Татьяна Черниговская: «Человек XXI века — человек растерянный»
Директор Института когнитивных исследований СПбГУ член-корреспондент Российской академии образования, профессор Татьяна Черниговская и литературовед, писатель Евгений Водолазкин обсудили, как сегодня в современном мире понимается свобода, может ли человек сочетать критическое и религиозное мышление и почему для него важна сфера духовного.
Татьяна Черниговская отметила, что человечество вырабатывало нравственные координаты на протяжении тысяч лет культурной эволюции, и хотя в разных культурах они могут несколько отличаться, основные вехи у всех примерно одинаковы. Люди создали универсальную формулу: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Но существующий сегодня культ свободы, который при этом парадоксально сочетается с отрицанием других мнений, отличающихся от общепринятых, испытывает человеческую цивилизацию на прочность.
«По-моему, любой культ ужасен. На мой взгляд, человечество просто больно, оно потерялось. Мы знаем понятия "человек разумный", "человек читающий", а каков нынешний человек? Я уверена, что это "человек растерянный", ― поделилась Татьяна Черниговская. ― Он потерялся и не знает, где находится — что это за цивилизация, какие основные ориентиры есть в этом мире? Большинство людей не просто не могут перечислить десять заповедей, они вообще о них не знают. Вместо этого идет разговор о свободах».
Другим сложным вопросом для современного человека становится то, как можно сочетать критическое мышление и веру. По словам профессора СПбГУ, до сих пор не все научные гипотезы можно проверить и подтвердить экспериментально, а ответы на некоторые вопросы не поможет найти даже развитие технологий. Одним из таких сложных для изучения направлений является когнитивистика: исследование нейронов и их соединений, пусть очень детальное, не приблизит ученых к пониманию принципов работы мозга — для этого необходимы другие подходы.
Более того, отметила Татьяна Черниговская, многие из крупных ученых, получивших международное признание, не были атеистами. В «Происхождении видов» Чарльз Дарвин не пишет, что человек произошел от обезьяны, напротив, как человек, получивший религиозное образование, он отмечает, что счастлив быть потомком тех первых существ, которых создал Господь.
То, что мы все родственники на этой планете, бесспорно, и мне кажется, религиозной точке отсчета это не противоречит.
Директор Института когнитивных исследований СПбГУ член-корреспондент Российской академии образования, профессор Татьяна Черниговская
«Вас не поражает сам факт того, что есть алфавит жизни — четыре буквы ДНК, которыми написаны книги и крошечной амебы, и человека? Это чудо. Из любви к парадоксам я задаю себе вопросы: во всей ли Вселенной действуют эти четыре буквы? Везде код жизни таков или этих текстов бесконечное количество? Из этого вытекает другой вопрос: все ищут жизнь вне Земли, но уверены ли мы, что сможем ее распознать?», — подчеркнула ученый.
Продолжая тему духовности, директор Института когнитивных исследований СПбГУ отметила способность мозга человека воспринимать влияние далеко не только мира физических объектов, которые можно потрогать или услышать. «Наш мозг вовсе не занимается, как написано в любом учебнике, только переработкой поступающей к нему информации. Он занимается творением миров. Но мне было бы приятнее сказать, что человек является тем созданием, которое творит миры и живет в них, — сказала Татьяна Черниговская. ― Еще неизвестно, какой мир оказывает на нас большее влияние — материальный или тот, который мы придумали. Иначе почему на нас так действуют книги, музыка, изобразительное искусство? Почему тогда мы плачем над книгами? Почему нас сбивает с ног великий фильм? Это духовное. Просто мы такие существа. Подозреваю, что наши соседи по планете не обладают этим качеством, и не просто потому, что у них маленький или слабо развитый мозг. Но мы настолько сошли с ума, что решили именно духовную сферу и разрушить».
В завершение разговора профессор Университета добавила, что строительство человеком его личной истории является самой сложной задачей, ведь хотя бы немного улучшить самого себя — очень трудная работа. «Мне кажется, такой разговор неплохо вести с детьми, другой вопрос как. С ними нельзя говорить только про игрушки, потому что даже маленькие дети в возрасте четырех-пяти лет уже начинают задавать вопросы о конце и многом другом. Можно от этого уходить, но, возможно, позиция "вырастешь — узнаешь" неправильна. Что-то они должны знать раньше и тогда будут вести другую жизнь, а у нас появятся перспективы», — подвела итог Татьяна Черниговская.