Журналистика и культура общества
42.04.02На русском языке
Уровень обучения Магистратура
Форма обучения Очная
Продолжительность обучения 2 года
Вступительные испытания
Журналистика — конкурс документов (портфолио)
Описание программы
- Программа адресована абитуриентам, имеющим высшее образование по различным социально-гуманитарным и творческим специальностям (в области журналистики, культурологии, искусствознания, философии, филологии, социологии, истории, социально-культурной деятельности и др.) и желающим продолжить обучение или получить дополнительные знания в области культуро-ориентированной журналистики
- Цель программы состоит в углубленной профессиональной подготовке высококвалифицированных журналистов, специализирующихся в сфере культуры, обладающих фундаментальными знаниями в области теории и практики современной журналистики и способных к компетентной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности
- Программа ориентирована на формирование профессиональных компетенций, предусматривающих как овладение теоретическими знаниями, так и приобретение практических навыков и умений. В ходе освоения программы магистранты получат знания о современных тенденциях освещения культурной проблематики и формах подачи культурной информации в массмедиа, о теоретико-методологических подходах к исследованию культурных процессов и явлений, о специфике, методах и принципах работы журналиста, специализирующегося на проблематике культуры, то есть способного давать анализ духовно-нравственного состояния общества и освещающего вопросы искусства, науки, образования, религии, этнокультурного взаимодействия, политической культуры, повседневных культурных практик
- Слушатели программы овладеют методикой творческой деятельности журналиста в указанной сфере, в том числе — благодаря творческим студиям и мастер-классам признанных профессионалов-практиков. Основные базы профессионально-творческой практики представлены редакциями СМИ Санкт-Петербурга
Основные учебные курсы
- Арт-журналистика
- Мировое культурное наследие в трэвел-журналистике
- Религиозная культура и журналистика
- Медиатизация науки
- Журналистское исследование мира повседневности
- Журналистика моды
- Журналистика как социокультурный феномен
- Эстетика журналистики
- Аксиология журналистики
- Межкультурные коммуникации
- Стратегические коммуникации в сфере культуры
Преимущества обучения
- Программа отвечает повышенной потребности современных массмедиа в высококвалифицированных журналистах, специализирующихся в сфере культуры
- Обеспечивает подготовку медиаспециалистов, обладающих фундаментальными знаниями в области теории и практики современной журналистики, квалифицированно разбирающихся в различных сторонах культурной жизни общества и способных к компетентной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности
- Лицам, имеющим базовую журналистскую подготовку, программа предоставляет возможность повышения квалификации, углубления профессиональных познаний и навыков и приобретения специализации, пользующейся спросом на рынке труда
- Лицам, имеющим базовое образование культурологического или искусствоведческого профиля, программа дает возможность применения в журналистике специальных знаний и опыта работы Программа носит мультидисциплинарный характер, затрагивая следующие области знаний и профессиональной деятельности: социальные коммуникации, культурология, филология, история, религиоведение, эстетика и др.
- Многообразие предметных областей открывает обучающимся широкий выбор для удовлетворения их интеллектуальных потребностей, реализации личных способностей и профессионального самоопределения и дальнейшего саморазвития
- В ходе обучения магистранты привлекаются к выполнению научно-исследовательских и профессионально-практических проектов, реализуемых на кафедрах СПбГУ и в СМИ в сотрудничестве с отечественными и зарубежными партнерами
- Программа уникальна и не имеет аналогов на рынке образовательных услуг.
Известные преподаватели
- М. А. Воскресенская — профессор, доктор исторических наук, автор 9 монографий и учебных пособий, рецензент журнала «Век информации»
- С. Г. Корконосенко — профессор, доктор политических наук, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой теории журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ, Заслуженный работник высшей школы РФ, член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, координационного совета Российской коммуникативной ассоциации, лауреат премии Золотые имена высшей школы России, премий СПбГУ за научную, педагогическую и учебно-методическую работу. Главный редактор журнала «Век информации»
- И. Н. Блохин — профессор, доктор политических наук, кандидат социологических наук, автор 10 монографий и учебных пособий, лауреат научных и педагогических конкурсов
- В. А. Сидоров — профессор, доктор философских наук, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, автор 15 монографий и учебных пособий, лауреат премии Национальной ассоциации массмедиа исследователей, радиожурналист
- Л. Р. Дускаева — профессор, доктор филологических наук, руководитель медиалингвистической комиссии при Международном комитете славистов (комитет под патронатом ЮНЕСКО). Главный редактор международного научного журнала «Медиалингвистика», член редакционных коллегий зарубежных и российских научных журналов
- М. А. Бережная — профессор, доктор филологических наук, заведующая кафедрой телерадиожурналистики СПбГУ, автор 14 монографий и учебных пособий, лауреат премии Национальной ассоциации массмедиа исследователей, телеведущая
- С. Н. Ильченко — профессор, доктор филологических наук, кандидат искусствоведения. Лауреат премий Союза журналистов, победитель журналистских, литературных и научных конкурсов, член Евразийской академии телевидения и радио
- А. А. Пронин — профессор, доктор филологических наук. Автор 7 монографий и учебных пособий, сценарист и режиссер документальных фильмов
Международные связи
- Великотырновский университет Святых Кирилла и Мефодия (Велико Тырново, Болгария)
- Педагогический университет им. Комиссии национального образования в Кракове (Краков, Польша)
- Словацкий национальный университет им. Я. А. Коменского (Братислава, Словакия)
Основные направления исследований
- Журналистский анализ культурной жизни общества
- Медиатизация сферы культуры
- Медиасфера как пространство диалога культур
- Коммуникативные стратегии и тактики в сфере культуры
- Дискурс искусства в массмедиа
- Журналистское исследование повседневных социокультурных практик
- Журналистика как институт культуры
- Антропология журналистики
- Аксиология журналистики
- Эстетика журналистики
- Социокультурные характеристики аудитории СМИ
Практика и будущая карьера
Места прохождения практики
- ТАСС
- Интерфакс
- «Российская газета»
- Телеканал «Санкт-Петербург»
- Телерадиокомпания «Мир»
- «Петербургский дневник»
- Интернет-газета «Бумага»
- «Спорт день за днем»
- «Комсомольская правда»
- «Аргументы и факты»
Перечень ключевых профессий
- Союз дизайнеров Санкт-Петербурга
- Журналист, корреспондент (журналистская деятельность)
- Редактор (редакторская деятельность)
- Сотрудник пресс-службы, рекламного агентства, агентства по связям с общественностью (прикладная информационно-коммуникационная деятельность)
- Исследователь, аналитик, научный сотрудник (научно-исследовательская деятельность)
- Преподаватель (учебно-педагогическая деятельность)