Марина Лаврикова: открытость и независимая оценка способствуют высокому качеству образования
Первый проректор СПбГУ по учебной работе Марина Лаврикова рассказала об условиях осуществления образовательной деятельности в Санкт‑Петербургском университете на пресс‑конференции в «Интерфаксе».
Со дня основания Санкт‑Петербургского университета высокое качество образования — одна из главных ценностей. В современном образовании процедура независимой оценки качества стала важной оставляющей мониторинга деятельности вузов.
Необходимость проведения независимой оценки качества образования (НОКО) предусмотрена в ст. 95 ФЗ 273 «Об образовании в Российской Федерации». НОКО, согласно п. 2 ст. 95, включает независимую оценку качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
В рамках пресс‑конференции, посвященной независимой оценке качества условий осуществления образовательной деятельности в университетах, обсуждались вопросы содержания, методологии, реализации процедуры НОКО как приоритетного инструмента управления образованием.
Представители СПбГУ и РГПУ имени А. И. Герцена — университетов, показавших наиболее высокие результаты НОКО в 2023 году среди вузов Северо‑Западного федерального округа,— рассказали на пресс‑конференции о лучших практиках участия в НОКО и поделились особенностями подготовки к процедуре и ведения планомерной работы по улучшению инфраструктуры вузов, образовательной среды и условий обучения, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
СПбГУ является лидером в реализации принципа информационной открытости, что подтверждается результатами процедур обратной связи в рамках социологических опросов, проводимых Центром оценки качества образования, работой Виртуальной приемной СПбГУ.
Первый проректор СПбГУ по учебной работе Марина Лаврикова
«Необходимо отметить важность процедуры анкетирования получателей образования — респондентов из числа обучающихся СПбГУ — в рамках НОКО, так как это позволяет дать объективную оценку качеству условий оказания образовательных услуг», — подчеркнула первый проректор СПбГУ по учебной работе Марина Лаврикова.
Университет в настоящее время представляет собой уникальный научно‑образовательный и музейный комплекс, в связи с чем выполнение современных требований к созданию необходимых условий, в том числе для обучения для лиц с ОВЗ и инвалидностью, в зданиях Университета, относящихся к объектам культурного наследия, — важная задача, которая решается собственными силами и средствами Университета. За последние годы в зданиях СПбГУ созданы специальные условия доступной архитектурной безбарьерной среды, закуплено и размещено специализированное оборудование для лиц с ОВЗ.
«Анализ деятельности Университета в рамках НОКО, в том числе положительная динамика работы СПбГУ в направлении улучшения условий осуществления образовательной деятельности, отмеченная экспертным сообществом, позволяет заявлять, что Университета сегодня — это территория возможностей», — добавила Марина Лаврикова.
Первый проректор по учебной работе затронула тему долгосрочного и успешного опыта СПбГУ в вопросе вовлечения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в социально‑культурную жизнь Университета. Такие студенты пользуются в Университете правом самостоятельно решать вопрос о необходимости предоставления им специальных условий обучения.
«В Университете при необходимости создаются индивидуальные учебные планы и графики обучения с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося: предусмотрено увеличение срока получения высшего образования и различные формы проведения занятий. Получить качественное университетское образование в доступном режиме с учетом особенностей здоровья позволяют и технологические возможности СПбГУ», — отметила Марина Лаврикова.
Применению инклюзивного подхода к обучению способствует также активное использование созданных в Университете центров помощи. Обучающиеся могут воспользоваться специальными сервисами, такими как служба психологической, юридической, волонтерской помощи и Виртуальная приемная СПбГУ.
В 2020 году в Университете был открыт Центр мониторинга качества образования, который занимается сбором и систематизацией информации о качестве образования в СПбГУ, проводит мониторинг с помощью опросов и анкетирований участников образовательного процесса и потребителей образовательных услуг. Так, например, проведенный в 2022 году опрос выпускников показал, что они высоко оценивают полученное образование и гордятся тем, что окончили СПбГУ. Центр мониторинга качества образования помогает совершенствовать условия обучения, позволяет участникам образовательного процесса высказывать свое мнение и влиять на улучшения в Университете.
В 2023 году был создан и открыт Центр инклюзивного образования СПбГУ, который ведет большую работу по координации деятельности всех подразделений Университета по созданию условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Университет имеет большой опыт организации учебного процесса с учетом индивидуального подхода к студентам и создания специальных условий, полученных в том числе в сложные ковидный и постковидный периоды.
Фактически вся работа по подготовке к участию СПбГУ в процедурах НОКО в 2023 году была проведена при координирующей функции руководителя Центра инклюзивного образования СПбГУ.
В пресс‑конференции также приняли участие председатель Общественного совета НОК, заместитель директора ФГБНУ «Аналитический центр» Сергей Марченко, помощник ректора РГПУ имени А. И. Герцена Владимир Летуновский, директор Института дефектологического образования и реабилитации РГПУ имени А. И. Герцена Александр Антропов, эксперт компании «Верконт Сервис» Наталья Булаева, эксперт компании «Верконт Сервис» Алексей Ганеев, руководитель направления независимой оценки исследовательской компании «Лидер» Дмитрий Онегов, эксперт компании «Верконт Сервис» Юлия Соловьева, а также представители Комитета по науке и высшей школе Петербурга.