Ведущие университеты страны обсудили вопросы воспитания молодежи и использования публичной собственности
В Москве с участием министра науки и высшего образования Российской Федерации Валерия Фалькова состоялось заседание Ассоциации федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, СПбГУ, МГУ имени М. В. Ломоносова и Совета ректоров вузов Северо‑Западного федерального округа. Встреча прошла на площадке Финансового университета при Правительстве РФ.
Ключевыми темами заседания стали вопросы организации воспитательной работы в вузах Российской Федерации, а также повышения эффективности использования образовательными и научными организациями публичной собственности.
Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков подчеркнул, что подобное заседание является не рядовым событием для министерства, а также что оно ценит самоорганизацию ректоров российских вузов. Он сообщил, что последние несколько лет воспитательная работа выделяется в качестве одного из приоритетов.
Наша задача на новом этапе — определить людей, которые на уровне вузов будут заниматься воспитательной работой, искренне преданных своему делу. Нужно, чтобы они действовали не по должностной инструкции, а подходили творчески. И образование, и воспитание тесно связаны, об этом мы много говорим на разных площадках. Одно немыслимо без другого.
Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков
Валерий Фальков еще раз отметил, что формальный подход в воспитании студентов недопустим, и обратился к ректорскому сообществу с просьбой уделить особое внимание специалистам, ведущим работу со студентами, и в частности преподавателям, которые неизбежно участвуют в этом процессе.
Вторым вопросом на повестке дня стало использование публичной собственности в сфере образования и науки. Министр науки и высшего образования выразил благодарность председателю президиума Совета ректоров вузов Северо‑Западного федерального округа и Ассоциации ведущих университетов России, ректору СПбГУ Николаю Кропачеву, к которому ранее обращался с предложением проработать данный вопрос. Валерий Фальков отметил, что проблема представляется ему чрезвычайно актуальной и лучшие предложения, высказанные в ходе заседания, будут взяты министерством в работу.
Ректор Санкт‑Петербургского университета член‑корреспондент Российской академии наук Николай Кропачев рассказал о некоторых результатах работы АВУ за последнее время. Так, членами АВУ были выработаны общие для всех членов ассоциации правила пользования прокторингом, а также еще в начале 2023 года сформулированы конкретные меры, которые способны повысить эффективность работы университетских музеев. Наработки были направлены в Министерство науки и высшего образования, Администрацию президента РФ и Государственную думу для масштабирования на все вузы страны. В связи с этим Николай Михайлович попросил докладчиков высказывать в ходе выступления конкретные предложения, которые могут быть направлены на доработку в Министерство науки и высшего образования.
Заседание открыл доклад на тему «Повышение эффективности использования публичной собственности в сфере образования и науки. Опыт Санкт‑Петербургского государственного университета», подготовленный заместителем начальника управления Администрации президента РФ по научно‑образовательной политике Юлией Линской, ректором СПбГУ членом‑корреспондентом РАН, доктором юридических наук Николаем Кропачевым и первым проректором СПбГУ доктором экономических наук Еленой Черновой. В своем выступлении Елена Чернова обратила внимание слушателей на важность повышения эффективности использования вузами ресурсов, которые должны применяться в интересах государства.
Так, СПбГУ позволяет пользоваться своими общежитиями и учебно‑научными базами ряду вузов‑партнеров, в числе которых МГУ имени М. В. Ломоносова, Петрозаводский государственный университет, РГПУ имени А. И. Герцена и НТУ «Сириус». Онлайн‑курсы Университета, созданные за счет бюджетного финансирования, были открыты в период пандемии для бесплатного пользования, в результате чего более 13 тысяч студентов из 89 вузов смогли продолжить свое обучение в весеннем семестре 2020 года. Созданная в Центре технологий распределенных реестров СПбГУ система дистанционного голосования «Криптовече» доступна на безвозмездной основе и используется более чем в 100 научных организациях и университетах России, а также помогает решать задачи районных администраций Петербурга. Кроме того, Научный парк СПбГУ, по праву считающийся лучшим в России и одним из лучших в мире научных центров коллективного пользования, открыт для российских и зарубежных исследователей.
Более 84 % из максимально возможной составляет фактическая загрузка научного оборудования центра коллективного пользования. Из них свыше 79 % — в интересах внешних пользователей.
В своем выступлении Елена Чернова осветила организационно‑правовые проблемы консолидации ресурсов. Среди них несовершенство учета системы государственного имущества и оценки степени его востребованности, недоступность полного объема информации для потенциальных пользователей, отсутствие единых общероссийских правил открытого пользования музейными коллекциями, библиотеками, общежитиями вузов и другие.
О реализации концепции публичной собственности на примере проекта «Дом студенческой молодежи» рассказала первый проректор Псковского государственного университета Ольга Серова.
В ходе заседания ректор СПбГУ Николай Кропачев выступил с инициативой создать рабочую группу, которая соберет лучшие идеи и направит их для доработки в Министерство науки и высшего образования РФ. Предложение было поддержано Валерием Фальковым.
Потом представители вузов России поделились лучшими практиками в вопросах воспитания молодежи, реализующихся с учетом специфики каждого учебного заведения. Новые задачи в сфере воспитательной работы как фактор трансформации университета представила председатель Совета ректоров вузов Архангельской области, ректор Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова Елена Кудряшова; о построении многоуровневой системы воспитательной работы рассказал ректор Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина Виктор Кокшаров; о системе патриотического воспитания — ректор Национального исследовательского университета «МЭИ» Николай Рогалев.
Доклад «Наставничество через социальные сети: использование авторитета преподавателей для формирования патриотических и нравственных ориентиров молодежи» прочла председатель Совета ректоров Республики Коми, ректор Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина Ольга Сотникова. Проректор по молодежной политике и международному сотрудничеству Санкт‑Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени профессора М. А. Бонч‑Бруевича Нина Журавлева выступила с темой «Повышение эффективности воспитательной деятельности в вузе через развитие студенческого наставничества». С лучшими практиками вуза в воспитательной работе слушателей познакомил проректор по социальной и воспитательной работе Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Александр Кожаринов.
Проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Андрей Полосин представил доклад «Мировоззрение: образование, воспитание, ценности». Проректор по воспитательной работе и художественно‑творческой деятельности Государственного института кино и телевидения Оксана Ларичева осветила тему «Работа с профессорско‑преподавательским составом — основа воспитательной деятельности в вузе».