Эксперты СПбГУ поделились опытом организации школьного онлайн‑образования
В Санкт‑Петербургском университете при участии Ассоциации федеральных вузов, национальных исследовательских институтов и Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова состоялось обсуждение вопросов реализации общеобразовательного процесса в цифровой среде. Ключевым пунктом встречи стало обеспечение доступа русскоязычных учащихся, проживающих за рубежом, к качественному российскому образованию.
В сентябре прошлого года начала свою работу Онлайн‑школа СПбГУ — уникальный проект Санкт‑Петербургского университета, направленный на сохранение русского языка и культуры в международном пространстве. Заявки на обучение в дистанционной школе подали около 300 учеников из 44 стран, в том числе из государств Прибалтики, из Узбекистана, Казахстана, Индии, Австралии и других. Конкурс составил 2,5 человека на место.
Проект дистанционного школьного обучения в соответствии с федеральными стандартами был создан Санкт‑Петербургским университетом при поддержке Аппарата Правительства Российской Федерации и Министерства просвещения РФ.
Об увеличивающемся спросе желающих дистанционно получить российское полное общее образование сообщила руководитель секретариата Ассоциации ведущих университетов, первый проректор по учебной работе Университета Марина Лаврикова. Она рассказала, что прототипом сегодняшней дистанционной школы стал проект, запущенный в 2018 году. Тогда «Онлайн‑школа СПбГУ» была ориентирована только на обучение старшеклассников и существовала в формате дополнительного образования по форме курсов выходного дня. Вслед за возможностью для русскоязычных детей, находящихся за рубежом, дополнительно изучать школьные предметы Санкт‑Петербургский университет выявил и потребность аудитории в полноценном образовании по государственным программам российской школы, а следовательно — необходимость открытия соответствующей организации. «Важно не только проводить дистанционные уроки в режиме дополнительных занятий, но и обеспечить ребятам условия для полного прохождения школьной программы российского среднего образования с получением аттестата о школьном образовании. Мы хотим привлекать тех, кто будет заинтересован приехать в Россию, обучаться в российских вузах и вносить вклад в развитие страны», — отметила Марина Лаврикова. Она также добавила, что оказать содействие в реализации проекта готовы все ведущие министерства, поэтому есть надежда на получение государственной финансовой поддержки.
Несмотря на ряд трудностей с организацией онлайн‑школы и обеспечением ее необходимой ресурсной базой, она является реальным примером такой деятельности. На каждую сложность находится решение, главное — понять, как с этим обойтись, а инструменты и опыт у нас есть.
Руководитель секретариата Ассоциации ведущих университетов, первый проректор по учебной работе СПбГУ Марина Лаврикова
Одна из основных целей онлайн‑школы заключается в популяризации обучения на русском языке по отечественным стандартам, так как российское образование становится все более престижным, позволяет развить личностный потенциал человека и социальный капитал общества, воспитывает поколение, ориентированное на сотрудничество с Россией, и дает возможность построить успешную карьеру. Об особенностях организации онлайн‑образования и основных целях дистанционной школы рассказала директор Института педагогики Санкт‑Петербургского университета Елена Казакова, подчеркнув, что эффективность современного образования связана с наличием опытного, владеющего цифровыми технологиями педагогического состава и талантливого, поддерживающего коллектива, что существенно повышает лояльность и увеличивает смысл обучения.
Мечта любой семьи — не просто дать хорошее образование ребенку, но найти ему отличную школу, где он будет чувствовать себя частью сообщества. Все наши гимназисты ощущают себя универсантами.
Директор Института педагогики Санкт‑Петербургского университета Елена Казакова
Отвечая на вопросы присутствующих, Елена Казакова отметила, что обучение в онлайн‑школе СПбГУ осуществляется по классическому расписанию с классно‑урочной системой (с 5‑го по 11‑й классы). Различие состоит в том, что занятия проводятся в виртуальной аудитории, поэтому ученики, не имеющие возможности получать российское образование очно, проходят полноценную школьную программу в дистанционном формате. Педагоги, которые привлекаются к работе, обладают большим педагогическим опытом и знанием федеральных образовательных стандартов, а также уверенно владеют технологией организации обучения в цифровом пространстве. Это позволяет применять инновационные методики и повышает качество образовательного процесса. «Наша дистанционная школа — это возможность русскоязычным детям, которые физически не могут обучаться в России, получить качественное образование с квалифицированными преподавателями. Такое обучение — залог дальнейшей успешной жизни и карьеры», — рассказала директор Института педагогики СПбГУ.
Кроме того, в ходе встречи участники совещания выявили ряд проблем, препятствующих грамотному и качественному процессу подготовки школьников по общеобразовательным программам в дистанционном формате, в их числе — недостаток комплексных платформенных решений в онлайн‑пространстве, нехватка мотивации учеников к концентрации на учебном процессе и вопросы организации занятий в соответствии с часовыми поясами учащихся. «Чтобы решить существующие проблемы, нам необходимо значительно расширить круг людей, реализующих этот проект, подключить крупные вузы, которые обладают значительным потенциалом в области педагогического образования и необходимой ресурсной базой», — поделилась мнением по решению задач Елена Казакова. В завершение обсуждения председатель правления НПОО, директор Центра развития электронных образовательных ресурсов МГУ имени М. В. Ломоносова Денис Янышев рассказал об опыте осуществления деятельности платформы «Открытое образование» (соучредителями платформы являются МГУ, СПбГУ, Высшая школа экономики и ряд ведущих вузов России) в части организации массового обучения неограниченного числа людей и проведения аттестационных испытаний.
В свою очередь, первый проректор СПбГУ Елена Чернова отметила, что в отношении тех учебных организаций, которые намерены реализовывать подобный проект, Санкт‑Петербургский университет готов выступить методическим центром, обеспечить доступ к программным материалам и нормативным актам, а также организовать обучение учителей работе с цифровыми технологиями. «Мы должны дать правильный ответ на запросы, существующие сегодня на уровне всей страны. У нас с вами есть определенная миссия, и мы должны ее выполнять», — подвела итоги встречи первый проректор СПбГУ.