Студент СПбГУ изучил отношение молодежи к культовому кино

Студент-социолог Санкт-Петербургского университета Иван Набокин провел исследование, посвященное отношению молодых людей к знаковым картинам современного кинематографа.

В специализированной литературе о кинематографе к культовым фильмам принято относить картины с маргинальной эстетикой и эксцентричным сюжетом, такие как «Большой Лебовски», «Заводной апельсин», «Криминальное чтиво» и другие. Однако зачастую представления критиков и культурологов далеки от реальности.

В интернет-опросе, проведенном в апреле — мае 2018 года, приняли участие 300 жителей из разных городов России в возрасте 14–35 лет, а также контрольная группа — в возрасте старше 36 лет.

Какие же фильмы молодые люди считают культовыми, выяснил студент СПбГУ Иван Набокин, который провел опрос среди кинолюбителей из разных городов России. Респонденты в возрасте 14–24 лет отнесли к культовым такие картины, как «Гарри Поттер» (6 %), «Властелин колец» (7 %) и «Звездные войны» (11 %). Последние два фильма, наряду с «Криминальным чтивом», стали знаковыми и для участников опроса в возрасте 25–35 лет. Опрошенные старше 36 лет, которые выступили в качестве контрольной группы, к культовому кино отнесли «Любовь и голуби», «Кин-дза-дза!» и другие советские фильмы.

Исследование было проведено в рамках ВКР Ивана Набокина «Отношение современной молодежи к культовому кино» (научный руководитель — доцент СПбГУ Елена Богомягкова) при поддержке Центра социологических и интернет-исследований СПбГУ.

Интересно, что культ вокруг фильмов формируется, как правило, в Интернете. Самая популярная практика среди поклонников кино — сидеть на тематических форумах, в пабликах/группах, посвященных любимым фильмам (45 % респондентов в возрасте 14–24 лет, 21 % в возрасте 25–35). Также кинолюбители стараются покупать различную атрибутику, связанную с фильмами, в том числе книги и игры (28 % респондентов в возрасте от 14 до 24 лет, 8 % в возрасте 25–35 лет).

В целом активных фанатов среди опрошенных немного — всего 3–5% от общего числа респондентов, причем живое общение между ними не развито и сильно уступает виртуальному. Так, 17 % участников опроса в возрасте от 14 до 24 лет несколько раз принимали участие в ролевых играх, посвященных любимым фильмам, но не вернулись к этой практике.

Автор исследования отмечает, что самые активные поклонники кино — любители фэнтези и фантастики. Именно эта категория фанатов чаще всего пересматривает фильмы, цитирует киногероев в повседневной жизни и покупает тематическую атрибутику.