Преподаватели СПбГУ помогли учителям обществознания взглянуть на привычную школьную дисциплину по-новому
Преподаватели Санкт-Петербургского университета провели занятия для учителей обществознания в рамках совместной программы научно-технологического университета «Сириус» и СПбГУ. В летней школе приняли участие около 50 педагогов из разных регионов страны, а также 30 преподавателей из Донецкой и Луганской народных республик.
Лекторами программы по обществознанию, которая на уровне вузовских дисциплин требует многодисциплинарного участия, стали ученые СПбГУ, представляющие пять областей знаний: философию, социологию, юриспруденцию, экономику и политологию. Соруководителем образовательной программы выступил декан юридического факультета СПбГУ Сергей Белов.
Занятия прошли в рамках программы повышения квалификации «Особенности преподавания обществознания в условиях поиска ответов на большие вызовы». В течение десяти дней учителя посещали лекции, участвовали в мастер-классах и круглых столах. В завершение участники, объединенные в проектные команды, разрабатывали образовательный модуль (группу занятий, объединенных общей тематикой) по одному из разделов дисциплины «Обществознание». Прошедшие экспертизу модули могут быть использованы в дальнейшем в учебных программах.
Летняя школа, которую мы провели в университете «Сириус», была нацелена на повышение общего профессионального уровня школьных учителей.
Декан юридического факультета СПбГУ Сергей Белов
«Преподаватели Университета не обсуждали методику преподавания в школе. Наша задача была обсудить самые сложные проблемы современного общества с точки зрения того, что именно и как доносить до школьников, обсудить, как школьные уроки формируют у учеников уважение к закону и праву, понимание основ экономической и политической систем общества, важное для ситуации, когда перед нашей страной стоит ряд фундаментальных, больших вызовов», — рассказал Сергей Белов.
Так называемые «большие вызовы» — это возможные угрозы развитию государства, обозначенные в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Среди них — утрата культурной и национальной идентичности, которая может быть вызвана ростом международной конкуренции и конфликтности, глобальной и региональной нестабильностью.
Первый проректор научно-технологического университета «Сириус» Лилия Кирьянова отметила: «Наша способность к восприятию мира очень сильно зависит от того, какие логические конструкты в нас заложены, как мы объясняем этот мир. Логика устройства мира формируется в первую очередь в школе. И курс обществознания здесь играет важнейшую роль. Самые значимые для нас трактовки мира — это те, к которым мы приходим сами. Наша важнейшая задача — дать ребятам механизмы, которые позволят им формировать правильное объяснение устройства общества и событий, происходящих в нем».
Организаторы и руководители летней школы подчеркнули, что такая программа, проведенная в этом году впервые, в перспективе может стать центром притяжения экспертов в области права, политики, экономики, социологии и педагогики, которые готовы обмениваться опытом и задавать вектор развития российского гуманитарного среднего образования.