На Форуме труда обсудили интеграцию вузов новых регионов
На полях IX Санкт‑Петербургского международного форума труда состоялось заседание городского социологического семинара «Образовательный суверенитет России как потенциал развития человеческого капитала ДНР, ЛНР, Республики Крым, Запорожской и Херсонской областей».
По словам модератора мероприятия, профессора СПбГУ Павла Дерюгина, за три года работы семинара, проходящего в рамках форума, наблюдаются определенные изменения тем докладов. «Это вполне понятно, поскольку образовательная деятельность в новых регионах фактически находится на передовой в борьбе за умы и сердца молодежи, ― считает профессор, ― и образование непосредственно включено в психологическую войну. Условия СВО, трудности осуществления образовательной деятельности в университетах приграничных регионов привносят в деятельность вузов новые проблемы. Вместе с тем отрадно отметить, что характер обсуждений все более ориентируется на общероссийскую тематику, например на проблему обеспечения образовательного суверенитета российских университетов».
В этом году на семинаре наиболее актуальными оказались проблемы мировоззренческих позиций, связанные с денацификацией и новыми социально‑культурными реалиями. «Это невероятно запутанный вопрос, ― отметил Павел Петрович. ― Детство и юношество значительной части молодых людей новых регионов прошли в другой социально‑политической ситуации. Поэтому образование, его содержание, исторические и культурные традиции воспитательной деятельности находятся в центре внимания научной общественности и педагогов, участвующих в наших семинарах».
Доцент СПбГУ Людмила Марьина, опираясь на приоритет ценностных позиций человеческого капитала, рассказала о трансформации образовательной системы Республики Крым на примере становления журналистского образования.
Процесс формирования образовательных стандартов в сфере журналистики на Крымском полуострове отражает интеграционные процессы социальной системы.
Доцент СПбГУ Людмила Марьина
«В республике стандарты российской школы журналистики первым стал использовать филиал Московского государственного университета в Севастополе, созданный в 1999 году. Важную роль в образовательной деятельности Севастопольского государственного университета играют учебно‑методические и научные контакты с Санкт‑Петербургским государственным университетом, которые начались в 2020 году в форме привлечения ведущих преподавателей СПбГУ к учебной и научной деятельности», ― подчеркнула Людмила Петровна.
Рассказывая об участии исследователей в международной научной конференции СПбГУ «Медиа в современном мире. Молодые исследователи», привлечении обучающихся из ДНР и ЛНР, Севастополя к работе Летней социологической школы Санкт‑Петербургского государственного университета, Людмила Петровна Марьина показала, как закрепляются у студентов из новых регионов теоретические знания в области медиакоммуникаций и социологической методологии.
Людмила Марьина подчеркнула важность учета человеческого капитала, вовлечения квалифицированных кадров в процесс обучения журналистике в вузах новых регионов РФ. «Ролевая идентификация преподавателей, личностный фактор профессионального журналистского образования существуют в новых реалиях, но при этом должен учитываться опыт постсоветского периода и современные стратегические планы страны», ― считает доцент Людмила Марьина.
Об особенностях, преимуществах и недостатках поколенческого подхода рассказала доцент Высшей школы менеджмента СПбГУ Ольга Никифорова в материале «Подготовка кадров с учетом особенностей современного поколения и российский код управления: эксперты СПбГУ на Форуме труда».
Депутат Народного совета ДНР, доцент Донецкого национального университета Олег Онопко рассказал о процессе денацификации, которая проходит в вузах новых регионов, отмечая среди наблюдающихся сложностей неразработанность правовой базы и единого концепта для проведения данного процесса и другие факторы. Также эксперт из ДНР предложил проводить денацификацию не только на уровне учебных программ и при работе с преподавателями и студентами, но и с вспомогательным и административным составом образовательных организаций.
Анализ смысловых кластеров, которые объединяют разные регионы России, представила заведующая кафедрой социальных коммуникаций Севастопольского государственного университета Ольга Ярмак. «Западная пропаганда нацелена на то, чтобы убрать объединяющие нас смыслы, а мы, наоборот, должны сохранить их, ― подчеркнула исследовательница. ― Представители наших сообществ порой находятся на разных позициях, наша же задача ― найти коды, которые могут транслировать то общее, что мы утратили тридцать лет назад».
Профессор Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина Сергей Быстрянцев рассказал об опыте налаживания социальных связей в среде военных моряков в Севастополе, а также с представителями образовательной системы в ДНР. «Раньше в донецких вузах не преподавали социологию, теперь при нашем содействии скоро в Донецком университете состоится первый выпуск социологов», ― поделился профессор.
Как показала практика, участники городского социологического семинара активно включаются в работу образовательных институтов, сформированных в новых регионах. В частности, по итогам встречи обучающиеся Севастопольского государственного университета были направлены на учебу в магистратуре СПбГУ, а по итогам работы семинара будут подготовлены к защите диссертации в вузах России.