Выпускница СПбГУ рассказала универсантам о приемах оформления отечественного кино
В рамках серии научных семинаров в СПбГУ состоялась лекция выпускницы Университета 2023 года Василисы Болдышевой. Специалист в области изучения искусства кинодекорации, она выступила спикером на семинаре «Советские и российские приемы оформления кино». В ходе встречи эксперт рассказала обучающимся, как создавались декорации в прошлом и как этот процесс устроен сейчас, какие материалы и инструменты используют художники и как графические эффекты повлияли на их работу.
На семинаре, организованном для студентов СПбГУ, участники получили возможность посетить виртуальные экскурсии по декорационным складам «Ленфильма» и «Мосфильма». Они познакомились с сохранившимися артефактами, узнали, как технологические обстоятельства влияют на интерьерные и экстерьерные решения. Лектор со слушателями также обсудили работу художников‑постановщиков, их приемы и задачи, рассмотрели примеры использования модернизма в киноархитектуре.
Модернизм не так просто поддается изображению на экране. Нередко его приходится искусственно кривить — грубо говоря, строить «по спичечному коробку» — изобретать особое освещение, перекрашивать и изменять другими способами, чтобы показанное на экране было и вправду модернистским и при этом жизнеподобным.
Выпускница Университета 2023 года Василиса Болдышева
Эксперт не ограничилась анализом готовых фильмов, а вовлекла слушателей в процесс создания декораций, предложив взглянуть на процесс глазами художника‑постановщика. В ходе лекций студентам было предложено обсудить этические вопросы, связанные с использованием исторических артефактов и реконструкцией прошлого в картинах.

Особое внимание Василиса Болдышева уделила влиянию технологий на кинодекорационное искусство. Появление компьютерной графики изменило возможности художников, позволяя создавать невероятные миры и расширять границы реальности, при этом сохраняя традиционные навыки и ручной труд, которые придают фильмам уникальность и аутентичность.
Минкультуры поддержит более 80 кинособытий в 2025 году
«Экраны хороши тем, что сохраняют настоящие рефлексы на предметах, что удобно при работе с компьютерной графикой. Но и графика — вещь опасная. Не зря Ридли Скотт сделал для "Бегущего по лезвию 2049" 38 макетов до 4,5 метра в высоту и использовал комбинированные съемки», — поделилась спикер своими наблюдениями.
Лектор Дома кино, выпускница СПбГУ 2023 года, обучавшаяся по направлению «Свободные искусства и науки» Василиса Болдышева занимается историей и современной практикой кинодекорационной технологии, публикуется в журнале «Сеанс». Три года Василиса посвятила работе над серией интервью с художниками‑постановщиками, декораторами и строителями декораций, которую она начала еще будучи студенткой Университета.
«У каждого оформителя кино есть свои приемы: например, один протирает декорации подсолнечным маслом, чтобы они поблескивали и на экране выглядели более живыми, другой делает состаренные фактуры не фабричной химией, а раствором сажи. Но все это только незаметные инструменты, используемые на пути к уникальному решению картины в целом», — отметила Василиса, подтверждая мысль о том, что разнообразие проектов и условий съемок делает каждый опыт в кино неповторимым, в котором нет места решениям‑клише.
Исследования и лекции Василисы Болдышевой, в которых она детально рассматривает процессы создания кино, позволяют студентам СПбГУ не только погрузиться в сюжет и актерское мастерство, но и оценить работу команды профессионалов, формирующих визуальный мир, о котором она с большим увлечением рассказывает своей аудитории.