Об образовательных стандартах и порядке аккредитации вузов
С декабря 2016 года в нашей стране реализуется приоритетная программа Правительства РФ «Реформа контрольной и надзорной деятельности». Ее ключевыми целями являются снижение административной нагрузки на организации и граждан, повышение качества администрирования контрольно-надзорных функций.
Приоритеты реформы были закреплены в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации до 2024 года, это внедрение риск-ориентированного подхода, развитие профилактики нарушений обязательных требований, внедрение оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, ориентированной на снижение ущерба и снижение издержек подконтрольных субъектов, комплексное обновление обязательных требований.
Кабмин утвердил правила ведения реестра для онлайн-аккредитации образовательных учреждений
С 1 января 2021 года заработала новая система контрольно-надзорного законодательства. Приняты два основных федеральных закона — «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» и «О государственном муниципальном контроле». За время реформы под «регуляторную гильотину» попали более 12 тысяч актов — это около 90 % всех актов, содержащих обязательные требования. Значительная часть из них — документы советской и постсоветской эпохи. Многие из них дублировали друг друга, а некоторые оказались не актуальны. В продолжающейся работе по совершенствованию системы госконтроля (надзора) и разрешительной деятельности участвует 21 орган власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование, 33 органа власти, реализующие контрольно-надзорные функции, а также более 40 отраслевых рабочих групп.
Рабочая группа в сфере образования под руководством руководителя фонда «Талант и успех», члена Совета при президенте РФ по науке и образованию, сопредседателя центрального штаба Общероссийского народного фронта Елены Шмелевой и статс-секретаря — заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергея Рукавишникова при Правительственной комиссии по проведению административной реформы была создана для решения задачи, в том числе для разработки проектов актов, устанавливающих обязательные требования в сфере образования. В деятельности указанной рабочей группы с момента ее создания уже несколько лет активно участвуют представители СПбГУ. За время работы группа сумела добиться значимых для всей страны результатов.
Одним из последних достижений стало создание новой модели государственной регламентации образовательной деятельности, а также возможность получения бессрочной государственной аккредитации. Об истории этой работы, отстаивании права работы по собственным стандартам, изменении правил аккредитации рассказала первый проректор по учебной работе СПбГУ Марина Лаврикова.
Марина Юрьевна, расскажите, пожалуйста, когда и в каких условиях появилась рабочая группа, участвующая в контрольно-надзорной деятельности?
В определенный момент, в период 2010–2012 годов, стало очевидно, что на рынке появилось большое количество «вузов», которые «торговали» дипломами, поэтому в тот период Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки начала активно наводить порядок в отрасли. Работа, проводимая Рособрнадзором в рамках исполнения контрольно-надзорных функций по пресечению деятельности недобросовестных участников рынка образовательных услуг, шла довольно долго. В результате Рособрнадзору удалось приостановить работу сотен таких недобросовестных организаций. Однако в какой-то момент стало понятно, что от проверок, проводимых по сложившимся в тот период правилам, страдают не только злостные нарушители законодательства, но и вполне добросовестные вузы, включая ведущие университеты страны, которые должны были становиться флагманами развития высшего образования. На основании закона о «двух университетах», принятого в 2009 году, у МГУ и СПбГУ есть права, которые позволяют нашим университетам устанавливать собственные образовательные стандарты, выдавать дипломы собственного образца, иметь иные права в рамках особого статуса. В России на сегодняшний действуют десятки различных университетов, имеющих особый статус на основании указа президента РФ или на основании актов органов исполнительной власти. Но лекала, по которым Рособрнадзор контролировал и оценивал образовательную деятельность таких вузов, не предполагали учета особенностей статуса таких университетов. Поэтому при проведении государственных аккредитаций образовательных программ в предыдущие годы всегда возникала проблема, что параметры образовательной деятельности, в частности СПбГУ, не укладываются в «методики» Рособрнадзора, основанные на требования федеральных государственных стандартов.
Найти разумный подход внутри системы управления образованием было очень сложно. На различных этапах этой работой занимались различные рабочие группы самого высокого уровня и экспертные группы. Но реальных изменений в методиках и требованиях государственной аккредитации не происходило.
Новый этап этой работы, завершившийся реальными изменениями, начался в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности.
Рабочая группа под руководством Сергея Рукавишникова и Елены Шмелевой действует с 2018 года, и многие значимые на сегодняшний день нововведения, связанные с образованием, были реализованы в рамках деятельности группы, в том числе по инициативе ее участников. С самого момента создания в состав участников группы был приглашен ректор СПбГУ Николай Михайлович Кропачев. Одним из первых вопросов, вынесенных группой на повестку, стала реформа не только надзора и контроля в сфере образования, но и процедур государственной аккредитации вузов. Проблема назрела давно, но решить ее долгое время не удавалось, несмотря на многочисленные обращения и предложения, которые направлялись в различные инстанции по инициативе нашего ректора. Была проведена широкая общественная дискуссия, вовлечено вузовское сообщество. Были приложены титанические усилия для изменения сложившихся стереотипов, которые мешали поступательному развитию системы образования.
Основной посыл заключался в том, что в отношении деятельности образовательных организаций не сегодняшний день ведутся различные «мониторинги», вузы загружают большие объемы информации о собственной деятельности, которые делают работу образовательных организаций вполне прозрачной. Поэтому контролировать деятельность вполне возможно на основе данных многочисленных отчетов, которые регулярно вносятся в различные федеральные информационные системы. Скомпилировав данные из этих систем, можно ясно увидеть наличие или отсутствие определенных проблем в образовательной деятельности конкретного вуза. К тому же есть еще один важный показатель общественного доверия и качества: «голосуют» за этот вуз своим выбором абитуриенты, когда поступают или нет, а также организации-работодатели, когда берут выпускников определенных вузов и образовательных программ на работу охотно или не очень. И нами многократно предлагался именно такой подход к процедурам оценки качества образовательной деятельности в рамках государственной аккредитации: учитывать в комплексе оценку работодателей (например, в рамках профессионально-общественных аккредитаций), востребованность вуза и образовательных программ у абитуриентов, а также данные, размещаемые в федеральных информационных системах. В целом такой подход был воспринят.
Важно отметить, что в результате принятых новых нормативных актов с 1 марта 2022 года государственная аккредитация вузов становится бессрочной. Таким образом, от сбора бумаг каждые шесть лет мы переходим к аккредитационному мониторингу, основанному на мониторинге уже имеющихся данных об университетах. Собирать более развернутую информацию теперь потребуется, только если вуз будет проходить государственную аккредитацию новых направлений подготовки, которые ранее не были аккредитованы в этом вузе.
Результаты экспертной работы опубликованы в сборнике «Новая структура нормативного регулирования в сфере образования».
Рабочая группа по контрольно-надзорной деятельности продолжает работать. Любые проекты подзаконных актов, которые имеют отношение к образованию и науке, выносятся на рассмотрение группы. Представители, эксперты СПбГУ (в первую очередь эксперты Центра исследований контрольно-надзорной деятельности в Санкт-Петербургском университете) принимают активное участие в этой работе, поскольку опыт ведущих университетов, мнение руководителей, экспертов таких университетов часто выступает ориентиром при разработке новых правил и подходов к регулированию в сфере образования.
Собственные образовательные стандарты СПбГУ зачастую предъявляют к выпускникам более высокие требования, чем федеральные, но пока не были отражены в новой модели государственной регламентации образовательной деятельности. Планируется ли в будущем также ввести их в модель и как скоро это может произойти?
Федеральные стандарты — это своего рода рамка для создания образовательных программ. Хотя в июне 2021 года специальными изменениями в закон об образовании было установлено, что в качестве основы для разработки образовательных программ можно напрямую применять и профессиональные стандарты, все-таки существует инерция прошлых лет, и боюсь, что смелые шаги вузов в создании программ, отличающихся по содержанию, требованиям и условиям реализации от ФГОС, мы увидим нескоро, так как образовательный стандарт как таковой долгое время применялся и как мерка для проведения проверок Рособрнадзора.
В борьбе за признание других механизмов аккредитации и качества образования СПбГУ изначально подчеркивал, что более десятка ведущих вузов России имеют право работать по собственным образовательным стандартам. Как можно при этом проверять их по федеральным стандартам? И как сопоставить эти два стандарта, если не существует соответствующих инструментов сопоставления? Поэтому включение или невключение стандартов куда-либо ― это не решение вопроса. Решением станет уход при проверках от стандарта в принципе, и мы этого добились совместными усилиями: на сегодняшний день аккредитационные показатели практически к образовательным стандартам никак не привязаны.
Но при этом стандарты как таковые, безусловно, действуют. Они важны, поскольку определяют базовые требования к образовательным программам. Например, в собственном образовательном стандарте СПбГУ установлены правила не только в отношении структуры программ, условий по трудоемкости элементов учебных планов, но и требования развития сотрудничества с работодателями, внедрения инновационных образовательных технологий и многое другое. Также в них указано, что наши преподаватели должны соответствовать требованиям университетов мирового уровня. Согласно действующему законодательству, собственные образовательные стандарты вуза должны быть не ниже федеральных, однако до сих пор никто не может определить эту планку. Более того, многие эксперты признают, что сделать это невозможно. Поэтому стандарт как таковой имеет самостоятельную ценность. Это гарантия того, что качество образования будет соответствующим образом регулироваться с его помощью. Однако его влияние и способ использования со временем поменяются.
Как соотносятся собственные образовательные стандарты СПбГУ с федеральными?
Право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты (СУОС) используется СПбГУ для установления более высоких обязательных требований к образованию по сравнению с требованиями, включенными в федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС). При этом собственный стандарт СПбГУ учитывает требования ФГОС к результатам освоения и условиям реализации основных образовательных программ высшего образования, которые являются минимальной планкой для подготовки выпускников образовательной организации.
Помимо этого, в условиях быстро изменяющегося мира СУОС должен учитывать новые подходы к образованию, требования профессиональных стандартов, работодателей и рынка труда к квалификации работников, появление новых профессий, модернизацию имеющихся и быть гибким, чтобы выпускать специалистов, обладающих не только минимальным, но и дополнительным набором компетенций для начала успешной профессиональной деятельности.
Важно, что перечень универсальных компетенций в СУОС СПбГУ расширен по сравнению с перечнем универсальных компетенций, установленных ФГОС, и дополнен такими группами компетенций, как «Исследовательская и (или) предпринимательская активность», «Социально ответственное поведение и сотрудничество», «Работа с информацией», «Внепрофессиональная и межкультурная коммуникация».
Собственный стандарт СПбГУ устанавливает классификацию профессиональных компетенций, выделяя профессиональные компетенции, формирующие академическую составляющую результатов освоения образовательной программы, и профессиональные компетенции, формирующие практическую составляющую результатов освоения образовательной программы. Профессиональные компетенции формулируются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а в случае отсутствия профессиональных стандартов — на основе анализа требований к профессиональным компетенциям, предъявляемых к выпускникам на рынке труда, и мнения ведущих работодателей. В число профессиональных компетенций включаются также общепрофессиональные и обязательные профессиональные компетенции (при наличии), предусмотренные ФГОС 3++ по соответствующему направлению подготовки или специальности, что обеспечивает корреляцию между федеральными и собственными требованиями СПбГУ.
СУОС СПбГУ является единым, универсальным и «сквозным» для всех уровней образования и направлений подготовки или специальностей, по которым СПбГУ ведет образовательную деятельность. В этом его уникальность как по структуре, так и по комплексности установленных требований. Он содержит инструменты совершенствования и модернизации подходов к университетскому образованию и в совокупности с образовательной программой устанавливает более высокие требования к качеству образовательной деятельности и профессиональной подготовки выпускников СПбГУ.
При прохождении государственной аккредитации в 2021 году проверка образовательных программ СПбГУ осуществлялась на предмет соответствия федеральным стандартам. И, несмотря на существенные различия между ФГОС и собственным стандартом СПбГУ, государственную аккредитацию, которая является оценкой качества образования, мы после длительной и сложной подготовки успешно прошли. Надеемся, что в дальнейшем эта процедура государственной аккредитации будет менее трудоемкой для вузов. По крайней мере в рамках деятельности рабочей группы по КНД сейчас идет работа над методикой аккредитационного мониторинга. Будем прикладывать усилия, чтобы методика позволяла проводить мониторинг, не усложняя текущую работу образовательных организаций.
Расскажите, пожалуйста, по каким критериям сегодня происходит контроль качества программ высшего и дополнительного образования и где можно ознакомиться с их полным перечнем?
Критерии и показатели оценки качества образовательных программ являются очень важным, но тем не менее лишь одним из элементов системы обеспечения качества образования в целом. В свою очередь, условием жизнеспособности и функционирования системы обеспечения качества является наличие в вузе эффективной системы управления качеством образования — системы менеджмента качества образования.
За период с 2010 по 2020 год в СПбГУ была разработана активная политика в области качества образования и создана эффективная система обеспечения качества образования, включающая в качестве своих основных составляющих следующие направления:
- обеспечение независимой оценки качества образовательной деятельности
- создание эффективной системы менеджмента качества образования
- создание системы мониторинга и контроля качества образования
Начало практической реализации политики СПбГУ по внедрению независимой оценки качества образовательной деятельности связано с проведением общественных аккредитаций — в 2012 году учебно-научное подразделение СПбГУ институт «Высшая школа менеджмента» впервые получило международную аккредитацию институционального типа Европейского фонда развития менеджмента European Quality Improvement System (EQUIS). Сегодня Высшая школа менеджмента является единственным в России обладателем так называемой тройной короны самых престижных в системе бизнес-образования аккредитаций — AMBA, EQUIS,AACSB.
В тот же период мы организовывали работу, направленную на независимую оценку и подтверждение качества образования по программам СПбГУ организациями, признанными в международном образовательном пространстве и авторитетными в соответствующих профессиональных областях. Это важно для продвижения образовательных программ СПбГУ на мировом образовательном рынке, привлечения иностранных абитуриентов, а также повышения востребованности выпускников на международном рынке труда. Мы стабильно увеличивали количество аккредитованных образовательных программ международными организациями в области контроля и гарантий качества образования, при этом акцент ставился на наращивание количества международных аккредитаций институционального типа, то есть аккредитаций систем менеджмента качества образования, которые позволяют считать аккредитованными любые образовательные программы, создаваемые в «привязке» к соответствующим учебно-научным подразделениям СПбГУ. Активно проводились апробации новых форм и способов аккредитации, например совместной аккредитации российскими и иностранными аккредитационными агентствами, аккредитации смешанным составом экспертных комиссий, аккредитации профессиональными аккредитующими ассоциациями в конкретной профессиональной сфере.
В 2018 году показатель количества образовательных программ, имеющих международную аккредитацию, был включен в перечень целевых индикаторов Программы развития СПбГУ. По состоянию на конец 2021 года более 90 основных образовательных программ Университета имеют международные аккредитации ведущими европейскими аккредитационными агентствами, в том числе институционального типа.
Бесценный опыт общения с международными аккредитационными организациями и полученные рекомендации по повышению качества аккредитованных программ позволили использовать критерии и принципы международных стандартов качества, прежде всего «Стандартов и рекомендаций по обеспечению качества на европейском пространстве высшего образования» (European Standardsand Guidelines, ESG), для построения собственной системы показателей оценки качества образовательных программ.
Еще одним шагом в создании системы независимой оценки качества образования явилось создание в СПбГУ в 2016 году советов образовательных программ. Совет — это новый для системы российского высшего образования экспертный орган внешней оценки качества образования, впервые введенный в СПбГУ по решению ректора Николая Михайловича Кропачева. Благодаря активной работе созданных советов у СПбГУ есть уникальная возможность получать независимое профессиональное мнение членов советов о соответствии содержания образовательной программы требованиям сегодняшнего дня, а также лучшим мировым практикам в области образования и науки. Доля представителей внешних экспертов в составах советов образовательных программ в 2016 году составляла 50 %, в 2017 — 70 %, в 2018 — 85 %, в 2019–2020 — 95 %, из них иностранных специалистов — более 200. Количество представителей работодателей в советах образовательных программ также постоянно увеличивалось. Если в 2016 году их было 75, то в 2017 — 545, в 2018 году — 1245, а в 2019–2020 годах — 1900 человек.
По итогам проведенных общественных аккредитаций с учетом рекомендаций международных экспертных комиссий и советов образовательных программ в 2019 году в СПбГУ была организована работа по подготовке комплексного документа, регулирующего и объединяющего в единую систему все мероприятия и процессы, проводимые в русле повышения и оценки качества образования и совершенствования управления качеством образования, — Положения о системе обеспечения качества и менеджмента качества высшего образования в Санкт-Петербургском государственном университете (Положение о качестве). Документ опубликован в открытом доступе на сайте СПбГУ, на русском и английском языке.
Положение о качестве определяет общие основы (нормативные, административные, организационные) и структуру системы обеспечения качества образования в СПбГУ, подходы к оценке и мониторингу качества образования, основные процессы, содержание и результаты работы структурных подразделений Университета по обеспечению качества образования, а также способы учета результатов оценки качества образовательных программ, выполнения критериев и показателей качества образования в целях повышения качества образовательных программ и образовательной деятельности.
Несмотря на то, что система критериев и показателей оценки качества образовательных программ включена в состав вышеназванного документа (Положения о качестве), мы сочли целесообразным издать отдельный локальный акт СПбГУ, в котором сводились в единое целое перечень критериев, их показателей (индикаторов) и методики расчета, — приказ «Об утверждении перечня плановых показателей внутренней оценки образовательных программ и методики их расчета». Причем этот документ в СПбГУ был разработан задолго до появления показателей аккредитационного мониторинга в ноябре 2021 года. Сравнение этого документа с перечнем аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования, утвержденных приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 25.11.2021 № 1094, показывает, что в перечне наших внутренних показателей они присутствуют, потребуется лишь некоторая корректировка формулировок в целях облегчения внутреннего и внешнего мониторинга этих показателей.
Кроме того, с началом функционирования в СПбГУ Центра мониторинга качества образования, созданного по поручению ректора Николая Михайловича Кропачева в 2020 году с целью получения обратной связи от участников образовательного процесса и объективной информации о достижении плановых показателей (индикаторов) качества образования для определения и оценивания факторов, влияющих на качество образования, стало очевидно следующее. Слияние в одном перечне расчетных показателей оценки качества и показателей, требующих экспертной оценки или оцениваемых по результатам проведенных опросов (обучающихся, преподавателей, выпускников, работодателей), приведет к неэффективной, прежде всего с точки зрения временных и трудозатрат, системе их мониторинга, что можно назвать «внутренней бюрократической нагрузкой» к системе. Вероятно, будет целесообразным разделить показатели оценки качества образовательной программы на показатели, которые могут быть оценены на уровне самообследования образовательной программы, и показатели, которые могут быть оценены с привлечением административного ресурса — в рамках функционирования системы менеджмента качества. Считаю, что совершенствование системы показателей оценки качества образовательных программ станет одной из главных задач нашей образовательной политики в 2022 году. Мы подходим к этому не как к одноразовому «форсмажорному» мероприятию, а рассматриваем это как перманентный процесс периодического пересмотра показателей оценки качества с целью их совершенствования и «подстраивания» под требования современного состояния сферы образования и стратегических установок образовательной политики Университета. Думаю, что нам еще не раз придется возвращаться к этому вопросу с какой-то приемлемой периодичностью.
Политика, стратегия и процедуры гарантии качества, критерии и показатели оценки качества образования, управление качеством образования в СПбГУ официально задокументированы и доступны на сайте.
При оценке качества по аккредитационным показателям речь идет о государственной аккредитации. А насколько ценна для образовательной организации профессионально-общественная оценка? Планируется ли учитывать ее результаты в новой модели государственной регламентации образовательной деятельности?
Главное, что хотелось бы отметить, что еще в 2013–2014 годах руководством СПбГУ была поставлена задача ориентироваться при оценке качества образования именно на мнение потенциальных работодателей наших выпускников и профессиональных сообществ. В тот период начали создаваться первые советы образовательных программ, составы государственных экзаменационных комиссий стали формироваться с преобладанием в составе представителей корпуса работодателей. Мы давно понимаем, что именно профессиональные и работодательские сообщества должны оценивать качество образования, которое дает вуз своим студентам. Кстати, именно СПбГУ выступил с предложением при изменении системы аккредитации основываться на оценке качества образования, которое дают работодатели. Это предложение сохраняет свою актуальность, и мы будем последовательно продвигать такой подход.
При этом частично сейчас такой подход уже учитывается. В частности, значение профессионально-общественной аккредитации следует из ее определения, данного в ст. 96 закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»: профессионально-общественная аккредитация «представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такие образовательные программы в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля». И далее в этой же статье ― «сведения об имеющейся у организации, осуществляющей образовательную деятельность, общественной аккредитации или профессионально-общественной аккредитации представляются в аккредитационный орган и рассматриваются при проведении государственной аккредитации».
Следовательно, результаты профессионально-общественной аккредитации не могут не учитываться в новой модели государственной регламентации образовательной деятельности. Собственно говоря, они учитываются и при действующей модели. В частности, они рассматриваются и учитываются при проведении государственной аккредитации и используются в процедурах государственной аккредитации, учитываются при формировании рейтингов образовательных организаций, а также в процедурах распределения контрольных цифр приема на обучение за счет бюджетных ассигнований.
Однако на сегодняшний день существует фактор, к сожалению, негативного толка, который, на наш взгляд, существенно ограничивает возможности и рамки использования информации о профессионально-общественной аккредитации в государственной регламентации образовательной деятельности. Речь идет о неудовлетворительной ситуации, сложившейся в российской системе регистрации и учета аккредитующих организаций, когда их регистрация происходит, по существу, в заявительном порядке. Причем далеко не все профессиональные сообщества заинтересованы быть представленными в этом реестре. И тому множество причин, о которых в коротком интервью не скажешь.
К слову, это, по большому счету, одна из причин, почему в некоторых случаях СПбГУ предпочитает профессионально-общественным аккредитациям международные. В противовес сложной ситуации в национальном реестре, когда статус зарегистрированного члена системы профессионально-общественной аккредитации (статус аккредитатора) никак не гарантирует качество проводимых экспертиз, в международных реестрах аккредитаторов все критерии, порядки и регламенты для регистрации аккредитующих агентств, наоборот, четко задекларированы, прозрачны, открыты и, что особенно важно, существует жесткая система контроля за их деятельностью и институт периодической сертификации аккредитаторов.
Несмотря на то, что в результате парламентский слушаний о государственной регламентации образовательной деятельности в ноябре 2018 года Правительству Российской Федерации были сформулированы рекомендации по модернизации автоматической информационной системы профессионально-общественной аккредитации (АИС ПОА) в части повышения требований по вхождению в этот реестр и исключения из него недобросовестных организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию, на сегодняшний день реестра, отвечающего всем необходимым требованиям к статусу аккредитатора, в России по-прежнему нет, и это значительно затрудняет нормальное развитие сектора профессионально-общественной аккредитации и снижает заинтересованность участия в такой деятельности со стороны профессиональных сообществ.
Думаю, что по этой теме еще продолжится обсуждение в рамках деятельности рабочей группы по образованию в связи с реформой КНД, о которой мы сегодня говорили, и доведется принять участие в таком обсуждении.