Студенты-кинохудожники СПбГУ представили свои работы по произведениям Балабанова, Маркеса и Капоте

В здании Двенадцати коллегий до 5 октября можно увидеть выставку творческих работ выпускников кафедры художников кино и телевидения СПбГУ. Среди них — изобразительное решение фильма «Мой брат умер» по последнему сценарию Алексея Балабанова, разработанное его сыном, а также визуальные образы к произведениям Габриэля Гарсиа Маркеса, Трумена Капоте, Эрнста Гофмана и Дзюнъитиро Танидзаки.

Владимир Иосифович Светозаров (1948–2017) — известный кинохудожник, профессор СПбГУ, руководитель творческой мастерской, Народный художник РФ, лауреат Государственной премии РФ, премий «Ника», ТЭФИ, «Золотой орел».

Экспозиция посвящена выдающемуся российскому художнику, руководителю выпускного курса 2019 года Владимиру Светозарову.

В своей педагогической работе Владимир Иосифович отстаивал важность творческой свободы. И действительно, ни один из проектов, представленных на выставке, не похож на другой ни по технике исполнения, ни по композиционному решению, ни по стилистике.

Это авторские уникальные дипломы, настоящие произведения искусства. Они сделаны руками, без применения современных технологий. Это хендмейд — уходящее, но в то же время непреходящее творческое начало.

Исполняющая обязанности заведующего кафедрой мастерства художника кино и телевидения, доцент СПбГУ Мария Шеметова

«То, что скрывается за простыми терминами "школа" и "учителя", является основой всех громких аббревиатур знаменитых творческих вузов. И мы можем констатировать, что за очень короткий период в Университете возникла единственная в стране школа художников кино, которая уже вошла в историю», — считает первый заместитель декана факультета искусств, профессор СПбГУ Иван Уралов.

По мнению экспертов, университетская школа художников кино тесно связана с погружением в идеи и смыслы литературных произведений, киноисторий и сценариев. Представленные работы не просто иллюстрации к литературным произведениям, это попытки выразить драматургию сюжета в визуальных концептах будущих фильмов.

На выставке представлен итог длительной работы: студенты трудились над своими проектами больше года. Например, Анна Ивонина в процессе подготовки проекта о Големе выезжала в Прагу, чтобы нарисовать с натуры чешские улочки. Петр Балабанов изучал семейный архив и разработал изобразительное решение фильма «Мой брат умер» по последнему сценарию своего отца, известного российского режиссера Алексея Балабанова.

«Я очень долго искала произведение для проекта в американской литературе, — делится Светлана Энгель, автор одного из представленных на выставке проектов. — Казалось, американская классика не изобилует глубиной. Единственным произведением, которое в итоге меня зацепило, стал роман Трумена Капоте "Другие голоса, другие комнаты". В нем показана история, которую хочется рассказать, и подняты очень важные вопросы, которые хочется обсуждать».

Некоторые материальные объекты, послужившие источником вдохновения для студентов, также стали частью экспозиции. Среди них сундук семейства Буэндиа из романа Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества», помогавший в работе над проектом Ангелине Коваленко. Основой диплома Полины Мартыненко «Песочный человек» стал старинный баварский шкаф с эскизами, воплотившими детские страхи, из новелл немецкого писателя Гофмана. А шкатулка, наполненная миниатюрами о повседневной жизни в Японии, помогает посетителям погрузиться в работу Екатерины Шляховой по роману Дзюнъитиро Танидзаки «Мелкий снег».