Информационная система «Обучение»
Собственная разработка СПбГУ, направленная на цифровое обеспечение всех видов образовательной деятельности и мониторинг достижений обучающихся. ИС «Обучение» включает в себя такие компоненты, как «Учебные планы», «Дисциплины», «Педагогические поручения», «Электронное расписание», «Прием», «Обучающиеся» и другие.
Доступ к элементам системы осуществляется через личные кабинеты пользователей разных уровней: абитуриента, обучающегося или преподавателя. Система также позволяет формировать цифровое портфолио обучающегося.
Начало реализации — 25 мая 2015 года.
Электронные системы в управлении образовательными процессами
Цифровое портфолио обучающегося
Цифровое портфолио — среда, в которой аккумулируются необходимые сведения об обучающемся, его успехах и образовательном процессе, осуществляется документооборот.
Начало реализации — 16 декабря 2020 года.
Задачи
- мониторинг индивидуального развития обучающегося в процессе получения образования;
- поддержка высокой учебной мотивации обучающегося, его активности и самостоятельности;
- вовлечение обучающегося в различные виды учебной и внеучебной деятельности;
- формирование у обучающегося навыков постановки целей, задач, планирования своего личностного роста, самопознания, саморазвития и самореализации.
Положение об электронном портфолио
Собственные образовательные стандарты
На основании Федерального закона от 10 ноября 2009 года № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» СПбГУ первым в России начал обучение по собственным стандартам и требованиям.
Реализация
В 2009 году были приняты первые образовательные стандарты по отдельным направлениям подготовки (приказ от 28.05.2009 № 840/1 «О введении в действие образовательного стандарта Университета (Юриспруденция, бакалавриат)»).
В 2011 году были приняты первые образовательные стандарты СПбГУ по отдельным уровням образования (приказ от 13.04.2011 № 942/1 «Об утверждении образовательного стандарта по уровню „бакалавриат“»).
В 2018 году был принят общий образовательный стандарт СПбГУ (приказ от 09.08.2018 № 7828/1 «Об утверждении Образовательного стандарта высшего образования Санкт-Петербургского государственного университета»).
Результаты
- на федеральном уровне — использование опыта СПбГУ для расширения круга вузов, ведущих обучение по собственным стандартам;
- на уровне СПбГУ — повышение привлекательности образовательных программ СПбГУ для абитуриентов (подтверждается уровнем ЕГЭ у зачисленных на обучение в СПбГУ).
Образовательные стандарты и требования
Собственные формы документов об образовании
На основании Федерального закона от 10 ноября 2009 года № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» СПбГУ выдает выпускникам дипломы собственного образца, дающие права наравне с государственными.
Начало реализации — 13 мая 2010 года.
Результаты
- на федеральном уровне — опыт СПбГУ использован при расширении круга вузов, выдающих выпускникам дипломы собственного образца
- на уровне СПбГУ — повышение привлекательности бренда СПбГУ в российском и международном образовательном пространстве
Университет выдал первые дипломы собственного образца
Qr-код на дипломах
Впервые в РФ на всех дипломах СПбГУ — специалистов, бакалавров, магистров, кандидатов и докторов наук — размещается QR-код, связанный со страницей портфолио выпускника на портале СПбГУ. Цель — облегчить взаимодействие выпускника и работодателя за счет предоставления информации.
Начало реализации — 10 мая 2016 года.
Результаты
- работодатель с помощью QR-кода получает информацию, необходимую для принятия решения о трудоустройстве: об успехах, достижениях, темах курсовых и дипломных работ и т. п., не исключая негативные характеристики;
- данные, накопленные в портфолио за время обучения, характеризуют выпускника точнее, чем любая «бумажная» характеристика;
- • инициатива поддержана президентом РФ В. В. Путиным, министром просвещения РФ, ректорами вузов.
QR-код на дипломах расскажет работодателям о портфолио выпускников
Цифровые ресурсы для науки и образования
Впервые в российском университете осуществлена столь масштабная цифровизация библиотечных фондов, обеспечившая сервисы по поиску и выдаче изданий на бумажных носителях и доступ к электронным библиотечным ресурсам.
Цель — обеспечить учебный процесс и исследовательскую деятельность научно-образовательными информационными ресурсами с использованием самых современных цифровых технологий.
