В СПбГУ прошел конкурс научно-популярной журналистики «Медиана»

Как с помощью мемов сдать ЕГЭ, почему некоторые дети и взрослые не понимают математику, как антибиотики «прокачивают» бактерии, чем опасны грезы наяву, как моральное отчуждение превращает нас в злодеев — точные ответы на эти вопросы знают участники первого конкурса научно-популярной журналистики среди студентов СПбГУ «Медиана».

Примечательно, что желание популярно рассказать о том, как устроен окружающий мир, присуще не только будущим журналистам: в конкурсе приняли участие представители самых разных направлений подготовки СПбГУ, среди них — историки, психологи, математики, химики, физики, биологи, будущие специалисты в области наук о Земле и свободных искусств. Всего на конкурс поступила 21 заявка.

Состязание состояло из нескольких этапов. В первом туре команды предлагали список тем для журналистской разработки. Затем авторам лучших было предложено создать мультимедийный лонгрид, посвященный одной из выбранных тем. Создатели пяти лучших лонгридов были приглашены в финал, где состоялась защита проектов. Работу команд курировали студенты-журналисты третьего курса, которые и выступили организаторами «Медианы».

В жюри финала конкурса вошли главный редактор журнала «Вокруг света» Сергей Апресов, ведущая полосы «Наука» газеты «Санкт-Петербургские ведомости» Анастасия Долгошева, Вера Свиридова и Юлия Смирнова из редакции журнала «Санкт-Петербургский университет», доцент СПбГУ и обозреватель журнала «Журналист» Наталья Павлушкина, а также профессор СПбГУ Юлия Балашова.

На разных этапах конкурса эксперты проводили для участников мастер-классы, посвященные различным аспектам научно-популярной журналистики. Сергей Апресов посвятил свое выступление фактчекингу: на мастер-классе «Нюх, как у собаки, глаз, как у орла» он рассказал о том, как находить чужие ошибки и не совершать собственных в текстах о науке и технике. Главный редактор журнала «Санкт-Петербургский университет» Вера Свиридова рассказала, как избежать в лонгриде лженаучных фактов, доцент Наталья Павлушкина объяснила, как понятно и интересно написать о научном открытии и инновационных разработках. А разобраться в том, какие бывают лонгриды, из чего они состоят и «как сделать их красивыми», помогли шеф-редакторы медиапроекта «Развилка», студентки Мария Шпакова и Анастасия Романова.

Лонгриды члены жюри оценивали по нескольким критериям: соответствие научно-популярному формату, комментарии экспертов, раскрытие темы и ее актуальность, доступность изложения, степень «дочитываемости» представленного материала, а также визуальное оформление.

Первое место в конкурсе заняла смешанная команда «КАЖОНДР», которая посвятила свой проект дискалькулии — неспособности к изучению математики. В своем лонгриде «КАЖОНДР» не только популярно объяснила само понятие, но и рассказала истории людей с дискалькулией, предложила читателям тест на определение уровня своих способностей, а также привела советы нейропсихолога, как помочь детям с дискалькулией адаптироваться в обществе и преодолеть проблемы. Призом для победителей станет стажировка в научно-популярном журнале «Машины и механизмы».

Согласно данным, которые команда «КАЖОНДР» приводит в своем проекте, от дискалькулии страдают от 5 до 7 % детей во всем мире. Отличить ребенка с этим расстройством от детей с обыкновенными сложностями в математике можно: при паническом страхе оставаться один на один с арифметическими задачами с интеллектом и успеваемостью по другим предметам у него, как правило, все в порядке. У людей с дискалькулией, независимо от возраста, часто есть трудности с адаптацией в социуме и повышенная тревожность. Как правило, дискалькулия — врожденное расстройство, однако ее можно «заработать» и в течение жизни — из-за психологических или черепно-мозговых травм.

Второе место заняла команда студентов-психологов «Нежурналисты тоже могут», которая интересно рассказала о таком явлении, как моральное отчуждение. В качестве награды они пройдут стажировку в журнале «Санкт-Петербургский университет». Команде «Трое в лодке, не считая невроза», которую также составили психологи, лонгрид о фантазиях и грезах принес третье место и право публикации работы на портале журнала «Наука и жизнь».

В конкурсе победили те, кто предложил в том числе не  «затертые» журналистами темы. Некоторые члены жюри, например, признались, что, только читая лонгрид участников конкурса, узнали, что такое дискалькулия, и вообще впервые столкнулись с такой темой. Приятно удивило и то, что достойно справились с конкурсом ребята, которые до этого никогда не брались за перо.

Главный редактор журнала «Санкт-Петербургский университет» Вера Свиридова

Комментируя самые популярные недочеты представленных на конкурс проектов, эксперт отметила фактические ошибки, неструктурированность текста и отсутствие единого стиля изложения. «Факты, излагаемые в статье, нужно проверять и перепроверять — и точка. Второй и третий недочеты проистекают отчасти от неопытности. Но главная ошибка крылась в том, что участники просто изначально не сформулировали сами для себя, что же конкретно они хотят сказать читателю. "Многоголосица" в лонгридах часто встречалась потому, что разные части текста писали разные участники команды», — отметила Вера Свиридова.

Несмотря на трудоемкость и сложность работы в сфере научпопа, спрос на такой контент, по мнению эксперта, будет всегда. Однако связывать свою жизнь с ней стоит только трудолюбивым людям: трудозатраты на подготовку научно-популярной статьи высоки, особенно если вы гуманитарий, а пишете, например, о физике высоких энергий. «Люди хотят знать, как устроен окружающий мир, а он с технологической точки зрения с каждым днем становится все сложнее. Так было и будет всегда. Человек же не будет читать научные статьи и учебники — хотя бы потому, что он вряд ли в них разберется. Поэтому и нужны "переводчики", коими и являются журналисты», — заключает Вера Свиридова.