Как Университет использует условия по экспорту образования

Об опыте СПбГУ рассказала проректор по учебной, внеучебной и учебно-методической работе Екатерина Бабелюк в своем докладе на круглом столе «Экспорт российского образования» Российского инвестиционного форума, проходившего в Сочи.

За последние пять лет, после принятия нового закона «Об образовании в Российской Федерации» в 2013 году, система российского высшего образования претерпела серьезные изменения. И можно утверждать, что в Российской Федерации сложились и содержательные, и организационные предпосылки к экспорту российского образования.

Что студенты СПбГУ рассказали Владимиру Путину?

Во-первых, сейчас вузам предоставлены значительные академические свободы. Например, закрепленное в законе право ряда вузов работать по собственным образовательным стандартам. С 2009 года это право было предоставлено Санкт-Петербургскому государственному университету, и в том же году были утверждены собственные образовательные стандарты по нескольким образовательным программам. Сейчас мы принимаем стандарты, ориентированные не только на внутрироссийские требования, но и на мировые, и в этом нам помогают партнеры-работодатели, которые активно привлекаются в формате, широко не распространенном в российской образовательной модели, — в качестве членов советов образовательных программ. Не менее 75 % членов советов являются внешними для Университета экспертами — представителями работодателей и иностранными учеными. Они наделены правами формулировать требования к преподавателям и к поступающим, вносить предложения по содержанию образовательных стандартов, предлагать форматы вступительных и итоговых испытаний, определять направленность научных исследований обучающихся по данной программе, в том числе и формулировать темы ВКР.

Обладая правом обучать студентов по самостоятельно утверждаемым образовательным стандартам, СПбГУ с 2010 года выдает дипломы собственного образца на русском и английском языках, и это сразу оценили именно наши выпускники-иностранцы.

Форма диплома по предложениям студентов и работодателей ежегодно совершенствуется и дополняется новыми разделами. А с 2016 года в диплом вносится такой нестандартный элемент, как QR-код, что позволяет потенциальным работодателям узнать больше о нашем выпускнике: ознакомиться с текстом ВКР, отзывом и рецензией на нее, получить информацию о том, были ли поощрения или взыскания и др.

>2000

работодателей было содержательно (не на бумаге) привлечено к образовательной деятельности в Университете в прошлом учебном году.

Они работали в государственных экзаменационных комиссиях, в советах программ и в других экспертных органах, что позволило СПбГУ стать лучшим в России и занять 20 место в мире в рейтинге QS Graduate Employability Rankings по показателю, отражающему участие работодателей в жизни вуза.

Во-вторых, международные аккредитации. Еще в 2008 году Санкт-Петербургский государственный университет впервые в России получил первую международную аккредитацию EPAS основной образовательной программы бакалавриата по направлению «Менеджмент» от такой известной и авторитетной в сфере международного бизнес-образования организации, как EFMD («European Foundation for Management Development»). И по сей день СПбГУ — единственный вуз в России и СНГ, удостоенный самой престижной для бизнес-школ мира международной профессиональной институциональной аккредитации EQUIS (Европейской системы повышения качества).

В настоящее время у Университета более 30 действующих сертификатов о международной аккредитации разных образовательных программ, и мы продолжаем вектор движения в сторону получения внешнего признания качества образования. В течение 2017 года в СПбГУ были проведены мероприятия и процедуры по международной аккредитации еще 21 образовательной программы различных направлений подготовки (как гуманитарных, так и технических), различных уровней (бакалавриат, магистратура) и видов (основные, дополнительные).

Важно отметить, что получение международных аккредитаций во многом стало возможным благодаря активному участию работодателей и иностранных специалистов в создании образовательных программ.

В-третьих, Санкт—Петербургский университет сейчас является конкурентоспособным с крупнейшими вузами мира по качеству и сервису Научного парка. Более сотни современных научных установок доступны всем преподавателям, студентам, начиная с уровня бакалавриата. Для примера, в ресурсном центре «Биобанк» Научного парка Университета работает полная «линейка» современных секвенаторов. Такой набор оборудования есть только в двух-трех крупнейших университетах мира, и его нет ни в одном из российских университетов или научных институтов. Внедрение электронных систем доступа к оборудованию позволяет «загружать» Научный парк до 16 часов в сутки.

Еще один из ресурсов, который делает Университет привлекательным для иностранных исследователей и студентов, это обширная подписка электронных научных журналов, которая рядом экспертов признается как одна из лучших в мире, и этот ресурс доступен всем работникам Университета.

В-четвертых, Университет открыл представительские офисы в Корее и Китае, а также центры тестирования по русскому языку. Планируется создание Международного русского института СПбГУ в зарубежных странах и совместного университета с Харбинским политехническим университетом — всё это способствует продвижению бренда Университета в странах присутствия и повышает интерес «качественных» абитуриентов к образовательным программам СПбГУ.

В-пятых, узнаваемости и продвижению российских вузов на международном образовательном рынке способствует размещение образовательного контента на международных образовательных платформах: Coursera, EdХ, Stepik.

Еще в 2014 году у Университета на Coursera был размещен только один онлайн-курс, а сейчас их там уже 30, и это при том, что за неполный прошлый год Университет смог создать 55 онлайн-курсов, и средняя оценка качества курсов Университета по пятибальной системе на Coursera — 4,75.

В-шестых, преимуществом Университета можно считать создание условий открытости по получению любой необходимой студентам и преподавателям информации через Виртуальную приемную и портал Университета (ответы на вопросы, протоколы приема должностных лиц, протоколы совещаний публикуются на сайте).

Многие электронные сервисы доступны через «личные кабинеты» обучающихся и преподавателей. Например, студенты могут выбирать темы ВКР через электронную систему, в которую сейчас загружено более пяти тысяч тем от работодателей, а преподаватели могут подать заявку на командировку или направить свои пожелания по чтению курсов в следующем учебном году через электронные сервисы.

За последние годы в Университет приехало около 400 специалистов, в том числе из-за рубежа, с очень высоким уровнем признания в научной среде, и этими учеными «выдается» 95 % публикаций Университета в высокорейтинговых научных журналах. Всем им предоставляется возможность получить служебное жилье.

Если говорить об интересе иностранных абитуриентов, то по опыту Университета могу сообщить, что на 300 мест, выделенных Университету для проведения самостоятельного отбора по гослинии, было подано более 2000 заявлений, а конкурс на одно место по программам магистратуры с 2014 года вырос в три раза.

72 %

зачисленных в рамках самостоятельного отбора в 2016 году были абитуриенты из стран дальнего зарубежья.

И это не случайно, поскольку Университет может и создает уникальный образовательный контент, основанный на междисциплинарном подходе. Например, на программе бакалавриата «Юриспруденция (с углубленным изучением китайского языка и права КНР)» обучаются граждане Армении, Республики Беларусь, Южной Кореи. На программе магистратуры Master in Management — граждане Бельгии, Венгрии, Индонезии, Норвегии, Франции, Армении, Греции, США, Италии, Испании, Колумбии. На программе магистратуры «Международная торговая система (на английском языке)» — граждане Канады, Болгарии, Индии, Ирана, Колумбии, Литвы, Пакистана.

Подводя итоги краткого обзора использования Университетом созданных в Российской Федерации условий по экспорту образования, можно сказать, что только комплексный подход к решению Университетом задачи по повышению своей конкурентоспособности через объединение кадровых, материальных, финансовых ресурсов, открытость информации и внедрение конкурсных процедур делают Университет привлекательным для иностранных ученых и студентов.