Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
О возложении обязанностей заместителя председателя Ученого совета СПбГУ на первого проректора по учебной и научной работе И. А. Горлинского
Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев напомнил, что на недавнем ректорском совещании он сообщил, что должность проректора по организации работы ученых советов факультетов упразднена, К.К.Худолей написал заявление об освобождении от этой работы по собственному желанию и перестал быть заместителем председателя Ученого совета СПбГУ (см. Материалы ректорского совещания от 10.09.2012, п. 2). Эти обязанности теперь будет исполнять первый проректор по учебной и научной работе И. А. Горлинский. В компетенцию Ученого совета Университета входит рассмотрение академических (учебных и научных) вопросов жизни Университета. Подготовка материалов для заседаний Ученого совета Университета учебных и научных вопросов и ранее велась в блоке И. А. Горлинского. А теперь вопросы академического характера, выносимые на заседание Ученого совета СПбГУ, предварительно будут рассматриваться И. А. Горлинским и как заместителем председателя Ученого совета Университета, и как первым проректором по учебной и научной работе.
Ученый совет СПбГУ рассматривает также и кадровые вопросы, часть из которых передается для рассмотрения только на заседаниях ученых советов факультетов (см. Материалы ректорского совещания от 02.07.2012, п. 1; от 10.09.2012, п. 2). В связи с этим резко возрастает значение организационной работы деканов факультетов, ученых секретарей ученых советов и секретарей (технических секретарей) ученых советов. Технические секретари — это сотрудники отдела кадров и они подчинены начальнику отдела кадров по соответствующему направлению. Подбор технических секретарей еще не завершен. В связи с этим и было принято решение о переносе даты, с которой ученые советы факультетов начнут рассматривать конкурсные вопросы.
Об экспертном заключении по запросу ректора Новосибирского государственного университета
Ректор сообщил, что в августе постановлением Советского районного суда г.Новосибирска Новосибирский государственный университет признан виновным в совершении административного правонарушения. Суд посчитал, что организация учебного процесса в физико-математической школе-интернате для одаренных детей при НГУ (специализированный учебно-научный центр НГУ) не соответствует требованиям Типового положения об общеобразовательной школе-интернате и приказа Минздравсоцразвития № 761Н. Решением суда Новосибирский государственный университет был подвергнут штрафу в размере 100 тысяч рублей.
Специалисты СПбГУ проанализировали ситуацию, возникшую вокруг СУНЦ НГУ, и подготовили экспертное заключение по запросу ректора Новосибирского университета. Суть проблемы можно легко понять, если правильно ответить вопрос: где учатся школьники — в СУНЦ НГУ или в НГУ? Применительно к нашему Университету этот вопрос можно сформулировать, например, так: учатся студенты на юрфаке СПбГУ, химфаке СПбГУ (и т. д.) или в Университете? Школьники учатся в Академической гимназии СПбГУ или в СПбГУ? Ректор пояснил: физматшкола при НГУ — это структурное подразделение Новосибирского университета. И школьники, обучающиеся там, — учащиеся, осваивающие образовательную программу НГУ. Поэтому, рассматривая вопрос о кадровом обеспечении обучения в НГУ по программе среднего образования суд должен был проанализировать весь кадровый потенциал университета, а не только штатное расписание СУНЦ НГУ. А, проверяя материальную базу (библиотеку, общежития и т. д.), имеющуюся для обеспечения программы среднего образования в НГУ, и Рособрнадзор, и суд должны были исходить из возможностей всей материальной базы НГУ, а не только той, которая имеется в здании, на входных дверях которого есть табличка «СУНЦ НГУ». Ректор выразил надежду, что экспертное заключение специалистов СПбГУ поможет суду Новосибирска разобраться и принять верное решение.
