В Университете обсудили рост нестабильности в Евразии и Африке
Подвести итоги 2023 года в разрезе региональной безопасности, обсудить сложившиеся геополитические конфликты и дать прогноз обстановки в мире собрались в Санкт-Петербургском государственном университете в рамках XIV Международной научной конференции «Евразийская дуга нестабильности и проблемы региональной безопасности от Восточной Азии до Северной Африки: итоги 2023 года» ведущие российские и зарубежные исследователи, а также представители властных и общественных структур.
Выделяемые российскими исследователями дуги нестабильности отражают нарастающее геополитическое давление, которое приводит к изменению традиционных культурных и цивилизационных пластов безопасности и переформатированию спорных регионов и изменению контроля над территориями.
Открыл конференцию сенатор, председатель комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Российской Федерации, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Андрей Климов. В своем вступительном слове он упомянул, что дата проведения конференции — 27 января — совпадает с широко отмечаемой годовщиной полного снятия блокады Ленинграда.
Есть серьезная связь между теми событиями прошлого и темой нашей конференции. Тогда враг пытался взять нас в кольцо, аналогичные попытки происходят и сейчас. Мы наблюдаем и военно‑техническое вмешательство, и экономическое давление, и попытки осуществить дипломатическую блокаду нашей страны. Тем очевиднее актуальность того, что обсуждается в рамках конференции здесь, в Университете, на протяжении более чем десяти лет. Озвученные предостережения и прогнозы позволяют выстраивать практическую программу действий.
Сенатор Андрей Климов
Андрей Климов отметил, что, судя по последним тенденциям, в мире намечается объединение сторонников борьбы против проявлений современного неоколониализма. Заведующий кафедрой истории Дальнего Востока СПбГУ профессор Владимир Колотов добавил, что Санкт‑Петербургский государственный университет, в котором сейчас изучается и преподается более 90 восточных и африканских живых и мертвых языков, заинтересован в изучении антиколониальной тематики. «Поворот на Восток с востоковедами намного эффективнее, чем без них. Очень важно, чтобы власть и экспертное сообщество выступали единым фронтом, — отметил Владимир Колотов. — Университет является экспертным учреждением Российской Федерации и может активно работать в сфере защиты интересов нашей страны».
Мероприятие собрало экспертов из научных центров (СПбГУ, МГУ, ИВ РАН РФ, ВШЭ, РИСИ, РАНХиГС, ВГУ, РУДН, БГТУ «Военмех», ВАС имени С. М. Будённого, СПбГЭУ, Пекинского института нефти), а также таких организаций, как Парламентская ассамблея Организации Договора о коллективной безопасности (ПА ОДКБ), Санкт‑Петербургская епархия, и других учреждений.
Представитель секретариата Организации Договора о коллективной безопасности Юрий Шувалов передал приветствие генерального секретаря ОДКБ участникам конференции и рассказал о проблемах перехода к многополярному мироустройству.
Эксперт наметил болевые точки: сложные отношения России и Армении, а также со странами Центральной Азии, рост напряжения на границе с Афганистаном: один из возможных сценариев — активизация конфликтов с неподвластными Кабулу группировками. По мнению эксперта, дуга нестабильности, возможно, будет взломана в ближайшее время, уже в 2024‑2025 годах.
Все ждут выборов в США, в Пекине и Тегеране следят за ситуациями на Ближнем Востоке и на Корейском полуострове, которые, по нашим прогнозам, останутся достаточно напряженными. Мир уже не будет прежним, но что такое многополярный мир, каким он будет и как институционализируется, как будут приниматься решения — пока никто не знает, и это надо обсуждать.
