Научно-популярная журналистика

42.04.02На русском языке

Уровень обучения Магистратура

Форма обучения Очная

Продолжительность обучения 2 года

42.04.02 Журналистика

Описание программы
  • Программа адресована абитуриентам, имеющим высшее образование по различным специальностям (в области журналистики, филологии, истории, социологии, психологии, физики, биологии) и желающим продолжить обучение или получить дополнительные знания в области научно-популярной журналистики
  • Цель программы состоит в углубленной профессиональной подготовке высококвалифицированных журналистов, специализирующихся в сфере науки, обладающих фундаментальными знаниями в области теории и практики современной журналистики и науки, способных также к компетентной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности
  • Программа ориентирована на формирование профессиональных компетенций, предусматривающих как овладение теоретическими знаниями, так и приобретение практических навыков и умений. В ходе освоения программы магистранты получат знания о современных тенденциях освещения научной проблематики и формах подачи научной информации в массмедиа, о научных парадигмах и развитии научного познания во взаимодействии с социальной динамикой, моделях научной коммуникации, методах и принципах работы журналиста, специализирующегося на научной проблематике
  • Академическая мобильность организуется в сотрудничестве с вузами России, Европы, США. Часть дисциплин программы преподаётся на английском языке

Основные учебные курсы
  • Медиатизация науки
  • История научно-популярной журналистики
  • Экологическая журналистика
  • Современное естествознание
  • Эволюция человеческого мышления и языка
  • Когнитивная нейрофизиология
  • Популяризаторы науки
Преимущества обучения
  • Существует ряд программ близкого профиля, ориентированных на подготовку научных коммуникаторов (социально-гуманитарной / технически-науковедческой направленности). Однако проблемное поле научных коммуникаций  чрезвычайно обширно (это и коммуникации наук, и научный PR, и музееведение (музеи науки) и др.), что определяет неизбежную концептуальную и профессиональную размытость образовательного процесса. Основная образовательная программа магистратуры СПбГУ «Научно-популярная журналистика» ориентирована на подготовку именно журналистов, специализирующихся на освещении научной повестки, в меньшей степени — научных коммуникаторов
  • ООП «Научно-популярная журналистика» уникальна как по тематическому содержанию комплекса профильных учебных дисциплин (в области истории, филологии, физики, биологии), так и по общей направленности — подготовку универсальных научных журналистов.
Известные преподаватели
  • Т. В. Черниговская — доктор биологических наук, доктор филологических наук, член-корреспондент РАО. Заслуженный деятель высшего образования и Заслуженный деятель науки РФ. Профессор кафедры общего языкознания, заведующая лабораторией когнитивных исследований и кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ
  • Л. П. Громова — доктор филологических наук, профессор, Заведующая кафедрой истории журналистики, профессор, доктор филологических наук, Почетный профессор СПбГУ, член Союза журналистов России, Почетный работник ВПО РФ
  • Ю. Б. Балашова — доктор филологических наук, доцент, член международных исследовательских ассоциаций (ICA, RSACS), автор более 100 научных работ (около 10 процентов которых индексируются в международных базах научного цитирования), в том числе — трех монографий
Международные связи
  • Программа «Научно-популярная журналистика» реализуется на базе Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» в содружестве с другими структурными подразделениями СПбГУ. Прежде всего — это «Институт когнитивных исследований», а также физический и биологический факультеты СПбГУ
  • Партнеры программы среди других ВУЗов России: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Новосибирский государственный университет, Томский государственный университет. Иностранным партнером программы выступает «Школа журналистики» (School of Journalism) Мичиганского государственного университета (Michigan State University), США, Университет Генуи (Università degli Studi di Genova), Италия
  • Научные, культурно-просветительские учреждения и общественные организации: ИРЛИ РАН «Пушкинский дом», ФГУП «Российская национальная библиотека», ФГБУК «Всероссийский музей А. С. Пушкина», ОО «Союз учёных Санкт-Петербурга»
  • Печатные и сетевые медиа: журнал «Санкт-Петербургский университет», научно-популярный журнал «Машины и механизмы» (ФНИ XXI век), краеведческий журнал «Адреса Петербурга», газета научного сообщества «Поиск», электронный журнал «Мозгократия»
Основные направления исследований

Комплекс дисциплин, изучаемых в рамках программы, затрагивает ряд предметных областей научно-популярной журналистики: историю и теорию науки в соотношении с историей научной популяризации, современные конвергентные процессы в науке и естественнонаучную картину мира, основные медийные каналы и методы научной популяризации, наследие ведущих отечественных популяризаторов научного знания

Практика и будущая карьера

Места прохождения практики

  • АНО «Большая Арктическая Регата»
  • АНО «Редакция «Литературной газеты»
  • ЗАО «Комсомольская правда в Санкт-Петербурге»
  • ЗАО «Коммерсантъ в Санкт-Петербурге»
  • ООО «Би Си Коммьюникейшенз»
  • ООО «Журнал Учёта Вечных Ценностей «Адреса Петербурга»
  • ООО «Образование 21 век»
  • ООО «Палиндром»
  • ООО «Планетарий 1»
  • ООО «Пять углов»
  • Сетевое издание «Век информации»
  • Сетевое издание «Портал Субкультура»
  • СМИ «Новая газета в Санкт-Петербурге»
  • ФГБУ «Редакция «Российской газеты»
  • ФГБУК «С.-Петербургская академическая филармония им. Д.Д.Шостаковича»
  • ФГБУН «Зоологический институт РАН»
  • Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»
  • Федеральное государственное унитарное предприятие «Информационное телеграфное агентство России» (ИТАР-ТАСС)

Перечень ключевых профессий

Выпускники программы смогут заниматься профессионально-творческой авторской и проектно-аналитической журналистской деятельностью в специализированных СМИ научно-просветительского профиля или в отделах науки СМИ универсального характера (включая печатные издания, телевидение, радиовещание, информационные агентства, интернет-издания), работать в пресс-службах научных учреждений, осуществлять научно-исследовательскую и учебно-педагогическую деятельность в области научно-популярной и культурно-просветительской журналистики.

  • Журналист, корреспондент (журналистская деятельность)
  • Редактор (редакторская деятельность)
  • Сотрудник пресс-службы, рекламного агентства, агентства по связям с общественностью (прикладная информационно-коммуникационная деятельность)
  • Исследователь, аналитик, научный сотрудник (научно-исследовательская деятельность)
  • Преподаватель (учебно-педагогическая деятельность)