Научное сотрудничество с Китаем обсудили в СПбГУ

Делегация секретариата Совета управления китайским Государственным фондом для поддержки заграничной учебы посетила Санкт-Петербургский университет. На встрече российские и китайские коллеги обсудили возможные формы сотрудничества, новые программы и совместные крупные международные научные проекты.

Совет является подразделением Министерства образования Китая и имеет тесные связи с СПбГУ. «В Россию мы отправили 980 человек по государственным стипендиям. 220 студентов обучаются в Санкт-Петербурге, в вашем университете только по стипендиям обучается 97», — рассказал Цао Шихай, заместитель заведующего секретариатом Совета.

Первый проректор по учебной, внеучебной и учебно-методической работе Екатерина Геннадьевна Бабелюк подтвердила, что сотрудничество Петербургского университета и китайских вузов обширно.

У нас есть программа исследования БРИКС, которая реализуется совместно с Фуданьским и Пекинским педагогическим университетами. Есть программа магистратуры в IT-сфере, реализуемая совместно с Университетом Циндао и Цзилиньским университетом, с теми же вузами работает англоязычный учебный курс «Теория игр и исследование операций». Сейчас у нас несколько десятков совместных программ, и с каждым годом их количество увеличивается.

Первый проректор по учебной, внеучебной и учебно-методической работе Екатерина Геннадьевна Бабелюк

Так, к примеру, в 2016 году впервые ведется прием на образовательную программу бакалавриата «Юриспруденция (с углубленным изучением китайского языка и права КНР)». Это пожелание бизнес-сообщества — появилась необходимость в специалистах, которые будут сопровождать российский и китайский бизнес. Поступивших на эту программу ожидает производственная практика в компаниях, тесно взаимодействующих с Китаем. «Такая партнерская поддержка позволяет создавать программы мирового уровня», — отметила первый проректор по учебной, внеучебной и учебно-методической работе.

Представители компаний-работодателей из Китая могут входить в аттестационные комиссии, а также в состав советов образовательных программ и, как следствие, определять, какими компетенциями должен обладать выпускник СПбГУ. Привлечение к разработке и реализации образовательных программ уже состоявшихся специалистов различных областей — важная часть стратегии развития Университета до 2020 года, позволяющая создать высокопрофессиональный, ориентированный на задачи компаний кадровый резерв.

Также первый проректор рассказала и о расширении научного сотрудничества в рамках международных конференций: «Количество участников из Китая на крупных конференциях увеличивается, такие контакты, безусловно, позволяют добиваться совместных научных результатов. А вот преподавателей из КНР по-прежнему мало».

Гости Университета предложили использовать такую форму обмена опытом: преподаватели из Китая могли бы вести краткосрочные учебные курсы или отдельные занятия на английском языке во время своих командировок в Россию.

Конечно, как отмечают представители СПбГУ, у китайских студентов до сих пор есть трудности с языковой подготовкой. Уровень знания русского языка по-прежнему низкий, уверена Е. Г. Бабелюк: «Для обучающихся из Китая нужно предусматривать усиленную языковую подготовку, так как студентам необходимо знание терминологии. Мы сейчас занимаемся разработкой онлайн-курса русского языка для иностранцев». Цао Шихай и его коллеги пообещали попытаться решить эту проблему более интенсивной подготовкой студентов перед поездкой в Россию.

В ходе встречи было принято решение обменяться необходимой информацией и конкретными предложениями, чтобы усовершенствовать сотрудничество в следующем учебном году.