Представитель секретариата ОДКБ Юрий Шувалов
Рецепцию российской концепции «поворота на Восток» предложил обсудить директор ИСАА МГУ профессор Алексей Маслов. По его словам, согласно недавно проведенному исследованию, эта тема не является популярной для Китая, Индонезии, Индии и многих других стран, а сам по себе лозунг «поворота на Восток», несмотря на его идейную верность, был выбран не очень удачно, поскольку звучит для азиатских партнеров как колониальный лозунг и вызывает психологическое отторжение в восточных странах. По словам Алексея Маслова, сам термин «разворота» был придуман не востоковедами, и многие инициативы были не самыми успешными по этой причине.
Становится очень ценным взгляд на эту ситуацию изнутри, который показывает, что Россия для Китая, например, не является приоритетным направлением в торговле. Хотя в политике КНР заняла пророссийский нейтралитет, сейчас для этой страны важны проблемы не внешней политики, а экономики, которые страна пытается решать, прибегая к традиционным стратегиям: стимулированию экономического спроса, а также к стратегии «вин‑вин» с международными партнерами, взаимной выгоды, которую иллюстрирует фраза: «В политике может быть холодно, а в экономике — горячо». И в этом плане для Китая приоритетны рынки Америки и Европы. «Безусловно, для нас Китай главный партнер, но для него мы не на первом плане. Китай выстраивает свою политику с точки зрения приобретения технологического и экономического суверенитета. У Китая есть другие альтернативы, и у нас должны быть такие альтернативы», — призвал учитывать Алексей Маслов.
Заведующий центром научно‑аналитической информации Института востоковедения РАН, доцент, генерал‑майор Николай Плотников выделил среди дестабилизирующих факторов на Ближнем Востоке нехватку воды, миграцию сельских жителей в города в результате изменения климата, рост численности населения и острую нехватку рабочих мест.
Это, по мнению эксперта, провоцирует радикализацию общества и создает благоприятную почву для вербовки в члены террористических организаций. Главной же причиной роста напряженности в регионе остается нерешенность палестинского вопроса и увеличение объема производства синтетических наркотиков.
Доклад, в котором подвел основные итоги очередной ноябрьской (2023 года) сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ и меры по противодействию вызовам и угрозам коллективной безопасности, представил заместитель руководителя секретариата Парламентской ассамблеи ОДКБ, начальник экспертно‑аналитического отдела Владимир Бондуровский. Пан Ченвэй (Пекинский институт нефти) представил анализ особенностей развития международной обстановки в прошлом году.
Точку зрения на различные модели грядущего мироустройства представил протоиерей Александр Пелин, председатель отдела по взаимоотношениям церкви и общества Санкт‑Петербургской епархии. По его мнению, мир будущего не будет многополярным, а будет существовать всего несколько сил, которые будут оказывать влияние на ситуацию.
Мы считаем, что к 2070 году будет существовать несколько экономических макрорегионов, которые будут определять мироустройство. Для этого необходимо обладать экономическими, технологическими, военными и человеческими ресурсами. Но главное — обладание мощным духовно‑религиозным фундаментом.
Протоиерей Александр Пелин
Первый тезис, по мнению Александра Пелина, который наша страна могла бы предложить, — базовый нарратив антиколониализма, который позволил бы безопасно, социально ответственно жить странам глобального Юга. Для этого надо быть в авангарде возрождения новой теологии. Второй тезис — сохранение традиций, базовых ценностей, включающих веру в бога, любовь к Родине и своей семье.
Заведующий кафедрой истории Дальнего Востока СПбГУ профессор Владимир Колотов традиционно представил обновленную версию интерактивной карты евразийской системы дуг нестабильности (ЕСДЕ) и проанализировал основные параметры изменения ситуации в области безопасности в 2023 году. По его мнению, сейчас находятся в самом горячем состоянии (но с разным накалом) два сегмента дуги нестабильности: восточноевропейский и ближневосточный. Среди оказывающих влияние факторов можно назвать провал наступления ВСУ, отвлекающая от восточноевропейского фронта напряженная обстановка на Ближнем Востоке, попытки раскачать внутреннюю политику РФ (кризис с ЧВК «Вагнер», стресс‑тесты в Башкирии, Якутии и Дагестане), клонирование деструктивных сект, мигранты, создание этнических ОПГ и другие явления.
