Ректор СПбГУ в Госдуме: публичное имущество вузов должно быть общедоступным
Разработки, продукты, оборудование и прочие ресурсы образовательных организаций, созданные или приобретенные за счет бюджетных средств, должны быть доступны студентам и сотрудникам всех государственных вузов. С таким предложением выступил ректор СПбГУ, председатель Ассоциации ведущих университетов член-корреспондент РАН Николай Кропачев на парламентских слушаниях в Государственной думе, посвященных развитию системы высшего образования.
Ректор Санкт-Петербургского государственного университета в своем выступлении обратил внимание на то, что участие российских вузов в Болонском процессе было призвано интегрировать отечественное образование в единую мировую систему. Однако, подчеркнул он, более важной задачей и все эти годы, и сегодня является создание единого качественного образовательного пространства внутри страны.
Единство — это прежде всего равенство возможностей обучающихся вне зависимости от вуза, его размера, местонахождения, специализации.
Ректор СПбГУ Николай Кропачев
«Сегодня же мы имеем неравенство ресурсов — кадровых, инфраструктурных, информационных и многих других. Как следствие — зачастую полярный уровень подготовки выпускников, их образовательных результатов, формальное соответствие результатов установленным требованиям, а на практике — неудовлетворенность этими результатами как со стороны работодателей, так и выпускников», — отметил Николай Кропачев.
Важнейшим шагом на пути к созданию единой системы качественного образования в России ректор считает открытый доступ для всех студентов и сотрудников вузов к бюджетным ресурсам университетов. Николай Кропачев пояснил, что ресурсы образовательных организаций — то, что создается в процессе работы этих организаций и приобретается за счет бюджетных средств (научное оборудование, программные продукты, онлайн-курсы, инфраструктура и другое), — должны быть доступны обучающимся и сотрудникам всех государственных вузов. При этом такой доступ должен быть организован в соответствии с едиными федеральными правилами, отметил он.
«Публичная собственность должна быть доступна всем, причем по правилам, которые определяются федеральным законодательством. У нас в Научном парке сегодня закуплено оборудование на сумму более чем семь миллиардов рублей, и им могут воспользоваться все сотрудники государственных учреждений России. И так должно быть везде в стране. Давайте создадим эти федеральные правила», — подчеркнул ректор СПбГУ.
В Санкт-Петербургском университете еще в 2014 году было принято решение о предоставлении возможности использования оборудования Научного парка Университета (стоимость оборудования составляет более 7,5 млрд рублей, общая площадь Научного парка — более 30 тысяч квадратных метров) на безвозмездной основе сотрудникам любых государственных организаций. Правила получения доступа к ресурсам Научного парка разработаны Университетом самостоятельно, с ними может ознакомиться любой желающий.
Ректор напомнил и о кластерных программах «Вернадский» (МГУ) и «Менделеев» (СПбГУ), участники которых получают доступ к ресурсам крупнейших университетов России. Сегодня в число партнеров и участников программы «Менделеев» входят представители около 20 субъектов страны, в том числе девять опорных вузов регионов, а также национальные исследовательские и федеральные университеты. Все участники кластера получили возможность использовать научную, образовательную и цифровую инфраструктуру, экспертные ресурсы СПбГУ для достижения целей устойчивого развития любого заинтересованного региона.
Николай Кропачев также предложил усилить роль работодателей и профессиональных сообществ в системе контроля качества образования. Ректор привел в пример систему отбора судей, для назначения которыми недостаточно только лишь диплома о юридическом образовании.
Сегодня у нас в стране есть гражданское общество, которое способно контролировать качество образования. Необходимо дать возможность журналистам, стоматологам, психологам и другим профессиональным сообществам проверять, готов ли выпускник вуза к работе.
Ректор СПбГУ Николай Кропачев
Ректор СПбГУ отметил, что для дальнейшего развития российской образовательной системы необходимо пересмотреть одно из базовых понятий — право на образование. В том числе учесть, что оно предполагает не просто образование, а именно качественное образование, а главное — отказаться от отношения к образованию как к услуге. Право на образование, уверен ректор СПбГУ, никак не связано с формулой «выполнение работ (оказание услуг)». Председатель Государственной думы Вячеслав Володин отметил, что данное предложение ректора СПбГУ нашло поддержку у членов парламента.
В ходе слушаний с предложениями также выступили министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, ректор МГУ имени М. В. Ломоносова, президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий, руководители ведущих вузов страны и лидеры парламентских фракций. Видеозапись слушаний доступна на официальном сайте Государственной думы.