«Учебники и традиционные лекции уйдут в прошлое»: выпускник магистратуры СПбГУ рассказал, как и чему учат педагогов будущего
В марте Артем Сандаков получил диплом магистра Санкт‑Петербургского государственного университета, он окончил программу «Педагог для школы высоких технологий», разработанную исследователями и практиками современного образования Института педагогики СПбГУ.

Артем поделился своим видением роли педагога в эпоху развития нейросетей, рассказал об особенностях совмещения учебы в магистратуре с трудовой деятельностью, а также объяснил, чем педагогическое образование может быть полезно технологу пищевого производства.
Опыт выпускника подтверждает востребованность специалистов современного образования. Авторы программы под руководством директора Института педагогики, доктора педагогических наук, члена‑корреспондента РАО Елены Ивановны Казаковой поставили перед собой цель — воспитать новое поколение преподавателей, разбирающихся в высокотехнологичной профессиональной педагогике. Учителями стали создатели «Школьной лиги РОСНАНО», центра «Сириус», президентской программы подготовки кадров и других крупных образовательных проектов.
Три слагаемых успеха
По мнению Артема Сандакова, ключевые качества современного преподавателя выходят далеко за рамки простого знания предмета и заключаются в способности видеть потенциал в каждом ученике, создавать инклюзивную среду обучения и адаптировать методы профессиональной подготовки к индивидуальным потребностям.

«Современный. Открытый. Общительный. На мой взгляд, это главные характеристики современного преподавателя. Современный, потому что в XXI веке нет смысла "изобретать велосипед", тратя время на решения, которые уже существуют, — объяснил молодой специалист. — Открытый, потому что педагогу важно уметь понимать людей различных культур, общаться с разными детьми и взрослыми, принимать их особенности. И общительный, потому что скоро простые учебники и традиционные лекции уйдут в прошлое. Останутся те преподаватели, кто умеет хорошо выстраивать коммуникацию с учениками, ведь многое возьмет на себя компьютер».
Как отметил выпускник, программа «Педагог для школы высоких технологий» готовит учителей будущего и позволяет освоить инструменты, эффективность которых доказана.
В 2016 году Артем Сандаков окончил Университет ИТМО по специальности «Продукты питания из растительного сырья» и с тех пор уже десять лет работает в сфере пищевых технологий. Информацию о магистерской программе Санкт‑Петербургского университета нашел сам, потому что однажды захотел разобраться в тонкостях современного образования. Теперь он ставит перед собой глобальную цель: значительно улучшить систему подготовки профессиональных кадров в области пищевой промышленности.
«Свой первый яркий педагогический опыт я получил на одной из первых работ, когда был технологом. Мне нужно было внедрить на производстве новую технологию, а значит, сделать так, чтобы все сотрудники завода правильно ее поняли и применяли на практике дальше не только под моим контролем, но и самостоятельно. Обучать взрослых людей — это такой опыт, который, признаюсь, не каждому могу посоветовать», — поделился магистр СПбГУ.
Стремление к постоянному развитию всегда было отличительной чертой Артема. Он родился в Санкт‑Петербурге, а после университета работал в Севастополе, Екатеринбурге, Москве и других городах — хотел получить как можно больше опыта. Решение получить профессию педагога и поступить в СПбГУ стало поводом задержаться в родном Петербурге, тем более очно‑заочная форма обучения позволяла совмещать учебу с полноценной работой.
Удобный график занятий, впрочем, — не единственное достоинство программы. Она отличается гибким подходом к процессу с акцентом на индивидуальную работу. Студенты занимаются в основном самостоятельно под руководством тьюторов, очные занятия посещают несколько раз в неделю по вечерам. Программа рассчитана на два года и три месяца, а дисциплины преподают модулями: после каждых трех учащиеся сдают экзамены, где показывают свою компетентность в решении исследовательских или проектных задач.
Труднее всего — контролировать внутреннего «эксперта»
Будущий педагог уверен, что ключ к успешному преподаванию — в осознанности и постоянной работе над собой. Он признает, что даже опытный специалист может столкнуться с определенными трудностями в этой профессии.
«Для меня самое сложное в преподавании — не попасть в ловушку "эксперта", — рассказал выпускник СПбГУ. — Когда ты очень долго находишься в позиции "более умного" и "знающего", чем твои ученики, со временем развивается не очень хороший способ общения с ними — с позиции "сверху". И хотя такой подход, к сожалению, нередко считается приемлемым в профессии учителя, я стараюсь его избегать».
В этом случае, подчеркнул Артем, важен самоконтроль и управление внутренним «экспертным голосом», и признал, что эта задача не всегда выполнима. Тем не менее он выразил надежду, что сможет сдерживать проявления экспертной позиции в большинстве ситуаций.
Именно для формирования этих и других необходимых компетенций программа Санкт‑Петербургского университета предлагает комплексный подход к обучению. Чтобы помочь магистрантам преодолеть первые профессиональные трудности, в учебный план включены не только теоретические, но и практические курсы, самостоятельная подготовка, а также защита собственного исследования. Среди дисциплин — «Теория и практика современного образования», «Закономерности организации образовательного процесса», «Современные образовательные технологии», «Методология и методы научного исследования» и многие другие.
Сегодня в СПбГУ силами экспертов Института педагогики реализуются две очно‑заочные магистерские программы, нацеленные на подготовку преподавателей нового поколения: «Педагог для школы высоких технологий» и «Genius: педагог для талантливых школьников». Абитуриенты могут принять участие в конкурсе, в том числе на бюджетные места. Прием документов в этом году проходит с 20 июня по 24 июля, вступительные испытания — с 25 по 30 июля. Занятия начинаются 30 сентября. Подробная информация о поступлении размещена на сайте СПбГУ для абитуриентов.
Когда‑нибудь, рассказал Артем Сандаков, он станет преподавателем химии в школе, но не будет тратить время на рутинное составление и проверку домашних заданий — эту функцию возьмет на себя нейросеть. Такой подход, считает магистр, позволит учителю уделять больше внимания индивидуальным потребностям учеников, учитывая их опыт, интерес к предмету, мотивацию, уровень подготовки и желаемую оценку.
«Этим и отличаются выпускники программы "Педагог для школы высоких технологий": они владеют большим количеством инструментов для автоматизации обучения и рутинной работы преподавателя. Полагаю, что в перспективе 50‑100 лет вся теория уйдет в онлайн‑формат, а в школу люди будут приходить, чтобы применять знания на практике. Сохранится ли при этом роль живого учителя? Конечно! Просто его функции изменятся: он станет скорее медиатором, направляющим и консультирующим учеников, или экспертом, который делится профессиональными секретами и методами к применению знаний в реальных проектах», — поделился своим видением будущего теперь уже специалист в сфере образовательных технологий.