«Сохранить человечность в цифровом мире». Профессора Университета о жизни в мире компьютерных технологий и подготовке будущих педагогов
Директор Института когнитивных исследований СПбГУ Татьяна Черниговская и директор Института педагогики СПбГУ Елена Казакова выступили на международной конференции Российской академии образования «Перспективы развития исследований в сфере наук об образовании».
Профессор СПбГУ Татьяна Черниговская: «Мы заигрались в цифровой мир»
Как будут сосуществовать искусственный и естественный интеллект?
В докладе, посвященном когнитивной науке и педагогике, Татьяна Черниговская предложила обсудить роль искусственного интеллекта в современном мире и воспитание новых поколений в цифровом мире.
По словам Татьяны Черниговской, наше время особенно остро ставит перед человечеством экзистенциальные вопросы. Кто мы такие? Каким мы хотели бы видеть наше будущее? Кого мы должны воспитать и научить, чтобы оно состоялось? «Сейчас самое время понять это, потому что нас окружают цифровые монстры, и их количество множится. Мы настолько заигрались, что не даем себе труда успокоиться, отключить аппаратуру и подумать о том, какое мы хотим будущее, — обозначила проблему профессор СПбГУ. — Можно сопротивляться этому или нет, но в этом мире будут сосуществовать естественный и искусственный интеллект. Это просто факт, от которого никуда не денешься. Но как распределятся роли и с кем мы должны будем об этом договариваться?»
Над созданием искусственного интеллекта работают ученые всего мира, мотивируя это разными причинами. Одни научные коллективы моделируют такие системы, чтобы понять, как устроен естественный интеллект или человеческий мозг, другие — чтобы улучшить нашу жизнь, поручив машинам выполнять опасные работы или такие сложные задачи, как анализ больших данных, с которыми человек не в состоянии справиться. Однако вместе с тем в профессиональной среде также обсуждается возможность улучшить самого человека с помощью искусственного интеллекта — не развить как личность, а увеличить память и сделать его «умнее». Речь даже заходит о том, чтобы оцифровать ментальный и эмоциональный мир и тем самым достичь бессмертия.
Альберт Эйнштейн писал, что без этической культуры у человечества нет будущего. Мы можем закупать любую аппаратуру и тратить хоть триллионы долларов на науку, но без нее все будет впустую.
Директор Института когнитивных исследований СПбГУ член-корреспондент Российской академии образования, профессор Татьяна Черниговская
«Когнитивная наука, в которой я работаю, включает в себя не только области нейронауки, лингвистики и философии, но и искусство в широком смысле и, возьму на себя смелость сказать, даже теологию. Потому что это области человеческого. Если мы играем в механические приборы, от них можно отказаться, но этим мы сделаем ампутацию всему человечеству», — подчеркнула Татьяна Черниговская.
Директор Института когнитивных исследований СПбГУ сообщила, что возможности алгоритмов искусственного интеллекта постепенно расширяются: если раньше программа могла обыграть шахматного гроссмейстера, то теперь компьютеру проигрывают профессиональные игроки в такие сложные логические игры, как го и сёги. Нейросеть AlphaZero способна за 24 часа, разыграв с собой миллион партий, с нуля добраться до уровня, на котором будет обыгрывать любого человека или программу. Что намного опаснее, отметила Татьяна Черниговская, системы стали способны как бы проявлять интуицию, которая прежде считалась исключительно человеческим свойством. «Эта программа придумала что-то вроде "искусственной интуиции": например, играя в шахматы, она заводит партнера в цугцванг. Он идет по пути провала, полагая, что поймал противника, и делает несколько шагов, из которых не может вернуться назад, ― рассказала профессор СПбГУ. — Семантический провал между интуицией и логикой преодолен, и это похоже на когнитивную атаку или даже цивилизационный вызов нашим представлениям об интеллектуальных возможностях человека. Я это к тому говорю, что цифровые вещи перешли границу и могут нас переиграть, если мы не очнемся».
Подводя итоги, Татьяна Черниговская рассказала, что мир перестал быть человекомерным и, чтобы не потерять ориентиры и представление о реальности, люди должны уметь договариваться. «Нам нужно научиться жить в цифровом мире и сохранить человечность. Массовые опросы школьников и студентов о том, кто для них является идеальным учителем, показывают, что это должен быть вовсе не тот, кто много знает, а человек, готовый выслушать, способный проявить душевное тепло, посочувствовать и помочь. У них есть огромная потребность в эмпатии, — сообщила она. — Конечно, нужно использовать уже полученные когнитивными науками данные, и в Российской академии образования ведутся исследования такого рода. Как перед педагогикой, так и когнитивистикой стоит много задач. Проблема заключается в том, что наука и мировое сообщество живут будто в двух параллельных мирах, и людям до нее нет дела. Поэтому нужно делать так, чтобы результаты нашей работы до них дошли».
«Современный учитель открыт миру»
В ходе выступления директор Института педагогики СПбГУ Елена Казакова представила ключевые проблемы в сфере подготовки педагогических кадров, требующие срочного решения, и рассказала о поиске новых ценностей профессии.
«Современный педагог — это человек, данный в развитии»
Елена Казакова рассказала, что вопрос смыслов становится особенно важен для профессионального сообщества, когда его представители начинают размышлять о том, что необходимо сделать в перспективе нескольких лет и какие значимые проблемы необходимо так или иначе преодолевать системе подготовки кадров. В перечень этих вопросов входят проектирование образовательной среды, которая подразумевает не только привычное пространство класса и школы, но и охватывает более широкие территории, включая кванториумы и интернет-пространство. Кроме того, многие эксперты сегодня твердо убеждены в том, что образовательная деятельность должна быть не только индивидуальной, но и совместной. Распределенная мотивация, совместная постановка целей и их достижение тщательно изучались советской педагогикой, и существует мнение, что в XXI веке к ним следует вернуться. Не менее важна и эмоциональная поддержка обучающихся: исследования показывают, что уверенность учителя в силах учеников помогает им достигать более высоких результатов. Отдельно директор Института педагогики СПбГУ обратила внимание на то, что современная система образования нуждается в учителях, которые сами любят учиться и своим примером могут заряжать учеников.
«Вместе с группой студентов, молодых участников педагогического форума, мы попробовали сформулировать основные ценности и представить облик учителя, который нужен сегодня, — рассказала Елена Казакова. — Он увлечен процессом познания, умеет работать в разновозрастной команде, состоящей не только из учеников, но и их родителей, а также своих коллег. Современный учитель открыт миру, любопытен, обладает сформированной исследовательской культурой. Это человек, который умеет делать выбор и нести за него ответственность. Он обладает высоким культурным уровнем, ему свойственны гибкость, устойчивость и чувство юмора, без которого переживать наш век, похоже, невозможно».
Справедливый и с чувством юмора: ученые СПбГУ узнали, каким школьники видят идеального учителя
Глобальное и стремительное внедрение компьютерных технологий наводит исследователей на вопрос о том, как они повлияют на образовательный процесс. Так, например, более 70 % российских учителей уверены в том, что цифровизация приведет к замене педагога на «цифровой аналог», а реальное образование будет доступно только «избранным», несмотря на то, что базу для появления таких сомнений заложил материал, опубликованный некачественными СМИ. «Размышляя о цифровизации, мы не можем не опираться на исследовательские данные, полученные в конце XX века. Они показывают, что компьютер может стать фактором качества образования в одном единственном случае — когда ученик является субъектом своего образования. Иначе это только развлечение и трата времени, — заметила Елена Казакова. — Субъектная позиция ученика, свободный выбор, качественная обратная связь и наличие сообщества — это данные, которые были зафиксированы в лонгитюдных международных исследованиях, участниками которых становились и наши ученые. И сегодня, решая отдельные технологические вопросы, нам очень важно об этом помнить, поскольку "цифра" для нас это и государственная цель, и средство достижения определенных целей, и дополнительный ресурс, и риск».
Завершая выступление, директор Института педагогики СПбГУ перечислила вызовы, которые необходимо преодолеть педагогическому сообществу. В частности, она отметила, что репетиторство стало массовой практикой не только в стране, но и в мире, что говорит об устойчивой низкой эффективности образовательного процесса, а случаи его использования во благо исключительно редки. Становится очевидно, что сам образовательный процесс требует обновления: в школах по-прежнему сохраняется эксплуатация мотивов страха и долга как побудительной силы образования, а подготовка будущих педагогов проходит в лекционно-семинарской манере, несмотря на то, что востребован уже принципиально иной опыт. Также Елена Казакова добавила, что при переходе на электронные средства обучения недостаточно заменить «живую говорящую голову» на электронную, что нередко случается в вузах и на образовательных платформах.
Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития исследований в сфере наук об образовании» прошла в Российской академии образования в рамках Года науки и технологий. Ее участниками стали представители органов управления образованием, ведущие российские и зарубежные ученые, руководители и педагоги образовательных организаций, а также представители профессионального сообщества.