Но ситуация в Новосибирске заставляет еще раз вспомнить наши собственные проблемы. А разве у нас в Университете для студентов и учащихся всех образовательных программ СПбГУ имеется равная возможность доступа ко всем главным ресурсам Университета? Если говорить об обучающимся по программам среднего образования, то это точно не так: директору Академической гимназии надо регулярно упрашивать должностных лиц СПбГУ, чтобы те предоставили школьникам СПбГУ возможность пользоваться ресурсами Университета. Ректор сообщил, что он уже дал поручение начальнику ГУАТОиД В. П. Журавлеву внести изменения в трудовые договоры с проректорами, заведующим кафедрой физической культуры и спорта, директором библиотеки, начальником автохозяйства и т. д. Во всех договорах должно быть четко обозначена обязанность этих должностных лиц обеспечивать учебный процесс в СПбГУ и по программе среднего образования.
Шаг к объединению Университета: Смольнинский кампус стал единым
Продолжая тему коллективного существования, ректор сообщил, что первого сентября студентов, обучающихся по направлениям «Международные отношения», «Политология» и «Социология», помимо традиционных радостей — вручения студенческих билетов, знакомства с преподавателями и обмена новостями о пролетевшем лете — ждал еще один приятный сюрприз, подготовленный сотрудниками Университета. В этот день был открыт свободный проход между тремя подъездами Смольнинского комплекса Университета.
За объединением помещений университетского Смольнинского кампуса последует организация совместных мероприятий, проектов студентов, обучающихся здесь. Ректор выразил надежду, что такой, казалось бы, технический, вопрос приведет к тому, что в Университете появятся новые междисциплинарные научные исследования и образовательные программы.
Уже сегодня руководство Университета предлагает всем студентам задуматься о подготовке проектов реконструкции дворов Смольного. Будет объявлен конкурс студенческих проектов. Лучший проект станет основой для реконструкции дворов. Будет ли во дворах Смольного спортивная площадка или скамейки и зона отдыха — зависит от предложений студентов. Так у преподавателей, студентов, работающих и обучающихся сегодня в стенах Смольного, появится шанс сделать еще один шаг в деле объединения Университета (подробнее Материалы ректорского совещания от 13.10.2014, Материалы ректорского совещания от 18.11.2013, п. 5, Материалы ректорского совещания от 03.07.2017, п.2 ).
О рейтингах
Ректор сообщил, что на ближайшем заседании Ученого совета СПбГУ первый проректор по учебной и научной работе И. А. Горлинский выступит с докладом, посвященном анализу позиций СПбГУ в мировых рейтингах вузов. И. А. Горлинский отметил, что бытует мнение, будто российские университеты кардинально отстали в рейтингах, и даже министр образования и науки Д. В. Ливанов высказывал точку зрения, что российские университеты смогут войти первую сотню мировых рейтингов лет через 15… Но, подчеркнул И. А. Горлинский, наш Университет должен это сделать намного быстрее.
И. А. Горлинский напомнил деканам о необходимости подробного анализа возможностей повышения позиций СПбГУ по каждому критерию мировых рейтингов, по каждой предметной области науки. Нужно подготовить и провести обсуждение этого вопроса на ближайших заседаниях ученых советов факультетов. К концу года необходимо сформировать стратегию повышения позиций СПбГУ в мировых рейтингах вузов.
Ректор напомнил, что стимулирующие фонды коллективов факультетов будут пополняться с учетом выполнения коллективами показателей Программы развития СПбГУ (см. Материалы ректорского совещания от 27.04.2012, п. 5). Отношение государства к положению вузов в международных рейтингах вузов определилось четко. Ректор попросил деканов представить предложения о том, каким образом место Университета в рейтингах по конкретным направлениям (математика, менеджмент, международные отношения и др.) должно быть учтено при формировании премиальных фондов. Например, в некоторых рейтингах есть и такой критерий как оценка экспертов, показывающая восприятие вуза международным научным сообществом. И если мы хотим, чтобы эти оценки менялись, каждый из деканов может организовать планомерную работу: наладить тесную связь с выпускниками Университета, приглашать крупных иностранных специалистов на наши конференции, направлять им информацию о реальных достижениях Университета.
