Можно ли обязать человека заботиться о своем здоровье в эпоху пандемии, обсудили эксперты в СПбГУ
В Санкт-Петербургском университете состоялась конференция «Медицина и право в XXI веке». В этом году большинство докладов были посвящены самой актуальной и обсуждаемой теме — пандемии коронавирусной инфекции.
В мероприятии приняли участие более 100 экспертов: врачи, юристы, ученые и представители органов власти. В связи с мерами по профилактике коронавируса мероприятие прошло онлайн.
Открыла конференцию Марина Лаврикова, первый проректор по учебно-методической работе СПбГУ. Она заметила, что ежегодная конференция традиционно сближает два профессиональных сообщества — всех, кто связан с системой здравоохранения, и юристов — тех людей, на которых держится устойчивость этой системы. Марина Юрьевна подчеркнула, что распространение новой коронавирусной инфекции подсветило проблемы врачебных сообществ всего мира: «Год сложный, пандемия принесла много сюрпризов и огромный груз, особенно для врачей. Они проявили героизм, поскольку нагрузка на медицину была сопоставима с военным временем».
Как развивалось распространение инфекции в нашей стране, напомнил модератор пленарного заседания конференции, профессор СПбГУ, заведующий кафедрой организации здравоохранения и медицинского права Игорь Акулин.
Уже известно, что первые заражения коронавирусом были год назад, в декабре 2019 года, в Китае. Внимание на болезнь обратили не сразу, посчитав, что она будет локализована. Но уже в начале 2020 года были зафиксированы случаи заболевания в других странах. Первые заболевшие прибыли из Китая. Так вирус стал распространяться по всему миру.
Россия внесла инфекцию в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, наравне с чумой, холерой, ВИЧ, гепатитом B, малярией и другими. Уже 11 февраля болезнь получила свое официальное название — SARS COV-2. Ровно через месяц Всемирная организация здравоохранения объявила пандемию. С этого времени коронавирус стал распространяться стремительно, особенно в странах, где не были оперативно введены ограничительные меры.
Участник конференции Дженовезе Умберто, профессор Миланского государственного университета, заметил, что системы здравоохранения по всему миру столкнулись с множеством организационных дефектов: недостатком врачей и медицинского персонала, средств индивидуальной защиты, лекарств. По словам экспертов, государственному сектору медицины пришлось во многом принять вызов на себя, поскольку меньше чем за год инфекция возникла, была идентифицирована, распространилась по всему миру, появились инструменты для диагностики, тестирования, протоколы лечения и, наконец, вакцины. Тем не менее и уровень заболеваемости по-прежнему высокий, и социально-экономические негативные последствия продолжают нарастать. Профессор СПбГУ Сергей Бахин подчеркнул, что пандемия сильно повлияла на правовое регулирование. Были закрыты границы, вводились комендантские часы, режим карантина, бизнес претерпел серьезные испытания, появились дистанционные форматы обучения и работы, все это требовало пересмотра старых норм или создания новых. (Читайте также: Язык пандемии: почему сложно понять «коронавирусные» постановления?)
В России были введены методологические рекомендации, создан штаб по борьбе с коронавирусной инфекцией и издан ряд постановлений, определяющих правила профилактики в отдельных регионах и стране в целом. Игорь Акулин подчеркнул: население по-разному относилось к принимаемым мерам. Участники конференции вспомнили случай с самостоятельным уходом из больницы пациентки с подтвержденным диагнозом COVID-19, которую вернули на карантин решением суда. Именно с этого момента начала складываться правоприменительная практика, связанная с коронавирусной инфекцией, стали возникать вопросы, связанные с отсутствием культуры ответственного отношения не только к своему, но и общественному здоровью.
Сегодня обязанность граждан заботиться о своем здоровье прописана в статье 27 закона 323, но носит скорее декларативный характер, поскольку никаких санкций нарушение за собой не влечет.
Декан юридического факультета СПбГУ Сергей Белов
Проблемы с соблюдением противоэпидемических мер и выполнением предписаний появлялись и раньше: например, активно развивалось антипрививочное движение, диссидентство в части диспансеризации, но в этом году эти проблемы усугубились. Врачам и юристам пришлось балансировать между необходимостью защитить интересы общества и личные свободы гражданина. В качестве возможной меры борьбы за общественное здоровье юристы назвали внесение изменений в систему страхования граждан, добавление обязательных условий.
Сегодня, спустя почти год после первых упоминаний о коронавирусной инфекции, врачи по-прежнему называют СOVID-19 малоизученным и вместе с тем опасным, в том числе из-за контагиозности (высокого коэффициента заразности) и тяжелой симптоматики, зачастую схожей с другими заболеваниями. Дженовезе Умберто отметил: мир сталкивался с эпидемиями и раньше, и каждая оставляла заметный след на будущем человечества. «Нулевого пациента» искали и в далекие 1600-е годы во время эпидемий чумы и холеры, госпитали в критических ситуациях переполнялись, врачей сначала героизировали, а потом свергали с постаментов, но мир всегда, раз за разом возвращался к обычной жизни. Эксперты уверены: так будет и в этот раз, а пока важно сохранять спокойствие и находить баланс между собственной свободой и правами других людей.