«Внести вклад в улучшение учебного процесса»: как работает Центр мониторинга качества образования СПбГУ

В сентябре 2020 года в Санкт-Петербургском государственном университете был открыт Центр мониторинга качества образования. Мы поговорили с его руководителем Майей Русаковой, чтобы узнать, каких успехов удалось достичь за это время, а также как студенты и преподаватели СПбГУ могут повлиять на качество образования в Университете.

Расскажите об истории создания центра. Как он появился?

Университет, как и все ведущие вузы, стремится к повышению качества образования с учетом обратной связи от всех участников образовательного процесса. В разные годы в СПбГУ проводились различные исследования по оценке качества образования. Среди них — опросы обучающихся, научно-педагогических работников и административных сотрудников по оценке различных аспектов образовательного процесса в рамках прохождения аккредитаций. Помимо этого, в отдельных учебно-научных подразделениях по инициативе сотрудников проводились опросы по оценке учебных дисциплин и образовательного процесса.

В разное время в СПбГУ реализовывались инициативы самих обучающихся по сбору обратной связи на темы, связанные с качеством образования. Также ряд преподавателей регулярно оценивает собственные дисциплины по методикам, разработанным самостоятельно, или с использованием готовых инструментов. Как мне кажется, с исторической точки зрения мы подошли к определенному моменту, когда стало понятно, что в СПбГУ должен появиться Центр мониторинга качества образования для развития единой системы мониторинга качества образования на уровне Университета.

Расскажите о коллективе социологов, которые работают с вами.

В нашем коллективе помимо меня — руководителя центра — работают три сотрудника: Вероника Одинокова, консультант, кандидат социологических наук, Владлена Авдеева, социолог, в этом году завершила обучение в аспирантуре по образовательной программе «Социология», Екатерина Лукина, социолог, магистрантка СПбГУ. В работе Центра мониторинга качества образования могут принимать участие студенты бакалавриата и магистратуры, которые проходят практику на базе центра, готовят курсовые и выпускные квалификационные работы на темы, связанные с мониторингом и оценкой качества образования.

В чем состоит ключевая цель деятельности центра?

Наша цель — создать систему мониторинга качества образования в Университете, регулярных социологических исследований среди участников образовательного процесса: обучающихся, преподавателей, работодателей, абитуриентов, выпускников, административных сотрудников, внешних экспертов. Все они оценивают качество образования совершенно с разных позиций, поэтому необходимо создать единую систему мониторинга качества образования, которая будет включать в себя ежегодные повторяющиеся опросы и основываться на критериях качества образования. По результатам опросов будет возможно делать выводы о динамике оценки качества образования, существующих позитивных или негативных тенденциях, о восприятии изменений, которые происходят в Университете, проблемах, которые актуальны для разных участников образовательного процесса. Но самое главное — необходимо разработать систему использования результатов этих исследований: какие решения могут быть приняты по полученным результатам и кто должен принимать эти решения.

Чем в настоящий момент занимается центр и какие у вас планы на ближайшее будущее?

Мы последовательно решаем наиболее приоритетные задачи в области разработки системы мониторинга качества образования. На сегодня мы провели три опроса обучающихся всех учебно-научных подразделений по оценке удовлетворенности организацией образовательного процесса по итогам семестров. В дальнейшем этот опрос будет проводиться по итогам учебного года. Также были проведены: опрос абитуриентов, нацеленный на выявление их ожиданий от обучения в СПбГУ и восприятия образования, опрос выпускников 2021 года по оценке полученных знаний и навыков, опрос научно-педагогических работников о том, с какими трудностями они сталкиваются и как оценивают качество образования. Это пилотажные исследования, которые показали, какие изменения необходимо внести в содержание опросов и в процедуры сбора данных.

В этом семестре мы начинаем пилотирование системы оценки учебных дисциплин обучающихся по образовательным программам социологов, химиков и будущих менеджеров. В этой работе существуют технические сложности, связанные в первую очередь с огромным количеством дисциплин, которые завершаются в разное время. Сделать эту систему доступной и простой для обучающихся и для нас — непростая задача.

Расскажите, что необходимо для проведения исследования? Сколько времени оно может занять?

Любое исследование требует изучения предыдущего опыта в этой области, разработку теоретической модели, системы индикаторов, а также учета запроса со стороны участников и заказчика исследования. Обязательным является проведение пилотажного исследования, которое позволяет внести коррективы в методику и процедуры сбора данных. Пилотажные исследования часто включают инструментарий с большим количеством вопросов. По результатам пилотажа инструментарий корректируется и сокращается, но наиболее интересные и содержательные исследования почти всегда предполагают большое количество вопросов. Сроки проведения исследований могут варьироваться в зависимости от их сложности и составлять в среднем от одного до шести месяцев.

Можно ли где-то познакомиться с результатами ваших исследований?

Разработка системы мониторинга качества образования предполагает в том числе определение порядка передачи, хранения и публикации данных и принятия решений на их основе. Важно корректно представлять данные с учетом их возможностей и ограничений. Очень часто результаты исследований становятся предметом спекуляций для отстаивания определенных интересов, когда они представляются некорректно, что может иметь негативные последствия как для Университета в целом, так и для отдельных структурных подразделений и универсантов. Сейчас разрабатывается порядок публикации данных таким образом, чтобы они использовались для позитивных изменений качества образования.