Лозунг этого года — «воюют все». И главный вопрос — какой сценарий развития ситуации наиболее выгоден России, а какой нашим противникам. Речь идет о конкуренции интеграционных процессов, которая стимулирует дезинтеграцию: разваливаются объединяющие структуры, растет количество игроков «Большой игры».
Профессор СПбГУ Владимир Колотов
Суть обсуждаемого на конференции проекта — это производство и экспорт нестабильности в направлении геополитических конкурентов. В настоящее время идет речь об очень высоком качестве подобных действий: переформатируется культурное пространство, меняется память и язык народов, переписывается история, противопоставляются этносы.
Сейчас наблюдаются доминирующие разнонаправленные тенденции. С одной стороны, идет угроза появления конфликтов на границах России с целью снизить концентрацию внимания Москвы на украинском направлении. И другой процесс — возникновение новых очагов нестабильности, которые снижают уровень участия Вашингтона на европейском направлении. Эту тенденцию, по словам Владимира Колотова, можно выразить словами «Кто кому подбросит больше дохлых кошек, чтобы тем самым отвлечь внимание противника и дать себе большую свободу действий».
Обсуждения участников конференции прошли в рамках нескольких сессий. В частности, были обсуждены африканский, восточноазиатский и ближневосточный сегменты евразийской дуги нестабильности, ситуация на постсоветском пространстве, а также глобальные и региональные проблемы безопасности.
Университетские эксперты представили свою точку зрения практически в рамках каждой сессии. Так, заведующий кафедрой истории Ближнего Востока, почетный профессор Николай Дьяков рассказал об арабском Востоке как о поле геополитической напряженности на пороге XXI века. По его мнению, Россия исторически и благодаря географическому положению призвана влиять на ближневосточные страны. Обрисовав сложившееся в ХХ и XXI веках экономическое и социальное положение в этом регионе, Николай Николаевич выразил мнение, что сближению помогает благоприятная для пророссийских инициатив, особенно в свете арабо‑израильского кризиса, обстановка в ряде организаций, в частности в Лиге арабских государств.
Арабский мир сами арабы сравнивают с бескрайним океаном. Пул проблем, который мы наблюдаем сейчас в этом регионе, чрезвычайно обширен, и надо полагаться на опыт, мудрость и одновременно на сдержанность нашего политического руководства в развитии контактов со всеми своими традиционными и новыми партнерами в этом регионе.
Профессор СПбГУ Николай Дьяков
Старший преподаватель СПбГУ Александр Матвеев (кафедра истории стран Ближнего Востока) обрисовал ближневосточный сегмент дуги нестабильности в контексте интересов региональных блоков и глобальных акторов. Профессор СПбГУ Николай Добронравин (кафедра мировой политики) рассказал о непростой ситуации, осложненной борьбой за самоопределение, нестабильностью в регионе ИГАД (страны Африканского рога) и о влияющих на этот регион силах. Заведующая кафедрой Центральной Азии и Кавказа СПбГУ доцент Заринэ Джандосова затронула в своем докладе проблему киргизско‑таджикского пограничного урегулирования.
Универсанты активно выступили в рамках сессии, посвященной восточноазиатскому сегменту евразийской дуги нестабильности. Ассистент СПбГУ Михаил Игнатьев (кафедра истории стран Дальнего Востока) рассказал о рецепции СВО в таиландских СМИ. Магистрант СПбГУ Артур Махлаюк (образовательная программа «Политика и международные отношения стран Азии и Африки») осветил концепцию перевооружения в Индии, а магистрант СПбГУ Александр Алексеев (образовательная программа «История народов Азии и Африки») посвятил свое выступление инициативам КНР в области глобальной безопасности.