В СПбГУ открылась выставка «Дизайн + контекст»

На экспозиции представлены лучшие дизайн-проекты, живописные полотна, графические работы и образцы печатной графики, выполненные студентами-дизайнерами разных лет.

Авторами проектов стали студенты — начиная с первого курса бакалавриата и заканчивая выпускниками магистратуры. С дебютом дизайнеров поздравил старший преподаватель СПбГУ, художник Владимир Загоров. «То, что экспонируется здесь, заслуживает самого пристального внимания и поощрения, потому что в студенческие годы вы делаете невероятные вещи. Важно, чтобы вы всегда находили время, хотя бы по несколько минут в день, на свое развитие. Чтобы вы так же продолжали, хотя это и невероятно трудно, делать что-то не для заказа, а для себя. И чтобы потом это становилось частью вашей профессии. Делайте эскизы для будущих проектов, мечтайте, чтобы они осуществились, какими бы они ни были фантастическими или утопическими: из этого и формируется будущее вашей профессии», — уверен Владимир Загоров.

То, что здесь случилось, — это настоящее явление дизайна в Петербурге. Вся эта экспозиция — шедевр, где за каждым экспонатом ты видишь развитие определенных тенденций.

Петербургский художник Владимир Загоров

Выставка «Дизайн + контекст» получила свое название по следам первой в СПбГУ крупной профессиональной конференции «Дизайн: принципы и практики», которая в этом году проходила под одноименным заголовком. О том, как взаимосвязаны между собой дизайн и контекст, может рассказать каждый представленный на экспозиции проект, будь то живописное полотно, графика или арт-объект. Все работы иллюстрируют, как дизайн живет в контексте и мыслей студентов, и литературных произведений, и научных понятий, и искусства.

Выставка будет работать до 21 апреля.

«Тему выставки мы раскрываем в нескольких плоскостях. Во-первых, это „дизайн + контекст“ внутри образовательной программы: здесь представлены работы, представляющие разные дисциплины, и интересно проследить их взаимосвязь: та же цветность в плакатах, например, выходит из живописи, — рассказал руководитель образовательной программы СПбГУ „Графический дизайн“, заведующий кафедрой дизайна доцент Ксения Позднякова. — Вторая плоскость — это тематика самих проектов: они посвящены контекстам науки, культуры, арта, общественной жизни и демонстрируют, как дизайн работает со средой и с различной проблематикой».

Уникальность подготовки дизайнеров-графиков в СПбГУ, по сравнению с аналогичными программами в зарубежных и некоторых российских вузах, состоит в том, что наши студенты, в отличие от европейских коллег, имеют возможность в полном объеме проходить обучение по художественным дисциплинам.

«В современной образовательной концепции обучения дизайнеров общехудожественная подготовка — живопись, рисунок, графика — либо сведена до минимума, либо вынесена в факультативы. По нашей идее, художественная основа дизайн-проектирования — это важный элемент развития креативных способностей и раскрепощения творческой мысли у студентов. Поэтому эти дисциплины занимают достаточно большой объем в учебном плане: от первого курса бакалавриата до последнего курса магистратуры», — отметила Ксения Позднякова.

Акцент в обучении дизайнеров преподаватели делают на эксперимент, на изучение различных смешанных техник, на интерпретацию объектов и создание так называемых объектов-персонажей. Но главное, чему учат дизайнеров, — это умению реализовать собственную художественную и проектную идею. «Очень часто бывает, что студенты не понимают, как реализовать то, что в голове. Наши педагоги ведут их по этому пути выражения собственной идеи и концепции», — рассказала Ксения Позднякова.

Впрочем, и это еще не все: в процессе обучения в СПбГУ студенты творческих специальностей учатся готовить масштабные выставочные проекты, такие как выставка «Дизайн + контекст». Искусство презентации работ — навык не менее ценный, чем, например, управление вдохновением.