СПбГУ и Пекинский педагогический университет обсудили возможности совместной подготовки педагогов

Университет посетил президент Пекинского педагогического университета Дун Ци. Встречу провела первый проректор по учебной и методической работе Марина Лаврикова.

«Санкт-Петербургский университет — участник множества событий последних лет, связанных с российско-китайским сотрудничеством в сфере образования, — заметила Марина Юрьевна. — Я бы хотела отметить визит Си Цзиньпина в СПбГУ, который по предложению Владимира Путина согласился стать почетным доктором Университета. Для нас это показатель того, что уровень сотрудничества Университета с китайскими вузами очень высок».

В Университете разработаны магистерские программы «Genius: педагог для талантливых школьников» и «Педагог для школы высоких технологий».

Первый проректор по учебной и методической работе рассказала, что в 2018 году был создан Институт педагогики СПбГУ, руководителем которого стала профессор, академик РАО Елена Казакова. В основу его создания лег опыт по подготовке преподавательских кадров, накопленный столетиями.

Профессор Леонид Илюшин представил основные векторы работы Института педагогики. Он поделился, что и преподаватели, и обучающиеся активно изучают опыт китайских коллег. Так, в этом году магистрантка из КНР защитила ВКР, посвященную воплощению концепции «китайской мечты» в школах. Также Леонид Сергеевич напомнил, что в 2017 году победителем конкурса «Учитель года России» стал выпускник-историк Илья Демаков. «Это говорит о том, что многие выпускники Университета находят себя в работе со школьниками, полностью посвящая себя профессии учителя. В нашей стране много примеров прекрасных учителей, которые получили классическое университетское образование», — прокомментировал он.

Образовательные ценности России не могут быть однозначно отнесены ни к восточной, ни к западной культуре. Именно поэтому мы ждем от сотрудничества с международными партнерами результатов собственного самоопределения.

Профессор СПбГУ Леонид Илюшин

Профессор Дун Ци согласился с тем, что сотрудничество между нашими странами динамично развивается и вузы играют в этом немаловажную роль. Он рассказал о том, что в 1950-х годах СССР и КНР вместе готовили педагогов и уже тогда ЛГУ был включен в эту работу. Сегодня Пекинский педагогический университет открывает кампус в городе Чжухай (территория которого в пять раз больше, чем у пекинского комплекса), расположенном недалеко от Макао и Гонконга, рассказал господин Дун Ци. По его словам, это позволит увеличить количество обучающихся и открыть новые исследовательские центры.

Пекинский педагогический университет вырос из факультета педагогики, учрежденного в 1902 году последней императрицей Цыси. Входит в топ-15 лучших вузов Китая по версии рейтинга QS.

Марина Лаврикова кратко описала возможные направления сотрудничества: совместные научные исследования, открытие образовательных программ, а также реализация открытых массовых онлайн-курсов, добавив, что СПбГУ уже готов предложить китайским обучающимся курсы по русскому языку как иностранному, российской истории и культуре. Скоро СПбГУ откроет онлайн-курс «Современная педагогика», подготовленный коллективом Института педагогики.

СПбГУ — единственный российский вуз, подписавший договор с китайской платформой онлайн-образования XuetangX.

«Для нас особый интерес представляют дистанционные технологии образования, поскольку наш вуз имеет отдаленный кампус, — подчеркнул гость. — У нас есть специальный технологический центр. Сотрудничество по линии создания совместных онлайн-курсов нам очень интересно». Среди перспективных направлений совместной работы профессор Дун Ци также назвал сравнительные исследования и инновационные образовательные инструменты, в частности искусственный интеллект и нейросети.

Одним из направлений в области сравнительных исследований Пекинского педуниверситета является сопоставление российского и китайского образования. В этой связи Марина Юрьевна предложила коллегам обратить внимание на сборник комментариев и переводов законодательных актов в области образования России и КНР, который бал презентован во время визита председателя Си Цзиньпина в СПбГУ.

В обсуждении также была затронута тема студенческих и преподавательских обменов. Было решено создать рабочую группу для проработки и детализации форм будущего сотрудничества. Кроме того, господин Дун Ци предложил руководству Университета и представителям Института педагогики СПбГУ посетить Пекинский педагогический университет.