Перевод с языка науки: ведущие российские просветители обсудили в СПбГУ популяризацию научных знаний
В Санкт-Петербургском университете прошла первая встреча Дискуссионного клуба выпускников ― новой платформы для обсуждения актуальных вопросов развития науки и общества. Первое заседание было посвящено популяризации научных знаний, а его участниками стали знаменитые просветители-универсанты.
О том, нужно ли знакомить широкую аудиторию с достижениями фундаментальной науки и в каком формате это следует делать, дискутировали директор Центра исследований современной Турции и российско-турецких отношений СПбГУ, тюрколог Аполлинария Аврутина, выпускница Университета (2008), научный журналист и автор научно-популярных книг Ася Казанцева*, профессор СПбГУ, заведующий лабораторией макроэкологии и биогеографии беспозвоночных, победитель ХIV сезона премии «Просветитель» Максим Винарский и старший преподаватель СПбГУ, лауреат премии общества «Знание» 2021 года Антон Шейкин.
По словам Аполлинарии Аврутиной, в последние годы вопрос о том, что являет собой популяризация науки, носит важный для общества характер. Начиная с 2010 года Россия переживает всплеск интереса к различным просветительским платформам и движениям, новые медиа о науке находят своих читателей, а ведущие ученые, занимающиеся популяризацией науки, становятся звездами интернета. В ответ на широкий общественный спрос Российская академия наук создала комиссию по популяризации науки, которая ставит своей целью распространение научных знаний и повышение престижа науки.
Максим Винарский уверен, что возрождение интереса к науке, начавшееся чуть более десяти лет назад, ― это возвращение к нормальной ситуации после массового увлечения эзотерикой в 90-е. «В любом обществе есть определенный процент людей, которые разделяют рационалистический взгляд на мир, и тех, кто никогда в жизни к этому не будет склоняться, просто потому что мы люди разные. Поэтому интерес к науке будет всегда, он никогда не исчезал», ― отметил он. Ученый добавил, что медийная структура передачи знаний от ученых к обществу изменилась: в эпоху интернета популярность определяют не объемы тиражей, а количество просмотров видео и скачиваний статей.
По мнению Антона Шейкина, дело в изменении не только формата подачи информации, но самой цели, с которой она преподносилась массовой аудитории. В советское время популяризация науки в значительной степени преследовала интересы ученых и проводилась для того, чтобы привлекать молодежь к построению карьеры в научной сфере. Но количество ученых в стране снизилось, а вместе с ним и стремление к вербовке новых кадров.
Поэтому формат литературы, которая погружает читателя в рабочую атмосферу ученого, теперь просто-напросто не находит своей аудитории. Я бы сказал, что запрос среди общества есть, и очень высокий, но это запрос на другую форму популяризации.
Лауреат премии общества «Знание» 2021 года Антон Шейкин
«Теперь мы пытаемся не сделать из читателя ученого, а донести до него результаты нашей деятельности в форме, которая для нас не является привычной. Поэтому ученым стало тяжелее заниматься популяризацией науки: они не могут излагать все, что хотят сказать, на более доступном, но все еще техническом языке», ― рассказал Антон Шейкин.
В научном общении каждый термин имеет точное и однозначное определение, но, чтобы донести знания до обычного человека, необходимо выполнить некий перевод с научного языка на тот, что привычен большей части населения. В связи с этим перед ученым-просветителем встает вопрос: как трансформировать свою речь? Должна ли научно-популярная деятельность стремиться к упрощению, а язык науки быть крайне сложным и доступным лишь единицам? Как отметил Максим Винарский, возможны два способа подачи информации: рассказывать рядовому читателю то же самое, что и коллегам, но более простыми словами, заменяя технические термины на более простые, либо перевести все в план нарратива и дать собственный пересказ в полубеллетристической форме.
Эти тенденции нужны, поскольку одни вещи нужно передавать максимально близко к научному подлиннику, а другие нет. Что использовать, зависит от аудитории и ситуации, но хороший популяризатор должен владеть двумя этими регистрами.
Заведующий лабораторией макроэкологии и биогеографии беспозвоночных, победитель ХIV сезона премии «Просветитель» Максим Винарский
«Где надо он должен быть максимально точен, конкретен и однозначен, не в ущерб понятиям, а где-то должен уметь общаться. Мы не будем рассказывать семиклассникам про физику Эйнштейна со всеми формулами, но им можно объяснить основы теории относительности», ― подчеркнул профессор СПбГУ.
Однако задача написать доступную научно-популярную книгу об определенной научной области в целом нередко оказывается слишком сложной для ученого, который, как правило, углубился в одну ее область и работает только в ней. На помощь приходят научные журналисты, не боящиеся предпочесть широкий охват глубине погружения. «Когнитивные науки, которые находятся на стыке экспериментальной психологии и нейробиологии, это очень широкая область. В ней я, с одной стороны, знаю гораздо меньше, чем любой ученый, который занимается исследованиями, но, с другой стороны, ориентируюсь шире, ― отметила Ася Казанцева*. ― Профессиональные биологи с публикациями в Nature могут не знать, что такое молекулярные детекторы совпадений, если их непосредственная работа не связана с ними, но невозможно представить себе научного журналиста, который о них не знает, потому что это очень раскрученная тема. Популяризатор знает всю "попсу", но знает широко и помнит хорошо, а настоящий нейробиолог знает гораздо более узкий сектор на принципиально более качественном уровне».
*Признан иностранным агентом на территории РФ