Эксперты СПбГУ приняли участие в совершенствовании законодательства о дистанционном обучении

Юристы Санкт-Петербургского университета проанализировали проект постановления Правительства РФ, который утверждает порядок применения в школах и вузах дистанционных технологий, и представили разработчику предложения по его оптимизации.

Документ, разработанный Министерством науки и высшего образования и регулирующий вопросы дистанционного обучения сегодня, действует с 2017 года. Тогда были определены подходы законодателя к проведению учебных занятий, практик, контроля успеваемости и итоговой аттестации школьников и студентов.

Спустя несколько лет после разработки документа система образования столкнулась с беспрецедентным вызовом — пандемией коронавируса. Стремительное распространение инфекции вынудило школы и вузы по всей стране в экстренном режиме переходить на удаленный режим работы. Стало понятно, что предыдущие нормы не могут в полной мере урегулировать все возникающие у родителей, учителей, школьников, преподавателей и студентов вопросы и сложности. Тогда, в марте 2020 года, Минобром был утвержден временный порядок применения образовательными организациями электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и методические рекомендации, призванные унифицировать действия всех участников системы образования.

Сейчас, когда пандемия пошла на спад, а подавляющее большинство вузов и школ вернулись к привычному режиму, законодатель перезапустил разработку документа, который мог бы определить стандарт применения цифровых форм обучения. Таким документом стал проект постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

Эксперты СПбГУ подготовили и представили замечания и предложения к проекту. Так, например, ученые предложили добавить в документ регламентацию использования онлайн-курсов.

В первой редакции проекта онлайн-курсы не упоминались. Эксперты СПбГУ обратили внимание разработчиков, что иных нормативных правовых актов, регулирующих использование онлайн-курсов при применении электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, нет.

Доцент СПбГУ, директор Междисциплинарного центра исследований контрольно-надзорной деятельности в СПбГУ Екатерина Дмитрикова

В результате проект постановления был дополнен положениями, согласно которым теперь доступ к онлайн-курсам является показателем доступности электронной информационно-образовательной среды образовательной организации.

Также юристы отметили, что первая редакция документа допускала реализацию образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий только с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований. Эксперты СПбГУ обратили внимание на то, что в этой части документа должны быть отражены и образовательные стандарты, которые образовательные организации устанавливают самостоятельно. Таких организаций в России больше двадцати, включая СПбГУ, и замечания университетских ученых были учтены законодателем.

СПбГУ предложил создать в России ассоциацию академической честности

Кроме того, эксперты рекомендовали признать права образовательных организаций на регулирование порядка использования сервисов прокторинга — наблюдения и контроля за дистанционными экзаменами — собственными локальными нормативными актами.

Также ученые уверены в необходимости установить особенности применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в ситуациях, подобных пандемии коронавируса. Разработчик указал, что стандарт будет включен в документ, разработать который планируется до конца года.

По результатам Министерство науки и высшего образования учло большую часть замечаний экспертов Санкт-Петербургского университета, документ будет доработан.