Вопросы представления и использования данных, доверия к результатам являются ключевыми для всех исследований качества образования. Мы хотим регулярно публиковать не только результаты наших исследований, но и другие материалы о качестве образования — это очень интересная тема, которая сейчас актуальна для всех вузов и может быть интересна и обучающимся, и преподавателям. Планируется представление некоторых результатов наших исследований до конца года в рамках ректорского совещания и на онлайн-ресурсах центра. Следите за новостями на официальном сайте СПбГУ.

Использовались ли результаты проведенных центром исследований при принятии решений?

Да, конечно. Например, первый опрос, направленный на оценку организации образовательного процесса в период введения дистанционного формата обучения, показал высокую потребность студентов в психологической помощи для решения проблем, связанных с обучением, а также вопросов, связанных с личной жизнью и семейной ситуацией. Основываясь на этих данных, Психологическая клиника СПбГУ открыла дополнительный пункт психологической помощи в ПУНКе, была переструктурирована ее работа с учетом дистанционного режима обучения, консультации предоставлялись в онлайн-формате.

Также в начале введения дистанционного режима обучения не все преподаватели смогли быстро перестроиться на такой формат работы, но в целом они справились с этими трудностями. Однако стало понятно направление для дальнейшего совершенствования образовательного процесса — развитие навыков преподавания в онлайн-формате, и в Университете была введена программа обучения для преподавателей. Подобных решений было достаточно много.

Как вы и ваши коллеги привлекаете студентов и преподавателей к участию в исследованиях? Какие преимущества дает участие в опросах универсантам?

В российских и зарубежных вузах существуют два подхода к рекрутированию участников мониторинговых исследований качества образования: обязательное участие, закрепленное в соглашениях или договорах с обучающимися и сотрудниками, и привлечение заинтересованных участников по их желанию, без формального закрепления обязанности участия в исследованиях качества образования. Мы используем доступные нам в настоящее время каналы коммуникации с участниками исследований. В учебно-научных подразделениях, где к распространению информации подключаются сотрудники подразделений и студенческие советы, мы получаем большее количество участников.

Участие в исследовании по оценке качества образования — это прежде всего способ выразить свое мнение, внести вклад в совершенствование образовательного процесса в Университете. Для преподавателей и административных сотрудников это возможность получить обратную связь от обучающихся. Задача обучающихся — участвовать в этих исследованиях, потому что во многих ситуациях никто кроме них не может увидеть определенные проблемы.

Отмечу, что студенты не являются единственными источниками информации при оценке качества образования. СПбГУ активно взаимодействует с работодателями и привлекает их к участию в образовательном процессе. Поскольку запрос на рынке труда появляется здесь и сейчас, не существует долгосрочного прогноза на компетенции специалистов. А вуз не может строить образовательную программу, основываясь только на оперативном запросе и потребностях конкретного работодателя.

Именно сопоставление мнений обучающихся, абитуриентов, преподавателей, административных сотрудников, выпускников и работодателей о качестве образования позволяет вносить позитивные изменения в образовательный процесс. Сейчас мы стремимся к увеличению количества участников, чтобы как можно больше обучающихся и сотрудников Университета могли выразили свое мнение.

Можно ли сегодня говорить о достижениях Центра мониторинга качества образования СПбГУ?

Для нас достижение, что на сегодняшний момент нам удалось разработать базовую систему оценки качества образования и запустить довольно большое количество исследований. Мы собрали информацию о том, как осуществляется мониторинг и оценка качества образования в России и за рубежом, выбрали то, что мы считаем научно обоснованным, надежным, валидным и этичным, применили это в наших исследованиях, проанализировали результаты. Мы поняли, что нам нужно для того, чтобы система развивалась, чего сейчас не хватает. За год работы центра это очень большой результат. Для размещения информации о работе центра создана страница на официальном сайте СПбГУ. В ближайшее время мы начнем вести аккаунты в социальных сетях.

В каком направлении будет двигаться центр в будущем?

Прежде всего, мы планируем сотрудничать с коллегами из российских университетов для обмена опытом и обсуждения имеющихся подходов к оценке качества образования и использования результатов исследований. Первый шаг к такому сотрудничеству уже сделан: 26 ноября 2021 года в рамках в рамках Всероссийской научной конференции XV Ковалевские чтения «Социолог: образование и профессиональные траектории» состоялся круглый стол «Мониторинг и оценка качества образования в вузе».

Надеюсь, в этом семестре у нас успешно пройдет пилотаж системы оценки учебных дисциплин в трех учебно-научных подразделениях и в дальнейшем мы сможем расширить их список. Далее мы планируем разработать методику и провести опрос работодателей, изменить порядок проведения опроса об организации образовательного процесса — проводить его по итогам года, а не семестра: стало понятно, что сейчас это является более целесообразным.

В более долгосрочных планах — разработка и проведение лонгитюдного исследования — долгосрочного исследования, которое позволит нам описать и понять, как студенты начинают свое обучение, что происходит в процессе получения образования, как строится карьерная траектория после выпуска и какое влияние оказывает образовательный опыт в долгосрочной перспективе. Это очень сложно, но еще более интересно.

Материал подготовлен при участии студентов СПбГУ.