На Форуме труда обсудили подходы к оценке качества образования
Сегодня системы менеджмента качества образования создаются во всех вузах. В их состав входят специально созданные для мониторинга комиссии, представители администрации и студенческие сообщества. Однако зачастую у экспертов возникает вопрос, можно ли их считать системами в полном смысле этого слова? Ответ на него искали участники круглого стола на VII Санкт-Петербургском международном форуме труда.
По словам проректора по учебно-методической работе СПбГУ Эльвиры Зелетдиновой, профессиональное сообщество привыкло к тому, что система менеджмента качества ориентирована на международные стандарты, и считает своим объектом организацию в целом и выстроенные в ней бизнес-процессы. Но ориентация на отдельные образовательные программы в университетах делает этот процесс многократно дифференцированным. Так, например, в настоящее время в СПбГУ реализуются 505 образовательных программ, каждая из которых рассматривается как самостоятельный бизнес-процесс. В таком случае о какой системе может идти речь? Решение заключается в том, что гарантия качества для каждой из них является единой, пояснила Эльвира Зелетдинова.
«В Университете гарантия качества соблюдается на всех этапах жизненного цикла образовательной программы. В ее разработке участвуют не только научно-педагогические работники, но и весь комплекс структур, выполняющих экспертную работу. Они решают вопросы обеспечения программы кадрами, материальными и техническими ресурсами, а также предусматривают возможность ее постоянного обновления, ― рассказала проректор СПбГУ. ― После принятия решения о запуске качество реализации программы продолжает системно обеспечиваться. На каждом этапе в ежегодном мониторинге, который можно назвать внутренним аудитом, идет оценка соответствия требованиям нормативных образовательных стандартов, собственных в ведущих вузах страны и федеральных — в других».
В Санкт-Петербургском университете на этапах реализации и подготовки образовательных программ в экспертизу включены стратегические партнеры — работодатели. В составе учебно-методических комиссий, а также советов образовательных программ они дают свое заключение по поводу содержания, объема и качества заявленной программы. Кроме того, представители бизнеса являются членами государственных экзаменационных комиссий, составляя в них большинство, чтобы дать независимую оценку качеству подготовки выпускников.
Одним из недавних изменений в сфере образования стал переход к использованию аккредитационного мониторинга, оценивающего вузы на уровне образовательных программ. В связи с этим возникает вопрос, как университеты могут самостоятельно отслеживать качество их реализации? В частности, в СПбГУ разрабатывается автоматизированная система, ретранслирующая показатели из федеральных информационных систем, в которую встроена система постоянного мониторинга, основывающаяся на опросах всех участников образовательного процесса. О том, как проходят такие исследования, рассказала социолог Центра мониторинга качества образования СПбГУ Екатерина Лукина.
С момента основания центра в 2020 году его специалистам удалось создать систему регулярных социологических мониторинговых исследований. «Выстраивание системы опроса универсантов — это долгосрочная задача, требующая проведения масштабной методической работы, включающей разработку методик, анкет опросов, учитывающих позиции всех участников образовательного процесса, формирование культуры участия в социологических исследованиях и выражения своего мнения», — подчеркнула Екатерина Лукина. Сейчас в СПбГУ осуществляются опросы обучающихся, выпускников, работодателей, преподавателей, сотрудников и абитуриентов.
Для этого был утвержден регламент проведения опросов, который фиксирует все процессы, начиная от разработки и подготовки исследования до представления труда должностным лицам. Следующим шагом стало пилотирование методик. Так, например, исследование по оценке учебных дисциплин проходило в тестовом режиме в течение четырех семестров, и только после четвертой волны удалось прийти к полноценно работающей методике, которая сегодня применяется на практике. Не менее важно было обеспечить гибкость методик, включив в них части с вопросами, способными изменяться в соответствии с запросом должностных лиц. Социолог добавила, что необходимо задействовать все ресурсы вуза для информирования студентов и сотрудников о конкретных исследованиях, а также разъяснять, для чего они проводятся.
Разработка системы опросного мониторинга предполагает принятие управленческих решений, поэтому для нас крайне важно, чтобы руководители — начальники управлений, директора — применяли предоставленные данные в своей практике.
Социолог Центра мониторинга качества образования СПбГУ Екатерина Лукина
Говоря об оценке качества отдельных образовательных программ, старший преподаватель СПбГУ, директор Центра преподавательского мастерства в бизнес-образовании Ольга Алканова (кафедра маркетинга), на протяжении пяти лет руководившая программой Master in Management, отметила, что системы рейтингов обычно учитывают мнение выпускников, чье обучение завершилось не менее трех лет назад. «В момент выпуска студента переполняют эмоции, на которые накладываются впечатления от защиты диплома, мысли о поиске работы и шансах на трудоустройство, а также собственные амбиции, которые не всегда совпадают с реальной ситуацией, — сообщила Ольга Алканова. — Точно так же мы можем сколько угодно спрашивать обучающихся о том, чего им не хватает, и каждый раз они будут предъявлять нам новый список. На протяжении трех лет студенты-менеджеры просили нас ввести в программу бакалавриата программирование на Python, и, когда мы это сделали, они забросили его после первого же занятия, поскольку осознали, насколько это не соответствует их видению себя».
Таким образом, подытожила спикер, опросы важны, но для руководителя программы, желающего оценить обстановку, этого инструмента недостаточно. В связи с этим она предложила коллегам использовать продуктовый подход к управлению образовательными программами и формировать компетентностный профиль выпускника.
В рамках круглого стола своим опытом поделились представители Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, ИТМО, Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы (СЗИУ РАНХиГС), Центра развития образования Совета по профессиональным квалификациям в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях (СПК ЧС), Академии русского балета имени А. Я. Вагановой и Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, а также Агентства по контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК).