Директор Центра образовательного права СПбГУ: университет предложил сократить количество бумажной работы российских учителей
СПбГУ предложил актуализировать российское законодательство, привести его в соответствие с обозначенными указом президента России духовно-нравственными ценностями. О проектах Центра образовательного права СПбГУ рассказал его директор — доцент СПбГУ Вячеслав Суязов.
Какие задачи сегодня стоят перед Центром, который вы возглавляете?
Эксперты Центра образовательного права СПбГУ проводят научные исследования, готовят экспертные и аналитические заключения и организовывают обучение для коллег по самым актуальным вопросам образовательного права. В условиях стремительно меняющегося законодательства в области образования особенно важно держать руку на пульсе и следить за новыми трендами в правоприменении и научной доктрине.
Среди наших важнейших задач — проработка механизмов внедрения в высшей школе последних изменений, происходящих в системе образования. На наших глазах в системе высшего профессионального образования происходят тектонические сдвиги. Начало им положил президент Российской Федерации в своем указе «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования», на основании которого система «бакалавриат — магистратура» постепенно меняется на новую, включающую в себя два новых уровня высшего образования — базовое и специализированное.
Результаты этой реформы предстоит увидеть лишь по итогам 2025/26 учебного года, но уже сейчас в области правового регулирования образования есть множество интересных тенденций. Например, в режиме реального времени мы можем наблюдать за исчезновением из законодательства понятия образовательной услуги, реализацией положений указа президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» в образовании, развитием концепции единства системы государственных вузов и модельного образовательного законодательства государств — участников СНГ.
Центр занимается только вопросами системы высшего образования?
Нет, среди наших проектов — подготовка экспертных рекомендаций, которые ученые готовили по заказу Государственной думы РФ. В проекте приняли участие профессор СПбГУ Нелли Дивеева, доценты СПбГУ Вячеслав Суязов, Марина Филиппова, Александр Кузьменко, Александр Завгородний, а также ассистент кафедры социального и трудового права Фатима Ногайлиева. Ученые разработали предложения по сокращению документарной нагрузки на школьных учителей, а также сформировали механизмы внедрения единых стандартов оплаты труда педагогов.
Входе исследования мы выяснили, что одной из наиболее значимых проблем в последние десятилетия стала существенная нагрузка педагогов школ, которая выражается не только в количестве учебных занятий, являющихся наиболее важной частью работы учителя, но и иных видов деятельности. Это влечет за собой значительный объем различной документации и отчетности, подготовка которой в ряде случаев ложится на плечи педагогов в дополнение к основной деятельности в рабочее или нерабочее время.
Как реакция на пандемию коронавирусной инфекции появилась необходимость развивать удаленные форматы обучения, новые формы взаимодействия вуз-студент. Участвуют ли эксперты СПбГУ в выстраивании процессов цифровизации образования?
Да, мы с коллегами принимаем участие в разработке новой редакции модельного Образовательного кодекса в аспекте цифровизации для стран СНГ. Документ будет содержать типовые нормы, которые помогут унификации и гармонизации законодательства в сфере образования в государствах — участниках содружества.