Как проектировать методики преподавания в цифровой среде: в СПбГУ прошла международная летняя школа ВШМ для вузов

Вызовы цифровой дидактики, педагогический дизайн, возможности цифровых сред для обучения стали главными темами международной летней школы ВШМ СПбГУ для преподавателей, руководителей вузов и корпоративных университетов.

Современный мир стремительно меняется, и вместе с ним трансформируются запросы к образовательной системе. Большое количество цифровых инструментов, доступных преподавателю высшей школы, требуют осмысления и интеграции в педагогическую деятельность. В этот период ВШМ СПбГУ создает постоянно действующую площадку для представителей вузов и корпоративного обучения, которые занимаются методиками преподавания в цифровой среде.

В летней школе приняли участие 95 представителей вузов и корпоративных университетов России и СНГ: Дальневосточный федеральный университет, Томский государственный университет, Высшая школа экономики, Северо-Кавказский федеральный университет, Алматы менеджмент университет, бизнес-школа XXI «Век-Консалт», корпоративный университет «Газпром нефти», корпоративный университет РЖД, корпоративный университет ТМК2U и другие.

Развитие современных методик преподавания и цифровых технологий особенно важно сейчас, когда перед образовательной системой встают новые вызовы, об этом в своем выступлении говорила на открытии летней школы Эльвира Зелетдинова, проректор по учебно-методической работе СПбГУ. «Отмечу, что Высшая школа менеджмента СПбГУ — это флагман разработки и внедрения новых, самых технологичных методик обучения в нашем университете. Если еще три года назад мы могли только теоретически рассуждать о том, как можно построить смешанное обучение и интегрировать дистанционные технологии в учебный процесс, то сейчас Университет имеет успешный опыт одномоментного обучения 25 тысяч студентов в дистанционном формате. Сегодня мы решаем новую задачу — задачу внедрения гибридного обучения».

Программа летней школы, разработанная ее организатором Центром преподавательского мастерства в бизнес-образовании ВШМ СПбГУ при поддержке банка «ВТБ», включала не только теорию, но и важную практическую составляющую.

Проектная работа для онлайн- и офлайн-участников, объединенных в команды, заключалась в разработке интерактивного занятия и делилась на несколько этапов: постановка образовательной задачи, разработка педагогического сценария занятия, его интеграция в цифровую среду, а также подготовка демозанятия по разработанному сценарию. Для выполнения заданий участникам мероприятия были представлены все цифровые инструменты и пространства, которыми располагает ВШМ СПбГУ: гибридные аудитории, онлайн-платформы и VR.

Результатом проектной работы участников летней школы стали презентации 10 педагогических сценариев с использованием цифровых инструментов, которые преподаватели смогут применить в своей работе уже в новом учебном году. Сотрудники Центра преподавательского мастерства в бизнес-образовании ВШМ СПбГУ готовы оказать поддержку участникам мероприятия во внедрении созданных методик.

Ольга Дергунова, заместитель президента — председателя правления банка «ВТБ», директор ВШМ СПбГУ, отметила, что за последние два с половиной года образовательный процесс трансформировался, в нем нашли применение новые сервисы, освоено массовое синхронное дистанционное преподавание.

Летняя школа ВШМ СПбГУ стала уникальной площадкой, где участники смогли переосмыслить подходы к методикам преподавания в цифровой среде, протестировать гибридные аудитории и цифровые инструменты ВШМ СПбГУ, продумать, как трансформировать свои преподавательские практики. Разработка и внедрение современных методик преподавания в учебный процесс — важная часть стратегии развития бизнес-школы.

Ольга Дергунова, заместитель президента — председателя правления банка «ВТБ», директор ВШМ СПбГУ

На мероприятии Центр преподавательского мастерства впервые презентовал для широкой аудитории подход ВШМ СПбГУ к разработке интерактивного сценария в цифровой среде: какие ключевые этапы важно пройти при проектировании, какие нюансы нужно знать, чтобы занятие получилось целостным, и как понять, удалось ли научить студентов и работает ли новый формат обучения.

Директор школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета Елена Гаффорова уверена, что проектирование образовательных программ, учебных дисциплин — традиционная задача преподавателя. «Но в век развития технологий, век смены поколений студентов эта задача становится вызовом. В рамках летней школы коллективом преподавателей этот вызов был принят. Мы прошли путь от постановки целей до получения рабочих инструментов, которые смогли протестировать. Благодаря прекрасной организации мероприятия мы получили готовые решения, которые уже завтра можно воплощать в нашу практическую жизнь», — поделилась Елена Борисовна.

Как международная бизнес-школа ВШМ СПбГУ всегда стремилась внедрять лучшие мировые практики в преподавании и создавать продукты, которые могут быть полезны другим вузам и корпоративным университетам. Летняя школа доказала: разработки ВШМ СПбГУ в области методик преподавания и цифровых инструментов универсальны и могут широко использоваться в образовании.