А результативность этих усилий по изменению позиций СПбГУ в рейтингах должна быть оценена при распределении стимулирующих фондов, при премировании коллективов и сотрудников. Важно, чтобы универсанты проявляли активную заботу о том, какое месту занимает СПбГУ в мировых рейтингах.
О включении новых студентов в состав ученых советов факультетов
И. А. Горлинский сообщил, что среди выпускников Университета этого года были студенты, которые работали в составе учебных и научных комиссий ученых советов факультетов. Взамен тех студентов, которые выбыли из нынешних составов ученых советов в связи с окончанием своего обучения, нужно выбрать новых студентов. Он попросил деканов до конца сентября представить новые кандидатуры, а затем доукомплектовать ученые советы факультетов.
Результаты подачи документов в аспирантуру СПбГУ
Проректор И. А. Дементьев сообщил, что начались вступительные экзамены в аспирантуру СПбГУ. В этом году впервые прием документов проводился на образовательные программы аспирантуры, а не, как прежде, по структурным подразделениям. Итоги подачи документов таковы: не больше 30 % случаев, когда есть реальный конкурс (два или больше человека на место). Эти цифры обозначили новую проблему: необходимо добиваться, чтобы конкурс на программы аспирантуры был высоким. И. А. Дементьев попросил деканов обратить на это особое внимание.
И. А. Горлинский напомнил, что на заседании Ученого совета СПбГУ 28 мая были приняты собственные требования (стандарты) к обучению аспирантуре, и в этом году прием происходил именно на образовательные программы аспирантуры. Но проблема остается: конкурса нет. Может быть, так происходит из-за сложившейся практики: порой на кафедре выпускникам заранее сообщают, что одного возьмут, а другого — нет, не стоит и пытаться. Или говорят: мы возьмем свою долю аспирантов, а остальные пусть идут в аспирантуру РАН. Такие действия, такое поведение отрицают аспирантуру как третий уровень многоуровневой системы образования. И возможно, поэтому мало выпускников других вузов подают документы на образовательные программы нашей аспирантуры. Нужно обеспечить реальный, честный конкурсный прием в аспирантуру.
Ректор отметил, что главная причина низкого конкурса на программы аспирантуры в том, что порою отбор фактически осуществляется еще до приема документов. Выпускник идет к научному руководителю, тот — к декану, и таким образом «выбивают» место в аспирантуре. Такова сложившаяся традиция, которую необходимо ломать… Ректор подчеркнул: необходимо организовать конкурс на программы аспирантуры среди выпускников всех вузов. А для этого надо совершенствовать организацию проведения экзаменов в аспирантуру.
В качестве примера Н. М. Кропачев рассказал, как проводится конкурс на образовательные программы аспирантуры по направлению «Юриспруденция». Наши юристы стали устраивать общий конкурс на все места, а не по кафедрам, как раньше. И тогда в аспирантуру стали поступать выпускники других вузов. Экзамен проводится письменный, работы проверяются анонимно — и поэтому нет возможности выделять «своих» и отсеивать «чужих». Так создаются условия, при которых знающие талантливые выпускники различных юридических вузов поступают в аспирантуру СПбГУ. А если есть конкурс в аспирантуру, то будет конкурс и при приеме на работу в Университет.
Советник ректора профессор Р. А. Эварестов сообщил, что в практике естественнонаучных факультетов есть такая традиция: весной кафедры дают рекомендации для поступления в аспирантуру отдельным выпускникам. И таким образом, по его мнению, создают иллюзию, что некоторые выпускники имеют преимущество при поступлении в аспирантуру. Н. М. Кропачев заключил: такого быть не должно. Такая идеология отталкивает выпускников других вузов. Она создает иллюзию, что есть «избранные» и есть другие, которые не рекомендованы к поступлению в аспирантуру.
