Вымыть голову царю: как реставрационный проект студентки СПбГУ помогает сохранить облик города

Санкт-Петербург — культурная столица России, количество достопримечательностей которой исчисляется десятками тысяч. Среди них значительную часть составляют объекты культурного наследия и памятники культуры — произведения скульптуры, декоративно-прикладного и монументального искусства, нуждающиеся в постоянном уходе и реставрации. Возможно ли привлечь к столь ответственному труду волонтеров?

Студентка СПбГУ Александра Пашина, обучающаяся по программе магистратуры «Реставрация», убеждена: не только можно, но и нужно. В рамках выполнения диссертационной работы она создала проект «Волонтеры-реставраторы Санкт-Петербурга», который не на словах, а на практике доказывает, что большое складывается из мелочей и стать причастным к сохранности облика любимого города может каждый желающий.

Расскажите, как родилась идея проекта?

Взять реставрационное волонтерство в качестве темы магистерской диссертации предложил мой научный руководитель. Мне потребовалось достаточно много времени, чтобы свыкнуться с этой мыслью, потому что для Университета подобная работа нестандартна. Наши студенты выбирают более академичные вещи — например, составляют проект реставрации или занимаются изучением глубоких искусствоведческих тем.

Фото предоставлено СПбГБУК «Государственный музей городской скульптуры»
Фото предоставлено СПбГБУК «Государственный музей городской скульптуры»

Предпосылкой для такой идеи стала моя бакалаврская дипломная работа, посвященная реставрации мраморной скульптуры. В ходе ее выполнения я столкнулась с тем, что многих проблем можно было бы избежать в случае превентивной обработки поверхности памятника — профилактических мер ухода. Объем таких работ огромен и требует большого количества участников, наделенных определенными знаниями. Так родилась идея создания волонтерского реставрационного центра в Санкт-Петербурге.

Что входит в вашу программу подготовки волонтеров-реставраторов?

В своем проекте мы уделяем большое внимание теоретической подготовке. Разумеется, на всех объектах волонтеры работают под надзором опытных реставраторов, но мы не можем взять людей с улицы и сразу же допустить их, например, до расчистки мрамора XVIII века. Первоначально все волонтеры слушают курс обучающих лекций и только потом приступают непосредственно к практике.

Поскольку наш проект ориентирован на реставрацию скульптуры, акцент делается на этой области. Мы подробно рассказываем о классификации разрушений — так, чтобы волонтер мог самостоятельно описать нарушения памятника, что вот здесь, например, осыпается мраморный слой, здесь каверны, здесь черная гипсовая корка и т. д. Он должен понимать, что с поверхностью можно делать, а что нельзя.

Фото предоставлено СПбГБУК «Государственный музей городской скульптуры»
Фото предоставлено СПбГБУК «Государственный музей городской скульптуры»

Также пришедшие на обучение получают представление о реставрационных материалах, современных и классических, определяются критерии выбора. В данном случае упор делается на понимание процесса обратимости — мы пытаемся привить волонтерам понимание, что все действия, которые совершают специалисты-реставраторы, не должны вредить памятнику. То, с чем мы сталкиваемся, обнаруживая следы реставрации, проведенной в советское время, служит наглядным примером. В то время использовали различные смолы, бетон — сложноизвлекаемые материалы. Когда мы сейчас пытаемся убрать старую, неправильную реставрацию, например, с мрамора, мы вместе со вставкой убираем значительную часть самого камня, еще больше его разрушая. Поэтому важно понимать, как правильно и с какими материалами нужно работать.

В процессе прохождения курса волонтерам обязательно дается понятие фотофиксации. Для специалиста важно помнить, что на всех этапах реставрации должна производиться фотосъемка памятника: до, в процессе и после проведения необходимых работ. Понятие реставрационного паспорта — документа, который заполняется на любой объект, поступивший на реставрацию, также крайне необходимо будущему реставратору. Кроме этого, мы рассказываем о некоторых аспектах законодательства в сфере сохранения объектов культурного наследия.

Как в нашей стране регулируется деятельность волонтеров на законодательном уровне?

У нас есть Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве», который был издан в 1995 году и с тех пор не переиздавался. Сейчас в связи с проведением года волонтера в России в него вносят отдельные поправки, и в ближайшее время должна выйти полностью обновленная версия. Пока у нас есть только отдельные локальные акты, закрепляющие деятельность волонтеров на конкретных мероприятиях — например, прошедшей Олимпиаде в Сочи или Универсиаде.

