Материалы ректорского совещания

№ 63
от 02.07.2012

Повестка совещания

    Передача ученым советам факультетов полномочий Ученого совета СПбГУ по конкурсному отбору

    Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев напомнил, что в связи с опубликованием 30 апреля 2012 года новой редакции Устава СПбГУ, ст. 62 которого предусматривает то, что «Ученый совет Санкт-Петербургского университета вправе передавать свои полномочия по проведению конкурса на замещение должностей научно-педагогических работников (за исключением должности профессора) ученым советам факультетов Санкт-Петербургского университета» (см. текст Устава на сайте СПбГУ), им было дано поручение комиссиям Ученого совета СПбГУ подготовить проект постановления Ученого совета СПбГУ о передаче таких полномочий. На заседании Ученого совета Университета 29 июня такое постановление было принято.

    Ректор сообщил, что в ближайшие дни он подпишет приказ о порядке введения в действие постановления Ученого совета СПбГУ от 29 июня о передаче ученым советам факультетов полномочий Ученого совета СПбГУ по конкурсному отбору на должности научно-педагогических работников. Он также напомнил, что по поручению ректора еще до утверждения правительством РФ новой редакции Устава СПбГУ комиссии Ученого совета начали работу над текстом Положения о порядке конкурсного отбора на должности научно-педагогических работников СПбГУ. Положение обсуждалось с февраля, и в ближайшие дни будет подписан приказ о порядке введения в действие этого положения, что позволит перейти к выборам ассистентов, преподавателей, старших преподавателей и доцентов на заседаниях ученых советов факультетов, а не только на заседаниях Ученого совета СПбГУ. Скоро ответственность деканов факультетов и членов ученых советов факультетов за правильную организацию работы советов по проведению конкурсных процедур значительно возрастет.

    В связи с этим принят ряд нормативных актов, призванных повысить качество организации работы ученых советов факультетов, разграничить полномочия сотрудников Университета при организации конкурсных процедур, дать возможность всем заинтересованным лицам понимать компетенцию тех сотрудников Университета, кто теперь будет ответственен за организацию проведения конкурсных процедур в СПбГУ. Подписаны приказы «Об основных правах и обязанностях деканов факультетов», «О правах и обязанностях технических секретарей ученых советов факультетов». Подготовлены проекты приказов «О правах и обязанностях ученых секретарей ученых советов факультетов», «О правах и обязанностях ученого секретаря Ученого совета Университета».

    Для обеспечения работы ученых советов факультетов из числа должностей работников кадровых служб создаются должности технических секретарей ученых советов. Именно на технических секретарей ученых советов факультетов, а не на ученых секретарей ученых советов факультетов теперь будут возлагаться функции проверки и оформления документов.

    Каждый год в Университете возрастает число реальных конкурсных ситуаций. Н. М. Кропачев привел в пример недавнее заседание Ученого совета СПбГУ от 29 июня, когда было шесть бюллетеней с двумя альтернативными кандидатурами — при выборах заведующего кафедрой и в конкурсе на замещение должностей НПР. А еще год назад таких случаев было один или два на одном заседании. Их число будет расти. Ректор попросил деканов внимательно изучить приказы, регламентирующие порядок проведения конкурса НПР, и приказы, регламентирующие основные права и обязанности сотрудников Университета, ответственных за организацию конкурсных процедур в СПбГУ, — как в случаях, когда решение ученого совета факультета является окончательным, так и в тех случаях, когда это решение предварительное. Начальник юридического управления Ю. В. Пенов и начальник ГУАТОиД В. П. Журавлев в июле и в сентябре проведут специальный информационный семинар для ученых секретарей ученых советов факультетов.

    Н. М. Кропачев подчеркнул, что и в постановлении Ученого совета Университета, и в Положении об организации конкурса НПР в СПбГУ наконец-то решен вопрос об организации конкурсных процедур в тех случаях, когда объявлен конкурс на должность, предполагающую ведение занятий и проведение учебно-методических и научных исследований в одной какой-то области знаний, которая традиционно связана в нашем Университете с какими-то определенными кафедрами и коллективами факультетов, но при этом такая должность зафиксирована в штатном расписании другого факультета / кафедры. Число таких должностей в Университете в последнее время увеличилось, что во многом связано с увеличением в Университете числа междисциплинарных образовательных программ и научных исследований.