Ректор объяснил, что закрепление мест в аспирантуру за конкретной научной специальностью еще до проведения конкурса приводит к тому, что порой в аспирантуру приходится принимать далеко не тех, кто в нашей аспирантуре достоин обучаться. Похожая ситуация была в этом году и во время приема по программам бакалавриата. Например, решением приемной комиссии СПбГУ минимальный балл ЕГЭ при приеме на программу «Менеджмент» был поднят до 65 баллов. А на те программы бакалавриата, где прием был увеличен, а минимальный балл был ниже 60, поступило много абитуриентов с баллами, весьма низкими для нашего Университета.
Декан Геологического факультета С. В. Аплонов спросил, как определить количество мест в аспирантуру, из каких критериев исходить. Например, в прошлом году в аспирантуру по программам «Геология» было выделено 21 место, но пришли лишь 19 желающих, которых и приняли. А в этом году приемная комиссия Университета поддержала предложение декана о сокращении мест до восьми. И на эти восемь мест было подано 25 заявлений. Н. М. Кропачев ответил, что, если бы он знал, как организационно решить вопрос, то он тут же предложил бы это решение. Предложения надо вырабатывать совместными усилиями, тесно опираясь на анализ практики приема.
О мерах по борьбе с плагиатом
И. А. Дементьев сообщил, что 13 сентября премьер-министр РФ Д. А. Медведев опубликовал очередное обращение в своем видеоблоге, где предложил ускорить выработку в России технологий борьбы с плагиатом в научной среде, а также, в рамках борьбы с плагиатом в вузах, сделать дипломные работы общедоступными.
В СПбГУ не первый год последовательно осуществляются меры по противодействию плагиату. Программные средства — это, например, модуль внедряемой в СПбГУ системы Blackboard (см. Материалы ректорского совещания от 26.03.2012, п. 2). И. А. Дементьев напомнил, что год назад уже обсуждалась необходимость публикации дипломных работ магистров на сайте СПбГУ (см. Материалы ректорского совещания от 01.08.2011, п. 3). Кроме них, на сайте публикуются и другие материалы в рамках проекта «Открытый университет»:
- аннотации и отзывы к магистерским диссертациям;
- отзывы на кандидатские и докторские диссертации;
- экспертные заключения Университета.
Защита диссертаций проводится он-лайн в интернете, ведется запись вступительных испытаний на первый курс бакалавриата и магистратуры, начали частичную запись экзаменов и в аспирантуру. И эти записи, как показывает практика, уже являются официальными документами, они используются как аргумент при возникновении споров и обсуждении спорных ситуаций, возникающих в период приемной компании. И. А. Дементьев попросил деканов присылать предложения по усилению мер по борьбе с плагиатом.
О результатах обследования технического состояния здания по адресу: ул. Печатника Григорьева, д. 16/3, лит. К
И. А. Дементьев напомнил, что осенью 2011 года губернатором Санкт-Петербурга было передано Университету здание бывшего общежития фабрики «Большевичка» по адресу ул. Печатника Григорьева, д. 16/3, лит. К в связи с недостатком мест в общежитиях СПбГУ (см. Материалы ректорского совещания от 12.12.2011, п. 2). Первичный осмотр показал, что здание было в неудовлетворительном состоянии, техническая документация на здание отсутствует, нет также документации на инженерные сети: канализацию, электро-, тепло- и водоснабжение.
Была проведена техническая экспертиза здания (см. Материалы ректорского совещания от 09.07.2012, п. 6; от 23.07.2012, п. 2). Согласно отчету экспертов, это здание находится в аварийном состоянии: физический износ фундамента 87 %, стен — 80 %, инженерных сетей — 100 %. Единственные работоспособные конструкции — чердачные помещения. Вывод экспертов: эксплуатация здания невозможна. Легче и дешевле построить на этой площадке новое здание с большей жилой площадью, чем капитально ремонтировать старое. В ближайшее время будет начато проектирование работ по сносу и строительству нового здания (см. также: Материалы ректорского совещания от 15.09.2014, п. 2; от 07.10.2013, п. 4).