Начало реализации — 1997 год (отраслевой отдел по направлению «Юриспруденция» Научной библиотеки имени М. Горького СПбГУ, в дальнейшем — полномасштабная цифровизация).
Результаты
Открытый доступ для студентов, аспирантов и работников СПбГУ:
- к электронному каталогу — 2,9 млн записей;
- к широкому спектру научных баз данных, включая Web of Science и Scopus, ScienceDirect и SpringerLink, а также к инструментам для представления и оценки результатов исследований по всем отраслям науки (включая SciVal, InCites и Science Index для организации), всего более 200 ресурсов;
- к электронным журналам (более 86 тыс. наименований и 850 тыс. электронных книг);
- к репозиторию — электронному научному архиву открытого доступа СПбГУ (более 26 тыс. документов);
- к другим цифровым библиотекам на основе соглашений, включая Президентскую библиотеку имени Б. Н. Ельцина.
Научная библиотека имени М. Горького
Разделение академических и управленческих полномочий
Впервые в СПбГУ локальными актами установлено разделение административных и академических обязанностей.
Цель — высвобождение времени НПР для повышения качества образовательной и научной деятельности, повышение ответственности административных работников за результаты управленческой деятельности.
Начало реализации — 2012 год.
Результаты
- научно-педагогические работники освобождены от необходимости заниматься финансовыми, хозяйственными вопросами и могут потратить свое рабочее время и силы на повышение уровня исследований и формирование современного контента образовательных программ;
- для работников администрации и хозяйственных служб четко определены компетенции и ответственность;
- сокращены бюрократические проблемы при взаимодействии НПР и работников администрации.
Конкурентный и честный доступ к ресурсам
Все мероприятия, которые подразумевают финансирование из средств СПбГУ, проходят конкурсный отбор на основе прозрачных правил. Цель — создание конкурентной среды во всех областях деятельности, что приводит к повышению качества и эффективности преподавания и исследований, развитию кадрового потенциала.
Реализация — с 2010 года по настоящее время.
Результаты
- прозрачные правила доступа к ресурсам: электронная запись, живая очередь, smart-контракт, обязательная оценка эффективности;
- решения о победителях принимаются на основе объективных и доступных критериев и/или оценок признанных в России и в мире экспертов;
- открытые (с допуском внешних участников) конкурсы — на замещение должностей НПР (со служебными квартирами), на финансирование научных грантов, создание лабораторий под руководством ведущих ученых, позиций постдоков;
- внутренние конкурсы — приобретение рутинного научного оборудования, командировки (travel-гранты), гранты на организацию конференций, научные стажировки;
- сняты барьеры, ограничивающие конкуренцию, исключена «собственность» на исследовательское оборудование или на аудиторный фонд, устранены непрозрачные решения должностных лиц, упрощены требования к согласованию любых решений и инициатив;
- создан инструмент внешней экспертизы;
- созданы инструменты разрешения конфликтных ситуаций.
Открытые конкурсы СПбГУ
СПбГУ первым в РФ начал проводить открытые конкурсы на финансирование научных исследований, участниками и победителями которых могут быть ученые вне зависимости от институциональной или ведомственной принадлежности, в том числе иностранцы.
Цель — создание в СПбГУ конкурентной среды, направленной на повышение актуальности тематики и качества исследований, поддержка и привлечение к сотрудничеству наиболее эффективных исследователей и исследовательских коллективов, работающих или сотрудничающих с СПбГУ.
Начало реализации — 2013 год.
Результаты
- созданы инструменты информационной поддержки конкурсов (например, информирование участников конкурсов о результатах с доступом к рецензиям / с отзывами рецензентов);
- исключены конфликты интересов при проведении конкурсов (например, приглашенные эксперты не могут одновременно быть участниками конкурса);
- на новый качественный уровень выведены партнерские отношения с организациями, работники которых стали победителями открытых конкурсов.
Крупные гранты СПбГУ
Будучи успешным участником всех конкурсов мегагрантов Правительства РФ, СПбГУ из собственных средств провел ряд конкурсов на создание лабораторий под руководством ведущих ученых мира («крупные гранты СПбГУ»). Цель — развитие кадрового потенциала в области науки, вовлечение студентов, аспирантов и молодых ученых в современные исследования.
Реализация проекта — 2013–2018 годы.
