разрабатываем во взаимодействии с партнёрами из соответствующих стран, причем это не только образовательные учреждения (ведущие университеты и академические институты), но и представители «профессиональной» среды  органы публичной власти, бизнес-структуры и т.д. Благодаря этому у нас появилась возможность использовать в учебном процессе уникальные информационно-библиотечные (включая научно-образовательные и учебно-методические), а также кадровые ресурсы.

Как показывает практика, эти программы сразу же привлекают внимание абитуриентов, следствием чего является высокий проходной балл.

На Ваш взгляд, какими качествами должен обладать настоящий бизнесмен и предприниматель?

В современном мире очень актуальна концепция Lifelong Learning  образование в течение жизни, которая возникла на фоне перехода развитых стран к созданию экономики знаний. Информация сегодня устаревает так быстро, что возникает необходимость постоянного обновления знаний. То, чему человек обучился в юности, больше не может оставаться неизменным «багажом» и гарантией успешной карьеры в течение всей жизни  нужно постоянно доучиваться и даже переучиваться. Поэтому развитие дистанционного обучения является для Университета одной из приоритетных задач в области образования.

Мы переводим в онлайн-формат ряд имеющихся учебных курсов, а также создаем онлайн-курсы не только для студентов, но и для всех желающих. Освоить их можно на Национальной платформе «Открытое образование» и международной платформе Coursera.org.

Цифровая трансформация мира обоснованно требует от нас определенных навыков (прежде всего, гибкости и мобильности), деловая среда  высокого уровня эмоционального интеллекта. Это прежде всего умение анализировать поведение других людей, способность управлять своими эмоциями, доносить собственные идеи до окружающих.

Современные специалисты, помимо профессиональных компетенций, должны обладать важными для карьеры неспециализированными навыками, т.н. «soft skills», включающими критическое и креативное мышление, умение работать в коллективе и участвовать в проектной деятельности.

В этой связи Университет, по сути, уже сейчас создает своеобразный конструктор трансграничных межпрофессиональных компетенций, предлагая, в том числе в формате онлайн, будущим специалистам не только получить профессиональные знания, но и развить те качества, которые помогут в открытии и ведении успешного бизнеса вне зависимости от предполагаемой сферы деятельности. При этом тем, кто уже открыл свое дело, Университет может помочь усовершенствовать лидерские и управленческие навыки, разобраться в особенностях правового регулирования предпринимательства в России, научиться корректно использовать правовые инструменты для достижения поставленных целей.

Расскажите о бизнес-образовании в СПбГУ. Насколько оно успешно?

Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что модель университетской бизнес-школы, которую мы использовали, оправдывает себя. Наша бизнес-школа, отметившая в январе 2018 года свое 25-летие, стабильно входит в число ведущих бизнес-школ Европы и мира. Так, уже много лет подряд СПбГУ остается единственным представителем России в престижном рейтинге Financial Times. В минувшем году мы улучшили свои позиции, поднявшись с 64 на 57 место этого рейтинга.

Сегодня в Университете реализуется полный спектр образовательных программ в области менеджмента. Коллектив Института «Высшая школа менеджмента» СПбГУ с 2012 года возглавляет президент-председатель правления банка ВТБ (ПАО) Андрей Костин. Мы сотрудничаем с ведущими бизнес-школами мира, среди которых Лондонская школа экономики и политических наук, Стокгольмская школа экономики, Школа бизнеса Сиднейского университета и др. Провести семестр в одной из 70 зарубежных школ-партнеров могут все обучающиеся в магистратуре.

Отмечу, для нашей страны этот образовательный центр уникален  прежде всего, тем, что обладает самыми статусными международными институциональными аккредитациями EQUIS и AMBA. Скажу также, что сейчас мы на пути к получению третьей аккредитации «Тройной короны»  AACSB (членом этой ассоциации СПбГУ является с 2004 года).

Успех этого проекта подтверждается и постоянным улучшением позиций в международных рейтингах. Например, в этом году магистерская программа «Менеджмент» (Master in Management) заняла 23 строчку в списке 95 лучших в мире в рейтинге Financial Times Global Masters in Management. На место в этом рейтинге влияют средний уровень доходов, карьерный рост и статус выпускников через три года после окончания вуза.

Все это дает нам уверенность в правильности выбранного пути и востребованности наших специалистов.