Какие знания нужно получить до выпуска из школы, обсудили в СПбГУ
В Санкт-Петербургском университете прошел круглый стол «Преподавание обществознания в общеобразовательных учреждениях». Участники обсудили основные проблемы, с которыми сталкиваются учителя в процессе обучения школьников этому предмету.
В работе круглого стола приняли участие вице-губернатор Санкт Петербурга Ирина Потехина, заместитель председателя правительства Ленинградской области по социальным вопросам Николай Емельянов, ректор СПбГУ член-корреспондент РАН Николай Кропачев, директор Института педагогики СПбГУ Елена Казакова и более 70 директоров школ, школьных учителей, методистов и преподавателей вузов.
Вице-губернатор Санкт-Петербурга Ирина Потехина заметила, что обществознание — предмет, который школьники чаще всего выбирают для сдачи ЕГЭ.
Экзамен по обществознанию ежегодно сдают около 30 % выпускников, так как его результаты нужны для поступления на большое количество направлений подготовки и специальностей: юриспруденцию, политологию, социологию, педагогику, экономику, психологию и другие.
При этом высокие баллы ЕГЭ не всегда гарантируют социализацию школьника. Правда, по словам экспертов, в последние годы ситуация улучшается — все больше молодых людей, оканчивая школу, понимают, какие у них есть права, обязанности, ответственность.
Ректор СПбГУ член-корреспондент РАН Николай Кропачев подчеркнул, что большую роль в развитии социальных навыков играют именно учителя обществознания: «Вы занимаетесь воспитанием новых поколений российских граждан, обучаете самому важному — тому, без чего выйти из школы в реальную жизнь невозможно».
Директор Института педагогики СПбГУ Елена Казакова в свою очередь отметила: школьные учителя обществознания должны стать лидерами, которые будут доносить до школьников смыслы текущей государственной повестки.
В Петербурге работает около 3000 педагогов обществознания.
Несмотря на позитивные изменения, в преподавании обществознания есть ряд проблем. Одна из важнейших — дефицит академических часов, выделенных для изучения этого предмета. Сегодня учителям дается один час в неделю, что, по словам участников круглого стола, недостаточно для изучения обширной программы.
Объем и содержание программы по обществознанию — также вопрос, требующий обсуждения. Так, например, школьникам предлагают изучать формы государства, виды юридических лиц, механизмы взимания налогов, особенности международной торговли. Эксперты уверены: от некоторых тем можно отказаться в пользу практических знаний. Школьникам важнее привить функциональную грамотность: рассказать, какие у них есть права и обязанности в семье, в обществе, при поступлении в вуз, куда они могут обратиться за юридической помощью. Такой подход позволит воспитать человека, готового к жизни в обществе.
В начале сентября преподаватели Санкт-Петербургского университета провели занятия для учителей обществознания в рамках совместной программы Научно-технологического университета «Сириус» и СПбГУ. В летней школе приняли участие около 80 педагогов.
Другая сложность — отсутствие актуальных методических материалов для педагогов. Участники мероприятия отметили, что даже частое переиздание учебников не решает проблему отставания от актуальной повестки — изменений законодательства, политической, экономической ситуации в стране и в мире. Учителя согласились, что полезным было бы создание навигатора с обновляемыми онлайн-курсами и лекциями ученых, к которым учитель мог бы обращаться при подготовке к уроку. Также помочь учителям может онлайн-пособие с современными примерами, интерпретациями теоретических тем. Важно, чтобы такие материалы были адаптированы под возрастную психологию. Сегодня, по словам специалистов, материалам, размещенным в открытом доступе, трудно доверять — далеко не все из них верифицированы, а качество других вызывает сомнения.
Ректор СПбГУ член-корреспондент РАН Николай Кропачев предложил организовать в начале 2023 года съезд учителей обществознания Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а летом 2023 года провести мероприятие уже федерального уровня. Также участники круглого стола выступили за развитие сотрудничества с университетскими учеными — проведение совместных исследований, разработку программ переподготовки и повышения квалификации педагогов. Кроме того, по предложению директора Института педагогики СПбГУ Елены Казаковой в 2023 году в Санкт-Петербургском университете для подготовки учителей обществознания планируется проведение целевого приема в магистратуру по направлению «Педагогическое образование».