Результаты
- 11 лабораторий под руководством ведущих мировых ученых (в том числе лауреата Нобелевской премии К. Писсаридеса) создано за счет средств СПбГУ;
- сформированы эффективные исследовательские коллективы;
- начаты и успешно реализуются исследования в таких новых для СПбГУ направлениях, как кластерный катализ, амилоидные болезни и биомолекулярные исследования методами магнитного резонанса, моделирование социальных процессов и алгоритмические биотехнологии и др.
Мегагранты и крупные гранты как ресурс развития Университета
Конкурсы постдоков
Постдоки — молодые ученые, получившие научную степень кандидата наук или аналогичную ей, приглашаются на конкурсной основе для кадровой поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых СПбГУ. Постдоками СПбГУ могут быть как россияне, так и иностранные граждане.
Подготовка проекта — 2011 год, реализация — с 2013 года.
Результаты
- через «постдокторантуру» прошли более 300 человек;
- позиции постдоков СПбГУ занимали молодые исследователи из России и стран СНГ, а также из Германии, Испании, Канады, Китая, Литвы, Марокко, Украины, Франции и других стран дальнего зарубежья;
- 35 постдоков в дальнейшем заняли позиции научно-педагогических работников в СПбГУ.
Дополнительные права НПР
Цель — создание максимально комфортных условий для раскрытия потенциала работника при одновременном достижении баланса прав и обязанностей.
Реализация — с 2010 года по настоящее время.
Академические права НПР
- разделение академических и административных полномочий;
- самостоятельность в определении содержания и учебно-методического обеспечения учебных курсов, технологий преподавания, тематики исследований;
- право на внешнюю экспертизу.
Права на участие в конкурсах СПбГУ: на финансирование исследований, создания новых лабораторий, проведения конференций, академической мобильности, оплаты публикаций, приглашения постдоков; на доплаты за публикационную активность.
Доступ: к ресурсам Научного парка, электронным информационным ресурсам, медицинским сервисам университетской клиники.
Дополнительные права НПР
- Трудовые права: бессрочный трудовой договор, работа по договору ГПХ, дифференциация должностей: старший преподаватель-практик, доцент-практик, профессор-консультант.
- Права при замещении должностей: на полноту информации о должности, в том числе об уровне оплаты труда, на видеозапись конкурсных процедур и доступ к ней, на выступления на ученых советах, на предложение о проведении всеми претендентами пробного учебного занятия.
- Право на самовыдвижение в состав ученых советов, учебно-методических и научных комиссий любого факультета, научно-технических советов ресурсных центров, диссертационных советов, рабочих групп и комиссий.
- Социальные права: право на получение служебного жилья; софинансирование СПбГУ оплаты обучения детей работников, полиса ДМС, путевок на базы отдыха СПбГУ; специальные льготы почетным профессорам СПбГУ.
Гарантии соблюдения прав
- общественные обсуждения, предложения по изменению приказов и распоряжений, обжалование решения;
- работает Комиссия по этике Ученого совета СПбГУ, в которую может обратиться любое лицо, если считает, что в отношении него нарушены этические нормы Университета.
Основные права научно-педагогических работников
Особые процедуры конкурсного отбора НПР
До 2012 года действовало положение о порядке замещения должностей НПР, утвержденное приказом Минобразования РФ от 26.11.2002 № 4114 «Об утверждении Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации».
В 2012 году в СПбГУ были приняты собственные правила замещения должностей НПР, устанавливающие особые процедуры конкурсного отбора НПР.
Начало реализации — приказ от 06.07.2012 № 3131/1 «Об утверждении Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников СПбГУ».
Результаты
- В Положении СПбГУ были предусмотрены, в частности, следующие нововведения в сравнении с приказом Минобразования РФ:
- рассматривать заявления кандидатов на замещение должностей НПР может в том числе кафедра или факультет, к штатному расписанию которых не относится должность;
- было отменено требование об обязательном объявлении конкурса в случае истечения срока трудового договора — решение этого вопроса отводилось работодателю;
- решение кафедры перестало быть определяющим при вынесении итогового решения о заключении трудового договора с НПР.
- В дальнейшем в приказе СПбГУ от 27.08.2015 № 6281/1 «Об утверждении Положения о порядке замещения должностей НПР СПбГУ» было установлено, что рассмотрением кандидатур первоначально занимается Кадровая квалификационная комиссия, состоящая из практиков, внешних по отношению к Университету.