    Правда, порой за такими особенностями штатных расписаний коллективов отдельных факультетов просто стоит многолетняя традиция. Например, в образовательной программе «Юриспруденция» уже более 70 лет предусмотрен учебный курс «Судебная медицина». И у нас в Университете сначала этот курс читался внештатным преподавателем из медицинского вуза, а лет 60 назад в штатном расписании коллектива Юридического факультета появилась соответствующая должность преподавателя, которую все эти годы занимали доктора или кандидаты  наук, специалисты в области судебной медицины. Конкурсный отбор на эту должность традиционно проходил на заседаниях Ученого совета Университета (в период с сентября 2007 года по январь 2011 — на заседаниях ученого совета Юридического факультета, с февраля 2011 — вновь Ученого совета Университета). Первым судебным медиком, кто занял такую штатную должность в коллективе наших юристов, был В. П. Петров — прекрасный человек и выдающийся ученый (впоследствии стал автором одного из лучших в СССР учебников по судебной медицине, успешно защитил вторую докторскую диссертацию — уже по юриспруденции, прекрасно преподавал смежные юридические дисциплины). Рассказывая об этих фактах, Н. М. Кропачев напомнил, что уже более 15 лет в Университете открыт медицинский факультет, специалисты которого, наверно, не хуже докторов и кандидатов юридических наук, могут оценить претендентов (докторов и кандидатов медицинских наук) на должность, предполагающую чтение учебного курса, проведение учебно-методических и научных исследований в области судебной медицины. Список таких должностей / учебных и научных дисциплин только в коллективе наших юристов: социология, история России, юридическая психология, судебная психиатрия. Такие примеры есть и в других коллективах.

    В положении о порядке конкурсного отбора на должности научно-педагогических работников СПбГУ закреплено право деканов факультетов и заведующих кафедрами СПбГУ инициировать рассмотрение кандидатур, претендующих на занятие должности ассистента, преподавателя, старшего преподавателя, доцента, предполагающей ведение учебных занятий, проведение учебно-методических и научных исследований в рамках направлений научных исследований кафедры / факультета на заседании Ученого совета Университета — с предварительным (параллельным) рассмотрением вопроса на заседании той кафедры и того факультета, в штатном расписании которого предусмотрена эта должность. Если не будет инициативы декана или заведующего кафедрой, то выборы ассистента, преподавателя, старшего преподавателя, доцента будут проходить на заседании ученого совета того факультета, в штатном расписании которого есть такая должность. При решении этого вопроса надо исходить из интересов дела. Если такая инициатива приведет к повышению качества преподавания, например, судебной медицины, психологии, психиатрии, истории, социологии нашим студентам-юристам, то это будет хорошо. Кроме того в Положении о проведении конкурса НПР закреплены права претендента на должности научно-педагогических работников. Cогласно постановлению Ученого совета от 29.06.2012 п. 1.6. и 1.6.2., конкурс НПР может проводиться на Ученом совете СПбГУ в соответствии с приказом Ректора, издаваемым по заявлению участника конкурса.

    В последнее время на каждом заседании Ученого совета Университета проводилось очень много конкурсов одновременно — из-за этого порой многие конкурсные вопросы рассматривались формально. А теперь у деканов есть возможность организовать содержательное обсуждение каждой кандидатуры на уровне ученого совета факультета. И важно при этом не то, сколько лет тот или иной сотрудник отработал в Университете, а то, как он работает сейчас. В конкурсе должны побеждать сильнейшие, лучшие претенденты. Ректор предложил на следующем ректорском совещании вернуться к этой теме, чтобы обсудить вопросы организации конкурсных процедур в СПбГУ более подробно.

    О правах и обязанностях деканов

    В связи с обсуждением процедуры проведения конкурса НПР в СПбГУ ректор еще раз привлек внимание деканов факультетов к приказу ректора «Об основных правах и обязанностях деканов факультетов». Ректор напомнил, что еще зимой 2010 года, после принятия федерального закона РФ от 10.11.2009 № 259–ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете», а также в связи с внесением изменений в законы «Об образовании» и «О высшем профессиональном образовании», проректор М. Н. Кудилинский направил всем руководителям подразделений СПбГУ информационное письмо, в котором сообщалось, что все локальные нормативные акты СПбГУ действуют лишь в части, не противоречащей этим законам. В мае этого года, после утверждения правительством РФ новой редакции Устава СПбГУ, ректор издал распоряжение, которым всем проректорам, руководителям служб, непосредственно подчиненных ректору СПбГУ, было предписано представить свои предложения по изменению локальных актов СПбГУ с учетом новой редакции Устава СПбГУ. В начале июня был издан приказ ректора с перечнем локальных актов, в которые должны быть внесены изменения и дополнения, а также с перечнем актов, подлежащих скорейшей разработке и принятию. Начальник ГУАТОиД В. П. Журавлев на следующий день отменил ряд локальных актов, которые перестали действовать (например, должностную инструкцию начальника отдела кадров обособленного структурного подразделения, а также должностную инструкцию главного бухгалтера обособленного структурного подразделения СПбГУ).

    Ректор сообщил, что 8 июня был издан его приказ об утверждении основных прав и обязанностей деканов. По сути в этом приказе систематизированы те права и обязанности деканов, которые в настоящее время уже предусмотрены различными локальными актами Университета. Как известно, по результатам выборов декана факультета (в которых, в соответствии с Уставом СПбГУ, может принимать участие только сотрудник СПбГУ, занимающий на момент выборов должность НПР СПбГУ и имеющий звание доцента или профессора) с НПР СПбГУ, победившим в выборах, заключается дополнительное соглашение к трудовому договору о возложении на него обязанностей декана факультета. Это дополнительное соглашение ежегодно уточняется, в него вносятся дополнительные права и обязанности. Большая часть этих прав и обязанностей является общей для всех деканов, однако почти в каждом соглашении предусмотрены и специальные права и обязанности, что объясняется конкретными задачами, которые стоят перед коллективами конкретных факультетов (например, задача разработать и рассмотреть на ученом совете определенную образовательную программу, программу на иностранном языке, подготовить определенную по тематике научную конференцию и т. д.). Все деканы хорошо знают, что перечень их обязанностей из года в год увеличивается.

    Права и обязанности, предусмотренные в дополнительных соглашениях, которые являются общими для всех деканов, и вошли в этот приказ «Об основных правах и обязанностях деканов факультетов». Кроме того, в этом приказе перечислены также те права и обязанности деканов, которые вытекают / предусмотрены в отдельных приказах/распоряжениях ректора или иных уполномоченных ректором лиц (например, распоряжением В. П. Журавлева установлена обязанность деканов факультетов проводить еженедельный прием студентов и преподавателей, а также определен график таких приемов; приказом Н. Г. Скворцова на деканов факультетов возложена обязанность участвовать в работе научно-консультативного совета Экспертного центра СПбГУ). Цель издания приказа «Об основных правах и обязанностях деканов» — дать возможность всем работникам Университета в едином документе увидеть полный перечень основных прав и обязанностей декана. Сейчас они опубликованы — и каждый может увидеть, насколько их много. И постоянно становится больше. Они сложны и ответственны, особенно с учетом передачи полномочий по проведению выборов на уровень ученых советов факультетов.

    Н. М. Кропачев попросил деканов направлять предложения по проекту приказов об основных правах и обязанностях ученых секретарей ученых советов факультетов, о правах и обязанностях Ученого секретаря Ученого совета Университета первому проректору по учебной и научной работе И. А. Горлинскому и начальнику ГУАТОиД В. П. Журавлеву. Впереди — утверждение нормативного акта об основных правах и обязанностях заведующих кафедрами. Затем будут обсуждаться и утверждаться приказы о правах и обязанностях председателей научной и учебно-методической комиссий, а также типовые положения о факультете, институте, образовательной программе, кафедре (см. также: Материалы ректорского совещания от 20.10.2014, п. 5).

    Инцидент в общежитии № 10

    Проректор И. А. Дементьев напомнил, что уже полгода на ректорских совещаниях не возникал вопрос о состоянии общежития № 10 и казалось, что случаи вандализма закончились (см. Материалы ректорского совещания от 10.10.2011 и от 24.20.2011, от 21.11.2011, от 05.12.2011 и от 12.12.2011). Но на прошлой неделе Университету опять был причинен материальный ущерб. По оценкам хозяйственных служб: примерно на 77 тыс. рублей. Есть фотографии, данные задокументированы, и заместитель ректора по безопасности Е.В. Пикин передал материалы в правоохранительные органы.

    Обращение гражданки Бураковой

    И. А. Дементьев сообщил, что ректору Университета пришло письмо из комитета по здравоохранению администрации Санкт-Петербурга. Это обращение гражданки Бураковой с благодарностью за то лечение, которое ей было оказано в клинике восстановительной медицины СПбГУ. Судя по тексту письма, оно выражает мнение нескольких граждан, хотя подпись одна. В связи с этим письмом ректором было принято решение об объявлении благодарности работникам клиники восстановительной медицины.

    Внеплановая проверка УФМС

    Начальник ГУАТОиД В. П. Журавлев сообщил, что в июне по требованию прокуратуры Василеостровского района отдел управления федеральной миграционной службы по Василеостровскому району провел проверку СПбГУ на предмет соблюдения миграционного законодательства. Проверялись документы, касающиеся всех иностранных граждан, которые работают или обучаются в СПбГУ. Были затребованы 250 листов документов. Вывод комиссии: никаких нарушений миграционного законодательства не выявлено. Копия акта проверки направлена в СПбГУ.

    Ректор напомнил, что раньше в Университете были нарушения в этой сфере, И кто-то из «доброжелателей» инициировал эту проверку в надежде, что нарушения продолжаются. Но все огрехи давно исправлены.

    Действительно, сразу после выборов ректора к ректору обратилась сотрудница бухгалтерии СПбГУ, которая выдала наличные средства по трем «доверенностям» одному сотруднику. «Доверенности» явно были написаны одним лицом, но за трех иностранных преподавателей, приехавших к нам из трех разных стран. Подписи всех трех преподавателей-иностранцев были выполнены кем-то одним. Зарплата этим преподавателям за несколько месяцев работы в СПбГУ причиталась немалая — в общей сложности на троих более 9 млн рублей. На вопрос: «Почему вы выдали средства по такой (явно поддельной) доверенности?» сотрудник объяснила: «Во-первых, мы так всегда делали раньше, пока вы не стали ректором. Во-вторых, доверенность ведь заверена одним из руководителей факультета!» Помимо того, что «доверенность» была явно поддельная, выплачивать зарплату наличными деньгами иностранным гражданам, работающим в России, давно уже законом запрещено. Санкция простая — штраф для организации (в данном случае для СПбГУ) в размере от 50 % до 100 % суммы, выплаченной через кассу.

    Вызванный для объяснений декан факультета пояснил, что, поскольку уже несколько лет руководство бухгалтерии СПбГУ, несмотря на неоднократные просьбы, никак не может заключить договор с такими банками России, чьи банковские карточки принимаются во всем мире и используются преподавателями зарубежных вузов, приглашенными для работы в СПбГУ, он вынужден организовывать выплату зарплаты таким сотрудникам не по безналичному расчету, а через кассу вуза. Ректор был вынужден поверить аргументам декана и дал ему недельный срок, чтобы внести в кассу Университета всю сумму незаконно выплаченной зарплаты (более 9 млн руб.). И предупредил, что все эти средства будут начислены на счета преподавателей-иностранцев. И если эти преподаватели действительно уже получили зарплату наличными средствами, декан сможет объяснить им ситуацию и получить обратно свои деньги. Через неделю декан принес все необходимые деньги и на банковские карточки преподавателей-иностранцев было переведено более 9 млн рублей. Эта история была известна многим деканам факультетов, поэтому не удивительно, что через какое-то время в Университете прошла проверка, которая выявила еще ряд, но куда более мелких нарушений — на несколько десятков тысяч рублей. А последняя проверка УФМС показывает, что нарушений в этой части в Университете теперь нет.

    Договор с Шимадзу

    Первый проректор по учебной и научной работе И. А. Горлинский сообщил, что в начале июня текущего года он вместе с проректором по направлениям С.П. Туником посетил штаб-квартиру компании Шимадзу, с которой у СПбГУ действует соглашение о сотрудничестве. Компания «Шимадзу» (Shimadzu, Япония) — один из крупнейших мировых производителей аналитического и испытательного оборудования для лабораторий и диагностического медицинского оборудования. Цель визита — расширение поля контактов, поиск возможностей для расширения сотрудничества. Переговоры велись на уровне вице-президента компании. Итоги благоприятные: руководство компании уведомило, что оно понимает исключительную значимость Санкт-Петербургского университета в сфере подготовки высококвалифицированных специалистов. И поэтому Шимадзу продлевает свою гарантию на все свое оборудование, поставленное в СПбГУ, на один календарный год. А это оборудование на 180 млн. рублей (включает 75 позиций) — и решение исключительное.

    Кроме того, было заключено дополнительное соглашение об учреждении новых стипендий для студентов СПбГУ — причем не только для тех, которые будут работать на приборах и оборудовании компании Шимадзу, но и, например, для востоковедов, которые нуждаются в практике по японскому языку. Решен также вопрос о повышении квалификации сотрудников СПбГУ, обслуживающих оборудование компании Шимадзу в СПбГУ.