Экспозиция Государственного Эрмитажа, созданная вместе с ботаниками СПбГУ, стала «выставкой года»

Проект Государственного Эрмитажа «ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века», который подготовлен при участии ботаников Санкт‑Петербургского государственного университета, получил премию The Art Newspaper Russia в номинации «Выставка года».
В экспозицию вошли произведения живописи и декоративно‑прикладного искусства из коллекций Государственного Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, филиала Архива Российской академии наук, а также других музеев и частных собраний. Это дало возможность представить историю развития фламандского натюрморта — начиная с расцвета мастерской Рубенса, собравшей лучших художников своего времени. В их числе был Франс Снейдерс, занимавшийся натюрмортами и анималистикой и оказавший большое влияние на все европейское искусство.
Кураторы выставки создали внутри Государственного Эрмитажа новое музейное пространство, поддерживающее диалог с предметами постоянной экспозиции, в том числе с помощью театральных приемов. Художники‑дизайнеры Юрий Сучков и Эмиль Капелюш предложили театрализованный нарратив, погружающий зрителей в эпоху барокко. Также специально для выставки была создана музыкальная композиция, в которой собраны фрагменты произведений композиторов той эпохи, церковных песнопений и звуков рынка Позднего Средневековья.
Выставка начиналась в Аванзале Эрмитажа, где разместились самые крупные живописные полотна. Среди них натюрморт «Цветы среди архитектуры (Весна)», Абрахама Брейгеля и Давида де Конинка. Эта картина долгое время находилась в приемной дирекции Эрмитажа, куда была помещена еще в 1947 году — после возвращения музея из эвакуации. Специально к выставке она была отреставрирована, а ботаники Санкт‑Петербургского университета помогли идентифицировать все изображенные на ней цветы. Найти их на картине и узнать все названия посетителям помогла схема, которая вошла в каталог выставки вместе со статьей хранителя университетского гербария, доцента СПбГУ Валентины Бубыревой о том, когда и какие цветы появились в Европе.
Специально для вернисажа Молодежным консультативным советом Государственного Эрмитажа был создан проект «Символика натюрморта». Два стенда, посвященные изображенным на полотнах предметам и цветам, помогли зрителям научиться считывать зашифрованные в картинах аллегории и скрытые послания. Исследовательская база для информационного стенда о растениях была подготовлена ботаниками СПбГУ. Участниками проекта стали не только студенты‑искусствоведы, а представители разных научных направлений, в том числе четверо универсантов.
Эта выставка по‑своему уникальна, нам удалось добиться визуально убедительного и достоверного синтеза разных видов искусства и науки, а специалисты Санкт‑Петербургского университета создали путеводитель по ботаническим коллекциям, представленным в экспозиции.
Заведующий отделом западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа, куратор и создатель выставки Михаил Дединкин
«Мы планируем, что эта выставка продолжит свое существование уже в новом пространстве, в том числе за пределами Государственного Эрмитажа, для этого создан 3D‑обзор, который позволит погрузиться в созданную нами атмосферу, не присутствуя на выставке», — рассказал заведующий отделом западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа, куратор и создатель выставки Михаил Дединкин.
Ранее в сотрудничестве с учеными СПбГУ были изданы книги о бабочках и цветах в произведениях живописи, графики и прикладного искусства музея. В продолжение уже реализованных проектов ректор Университета Николай Кропачев выступил с предложением организовать системную работу по расшифровке всех эрмитажных экспонатов и запустить в Санкт‑Петербургском университете масштабный исследовательский проект, в котором смогут принять участие студенты, аспиранты и ученые. Результаты их работы смогут появиться во всех залах музея и рассказывать посетителям о скрытых в картинах деталях так же, как и экспликация к цветочному натюрморту на выставке ARS VIVENDI.