- Практика СПбГУ была учтена при разработке приказа Минобрнауки России от 04.12.2014 № 1536 «Об утверждении Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников».
Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников
Дополнительные права обучающихся
Право получать в полном объеме информацию наравне со всеми прочими универсантами. Информационная открытость и прозрачная схема распределения повышенных стипендий.
Право обращаться к административным работникам с вопросами, предложениями и замечаниями через Виртуальную приемную и оперативно получать ответы на эти вопросы.
Уникальная методика начисления повышенной стипендии студентам, основанная на ранжировании внеучебных показателей: за научные результаты, публикационную активность, общественную деятельность, спортивные достижения и др.
Право входить в состав ученых советов, стипендиальных и учебно-методических комиссий, библиотечных советов, комиссии по переводам и восстановлениям, комиссий по приемке общежитий, комиссий по проведению закупок оборудования и прочих материалов, ремонта зданий, сооружений, оборудования, сдачи помещений в аренду, предоставления услуг и т. д.
Для защиты интересов обучающихся создан Студенческий совет СПбГУ, который обязан представлять интересы обучающихся перед соответствующими должностными лицами СПбГУ; представители Студсовета принимают участие в приемах студентов, которые проводят директора институтов и деканы факультетов, проректоры, ректор Университета, занимаются широким кругом вопросов, затрагивающих права студентов: поселение в общежития, распределение бюджетных средств на организацию культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий, распределение путевок для обучающихся на учебно-оздоровительную базу и многое другое.
Студсовет Университета и права обучающихся: от прошлого к настоящему
Зачет учебных периодов / результатов обучения
- Признание результатов освоения образовательных курсов и модулей при участии обучающихся в проектах академической мобильности.
- Начало реализации — 2012 год (Положение о направлении обучающихся в СПбГУ в другие учебные заведения, утвержденное приказом ректора от 04.05.2012 № 1933/1, приказ первого проректора по учебной и научной работе от 23.01.2014 № 126/1 «Об утверждении порядка зачета результатов освоения и периодов обучения»).
- Четкие правила для признания результатов освоения учебных курсов и модулей в вузах — партнерах программ академической мобильности.
- Создание комфортных условий для обучающихся при подготовке и согласовании учебной программы академической мобильности.
- Исключение изучения в СПбГУ курсов, аналогичных пройденным в вузе-партнере.
Открытый университет
В СПбГУ создана цифровая система диалога администрации и коллектива Университета, основанная на принципах широты, доступности и интерактивности информации. Цель — обеспечить открытость и прозрачность деятельности Университета в интересах работников и обучающихся СПбГУ.
«СПбГУ — открытый университет. На сайте вы можете найти всю необходимую информацию о нашей деятельности: о работе должностных лиц, о достижениях наших ученых и студентов, о том, какие возможности предоставляет Университет студентам, сотрудникам и тем, кто хочет здесь учиться и работать».
Ректор СПбГУ Николай Кропачев
Проекты в рамках обеспечения открытости
- страница «Прошу нарушить правила!» — с 2009 года
- трансляция защит диссертаций — с 2010 года
- публикация материалов приема граждан должностными лицами СПбГУ —с 2011 года
- публикация материалов ректорских совещаний — с 2011 года
- публикация повестки дня и результатов заседаний ученых советов и комиссий — с 2015 года
- общественные обсуждения — с 2010 года
- виртуальная приемная — с 2011 года
Противодействие коррупции
На основании п.1 Постановления Правительства РФ от 05.07.2013 № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом „О противодействии коррупции“ и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции» в СПбГУ был установлен перечень должностей, замещение которых требует от работников соблюдать антикоррупционные ограничения.
Начало реализации — 2015 год (приказ от 08.07.2015 № 5397/1 «Об утверждении перечня должностей в СПбГУ, при замещении которых работники обязаны соблюдать требования законодательства о противодействии коррупции»).
Результаты
- после издания приказа от 08.07.2015 № 5397/1 в него неоднократно вносились изменения в части расширения перечня подпадающих под его действие должностей;
- в актуальной редакции перечень содержит наименование 70 должностей в сравнении с 46, которые были перечислены в первой версии приказа;
- само введение такого перечня было реализовано далеко не всеми федеральными вузами, не говоря уже о его расширении относительно требований Постановления Правительства РФ от 05.07.2013 № 568.