В конце мая 2018 года проект поддержала крупнейшая международная организация в сфере сохранения культурного наследия Rempart (Париж, Франция). В течение лета 2018 года планируется несколько поездок российских волонтеров во Францию с целью обмена опытом и обсуждения дальнейшего сотрудничества. На лето 2019 года запланирован двусторонний обмен волонтерами. Также в июле и августе этого года проект будет презентован на крупных конференциях в Великобритании и Китае.

Какие объекты задействованы в вашем проекте?

На данном этапе мы пытаемся донести до руководителей музеев идею, что волонтеры могут осуществлять профилактический уход, что волонтерам можно доверить несложную работу. Человек без квалификации может научиться промывать памятник, используя нейтральные моющие средства, воду и несложную технику. Для этого не нужно иметь высшую категорию реставратора. А если волонтер, предположим, каждый год будет промывать памятник, то и реставратору высшей категории потом не придется его реставрировать. Мы надеемся, что такими небольшими шагами — сначала разовыми акциями, потом более глобальной работой — мы покажем наглядно, что привлекать волонтеров к работе в городе и музейных пространствах можно и нужно.

Фото предоставлено СПбГБУК «Государственный музей городской скульптуры»
Фото предоставлено СПбГБУК «Государственный музей городской скульптуры»

Первым музеем, который откликнулся на наш проект, был Государственный музей городской скульптуры. Он давно сотрудничает с Университетом, у нас налажено тесное и доверительное взаимодействие. Музей с удовольствием предлагает объекты для волонтеров, ведь в сфере его контроля находится большая часть городских памятников. В их числе Ростральные колонны, Медный всадник, памятник Екатерине II, Некрополь XVIII века, Некрополь мастеров искусств, а также множество других интересных объектов. Например, недавно нашими волонтерами осуществлен профилактический уход за бюстами итальянских архитекторов на Манежной площади. Всю работу они сделали сами, мы только наблюдали и проводили фотофиксацию. На практике ребята получили знания о том, как разводить и вспенивать моющий состав, как наносить и смывать, как правильно работать с воском, какие особенности у нанесения этого консервационного состава на бронзу и т. д.

Еще одним важным направлением в работе волонтеров-реставраторов являются объекты СПбГУ. В данном случае речь идет о работах по воссозданию надгробий захоронений ученых — от нас здесь требуется помощь в составлении мониторинга (Реставраторы СПбГУ сохраняют память об универсантах). Силами волонтеров можно описать каждый памятник, провести фотофиксацию состояния сохранности до реставрационных действий. Волонтер вполне справится с основной работой, а специалисты доведут проект до завершения. Мониторинг нужен для того, чтобы внести захоронения ученых в федеральную целевую программу «Культура России», которая выделяет средства на реставрацию памятников.

Существуют также локальные проекты. Например, недавно к нам обратился директор музея-памятника «Нарвские триумфальные ворота» с просьбой помочь расчистить отмостки у подножья памятника.

Кроме практической пользы, какие задачи преследует ваш проект?

В планах — составление методического пособия для волонтеров. Мы планируем небольшую брошюру, в которой доступно будет рассказано обо всем, что необходимо знать волонтеру, — если он что-то не усвоил или забыл, то смог бы найти все необходимое на страницах карманного пособия. Кроме этого, мы пытаемся обобщить все инициативы в сфере сохранения культурного наследия России — и их достаточно много. Существующий опыт необходимо учитывать, что мы и делаем в рамках нашего проекта.

Фото предоставлено СПбГБУК «Государственный музей городской скульптуры»
Фото предоставлено СПбГБУК «Государственный музей городской скульптуры»
Возникает вопрос: не лишат ли волонтеры работы реставраторов?

Конечно же, нет. И на это существует несколько весомых причин. Прежде всего дело в климате. В Санкт-Петербурге находится огромное количество объектов культурного наследия, которые испытывают влияние агрессивной среды. Сколько бы мы их ни промывали, какой бы профилактический уход ни осуществляли, возможно лишь замедлить, но не предотвратить старение. Памятники продолжают разрушаться, а заниматься их профессиональной реставрацией может только специалист. Кроме того, сообщество реставраторов Санкт-Петербурга не такое большое, как может показаться, несмотря на высокую востребованность этой профессии.

И каждый реставратор является «штучным экземпляром».

Санкт-Петербургский университет осуществляет подготовку реставраторов по программе бакалавриата «Реставрация» и программе магистратуры «Реставрация предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства»