Гибкость, взаимопомощь и комфортная среда: доцент Виктор Титов об онлайн-обучении во время пандемии
Пандемия коронавируса COVID-19 внесла свои коррективы в образовательный процесс. О том, как реализовано обучение в дистанционном формате, почему для коллективов кафедр заседание в режиме онлайн — обыденность, а также о том, чем займутся молодые ученые в самоизоляции, рассказывает заместитель декана экономического факультета по образовательной деятельности Виктор Титов.
Каким был алгоритм перехода на дистанционное обучение?
На дистанционное обучение мы перешли быстрыми темпами благодаря слаженной высокопрофессиональной работе руководства Университета, сотрудников ректората, преподавателей. Не могу не отметить, что в течение последних трех лет на заседаниях учебно-методической комиссии мы регулярно рассматривали вопросы внедрения современных образовательных технологий и электронного обучения в учебном процессе. Также коллективом экономического факультета за это время разработано более 30 онлайн-курсов по ключевым тематикам. Отдельно хочу поблагодарить своих коллег по Координационному совету по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при президенте РФ по науке и образованию за предоставленный колоссальный опыт параллельного перехода на дистанционное обучение ведущих научно-образовательных организаций России.
Поэтому при переходе на дистанционный формат работы с обучающимися по нашему направлению не пострадало качество образования. Решения о способе, формате и информационно-образовательных технологиях принимались по каждой дисциплине конкретным преподавателем вместе с руководителем образовательной программы исходя из целей и задач дисциплины, специфики формируемых компетенций, возможностей сервисов электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) — как встроенных в ЭИОС СПбГУ, так и иных. С целью достижения высокой эффективности реализации дистанционных образовательных технологий для всех преподавателей был подготовлен комплект инструкций и рекомендаций.
Какие форматы предусмотрены? Студенты смотрят лекции и семинары в режиме реального времени, пользуются онлайн-курсами?
Реализуются три варианта в зависимости от конкретной дисциплины: полное замещение дисциплины / модулей дисциплины онлайн-курсом (онлайн-курсами), частичное замещение дисциплины онлайн-курсом (онлайн-курсами) и самостоятельная реализация дисциплины с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) без привлечения онлайн-курсов.
Во втором и третьем вариантах используются синхронный и асинхронный способы реализации учебных занятий лекционного и семинарского типов, а также консультаций. Синхронный способ реализуется с использованием технологий онлайн, конференц-связи, а также онлайн-видеоконференций, позволяющих реализовать онлайн-занятия и мобильную совместную работу, в том числе трансляцию (стриминг) видео, аудио, общение в текстовых чатах, применение электронных досок, демонстрацию экрана как преподавателя, так и обучающихся в режиме реального времени. Такой формат занятий особенно актуален для семинаров, практических занятий по прикладным дисциплинам, позволяет обеспечить полноценное общение обучающихся и преподавателя, контроль работы обучающихся. Важно, что такие занятия записываются, размещаются в ЭИОС и доступны обучающимся при самостоятельной работе.
Что же касается асинхронного способа, то материалы в видео-, аудио- или иных форматах заранее готовятся преподавателем и размещаются в ЭИОС для ознакомления обучающихся, происходит взаимодействие на форумах, вики-страницах, по корпоративной электронной почте и т. д.
На мой взгляд, наиболее эффективный и оптимальный вариант — смешанный, когда часть материалов предоставляется в виде видеозаписей, презентаций, конспектов, текстов практических ситуаций, кейсов, другая часть транслируется в рамках онлайн-режима и в дополнение к этому предоставляется возможность изучения обучающимися онлайн-курса, пускай даже на смежную тематику, а еще лучше, если он будет междисциплинарным. Это, как правило, не только подчеркивает ключевое конкурентное преимущество классического университета, но и позволяет сформировать вариативный и гибкий курс, который максимально вовлечет обучающихся в учебный процесс и сформирует у них новые, уникальные компетенции.
Как организовано взаимодействие обучающихся с НПР и методистами? С какими сложностями вы сталкиваетесь?
Взаимодействие организовано с использованием всего многообразия средств и сервисов, доступных для технологического обеспечения реализации дистанционного обучения. Для структурирования курсов, загрузки материалов и учебно-методического сопровождения реализации дисциплин прежде всего используем системы управления обучением (LMS) BlackboardLearn и Moodle, а также сервис GoogleClass, облачные сервисы OneDrive, GoogleDrive, Dropbox, «ЯндексДиск».
Как правило, для создания видеолекций используются встроенные возможности ПО Windows, MacOS и программ PowerPoint, Keynote, записанные лекции размещаются не только в LMS или облачных сервисах, но и на Youtube. Хочу отметить, что в первые дни перехода на дистанционное обучение сотрудники УСИТ СПбГУ обеспечили профессиональную и качественную запись лекций наших преподавателей в специально оборудованных аудиториях.
Для создания, размещения и назначения заданий для самостоятельной проверки, текущего контроля используем Blackboard, также эффективны такие сервисы и службы, как «Google Формы», Edpuzzle, Formative, Surveymonkey, H5P, Kahoot!, Quizizz, GitHubClassroom, Polleverywhere, Socrative, Wooclap, Flippity, OnlineTestPad, Acadly и т. д.
Для проведения лекций и семинаров с использованием видео и/или аудио в реальном времени мы используем сервисы видеоконференций Zoom, Skype, Discord, TrueConf, Webinar, CiscoWebex. С целью оптимизации времени обучающиеся объединяются в группы в социальных сетях (например, «ВКонтакте») и/или мессенджерах (например, WhatsApp, Viber, Telegram, Hangouts) для обсуждения и решения текущих учебных вопросов.
Отдельно нельзя не отметить мультиинструментальный программный комплекс Microsoft365, содержащий в себе платформу MicrosoftTeams, который позволяет организовать дистанционное обучение под ключ. Неоценима и роль корпоративной электронной почты в координации работы преподавателей с обучающимися. Благодаря широкому спектру подписок Университета, а также обучающим роликам Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ по использованию тех или иных программных продуктов в дистанционном обучении мы не столкнулись со сложностями.
Хочу дополнительно отметить, что поставщики электронных ресурсов из подписки СПбГУ существенно (практически в три раза) расширили доступ к российским электронным книгам по нашему направлению. Тем не менее хочу подчеркнуть, что удивительное путешествие в мир дистанционного обучения сопровождается высокой трудоемкостью и неоценимым вкладом каждого сотрудника Университета. Ощущается и немалая поддержка со стороны обучающихся. Всем нам приходится объединяться, помогать, поддерживать друг друга.
А что насчет взаимодействия внутри коллектива НПР, проводятся ли заседания кафедр?
В первую неделю коллективу НПР приходилось работать в режиме 24/7, чтобы обеспечить непрерывность учебного процесса. Работали с коллегами при помощи теле-конференц-связи, различных сервисов, а также корпоративной электронной почты. На сегодняшний день проведение заседания кафедры, ученого совета, учебно-методической комиссий при помощи инновационных цифровых решений для общения, совместной работы и реализации корпоративных задач является весьма обыденным делом.
Как организован контроль качества обучения?
Каждый преподаватель в рамках своей дисциплины заблаговременно напоминает обучающимся о предстоящих учебных событиях, в том числе о том, что они должны выполнить и какие задания предстоят в следующий период — с указанием четких дедлайнов, а также непрерывно контролирует прогресс обучающегося в освоении дисциплины для оказания индивидуального содействия и консультирования, информирует об успехах с использованием вышеперечисленных технологических средств и сервисов. Руководители образовательных программ и председатель совета обучающихся факультета регулярно информируют деканат о возникающих вопросах.
Как обстоят дела с посещаемостью?
Нам удалось создать комфортную среду для обучения, что способствует формированию высокого уровня посещаемости занятий, высокой активности обучающихся. Каждый преподаватель в рамках своей дисциплины индивидуально отслеживает ход образовательного процесса, отмечает виртуальное посещение обучающимися занятий (например, при помощи учета посещаемости в Blackboard), выполнение заданий, соблюдение сроков и т. д.
А с другими формами обучения?
И по очно-заочным основным образовательным программам, и по дополнительным образовательным программам процесс реализации дистанционного обучения ничем не отличается от очных основных образовательных программ. Занятия проводятся в привязке к электронному расписанию СПбГУ.
Что оказалось самым неожиданным в онлайн-формате?
В полной мере открыть для себя многообразие положительных сторон применения ДОТ, а также сложность принятия решения о наиболее эффективном и «дружелюбном к пользователю» программном обеспечении в связи с большим предложением на ИТ-рынке.
Вы также председатель совета молодых ученых факультета. Как на нем отразился карантин? Перешла ли часть работы в онлайн?
Перед советом молодых ученых факультета в этом семестре стоит цель на высоком уровне реализовать два проекта на новых онлайн-ресурсах: организовать и провести конкурс научных статей в ведущих научных журналах среди обучающихся и выпускников 2020 года по направлению «Экономика» и международную конференцию молодых ученых-экономистов «Развитие современной экономики России», которая пройдет в рамках IV Международного экономического симпозиума — 2020, посвященного 80-летию экономического факультета СПбГУ. Но мы готовы, так как цифровая трансформация бизнес-процессов работы совета была запущена задолго до ухудшения эпидемиологической обстановки.
У молодых ученых появилось больше времени для проявления высокой активности в ключевых онлайн-проектах Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при президенте РФ по науке и образованию, членом которого я являюсь: «Я в науке», направленном на привлечение и закрепление молодежи в научно-технологической сфере, в рамках которого молодые ученые в социальных сетях рассказывают о своих успехах, достижениях, научной, учебной работе и т. д., и ScienceID, первой национальной идентификационно-коммуникационной сервисной платформе для молодых ученых, уникальной площадке взаимодействия представителей органов управления государством, научных организаций, сообществ молодых ученых и бизнеса, работа которой нацелена на выявление молодых лидеров науки, содействие их объединению для совместного решения задач научно-технологического развития России.
В планах — организовать для молодых ученых открытые онлайн-мастер-классы победителей специализации «Наука» Всероссийского конкурса управленцев «Лидеры России», соорганизатором которой выступил Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при президенте РФ по науке и образованию.
Мне, как и другим коллегам по координационному совету, выпала большая честь проводить экспертное и консультационное сопровождение мероприятий специализации, и с уверенностью могу сказать, что поставленная цель в формировании сообщества лидеров научно-технологического развития страны была достигнута.