Материалы ректорского совещания
Об организации процесса обучения
За прошедшую неделю в Виртуальную приемную поступило 73 обращения от преподавателей, студентов и их родителей (из них 31 — по учебным вопросам), 21 обращение поступило на электронную почту первого проректора по учебной и методической работе (из них 19 — по учебным вопросам). В том числе были запросы справок и дубликатов документов, вопросы о проживании в общежитии, о работе информационных систем и другие.
Был вопрос от выпускника аспирантуры по политологии (обучавшегося в 2011–2014 годах). По мнению заявителя, он завершил обучение неудачно из-за того, что тогда не была оформлена программа кандидатского экзамена по философии. По этому обращению проводится проверка документов тех лет. По результатам заявителю будет направлен ответ.
Другой вопрос — от мамы студента, который перевелся в СПбГУ из РАНХиГС. Решение комиссии по переводам и восстановлениям было принято 31 августа. После этого студент должен принести в Университет документ об отчислении из РАНХиГС. Но он долго думал и запросил справку об отчислении не сразу. Поэтому решение вопроса затянулось, и приказ о его зачислении в СПбГУ был издан только 5 ноября. Только после этого студент официально приступил к обучению в Университете. Как и всем переведенным и восстановленным для обучения в СПбГУ студентам, ему определен индивидуальный график обучения. Студента и раньше допускали до занятий (поскольку было решение комиссии по переводам и восстановлениям), но юридически перевод студента оформлен только сейчас.
От студентов, обучающихся по направлению «Журналистика», поступил вопрос о каникулярных днях. На совещании разъяснялось, что время каникул оформляется приказами о календарных графиках по каждой образовательной программе обычно в период с 30 декабря по 10 февраля. Но конкретное время каникул зависит от расписания промежуточной сессии (от дня, когда будет последний экзамен). А это расписание устанавливается до начала сессии, не позднее, чем за две недели до первого экзамена. Это расписание еще в работе. Поэтому студентам пока дан ответ в общей форме.
Все директора и деканы продолжают регулярно взаимодействовать с коллективом преподавателей и со студенческими советами учебно-научных подразделений и многие вовремя присылают отчеты за неделю о проблемах с организацией учебного процесса и об информации, полученной от студентов и в ходе встреч со студсоветами. Большинство руководителей учебно-научных подразделений представили предложения о формате проведения всех экзаменов и зачетов промежуточной сессии (пока на дату обсуждения не представили предложения только директор Института химии, директор Института наук о Земле, деканы факультета ПМ-ПУ, биологического, математики и компьютерных наук). На совещании отмечалось: если происходят какие-то сбои во время проведения занятий или экзаменов / зачетов дополнительной сессии, проводимых с использованием технологий электронного обучения, следует сразу же сообщать об этом в техподдержку. В противном случае нельзя диагностировать причины неполадок и своевременно их устранить.
О проверке качества научных статей студентов
Подробно обсуждалась жалоба студентки магистратуры, которая хочет участвовать в программе академического обмена, реализуемой в рамках межуниверситетских соглашений СПбГУ. Одним из критериев отбора студентов для участия в таких программах является число научно-исследовательских статей, представляемых обучающимися, которые принимают участие в конкурсе. И студентка поставила вопрос о проверке качества таких статей, ведь многие научные журналы публикуют статьи исследователей за деньги. По мнению студентки, это ставит под сомнение уровень таких платных публикаций, учитываемый при составлении рейтинга участников конкурса обмена.
Проректор по научной работе С. В. Микушев разъяснил, что например, плата, которую вносят ученые, публикующиеся в журналах Q1 и Q2, — это не плата за факт размещения статьи, а компенсация расходов, которые несет издательство журнала на осуществление предпечатной подготовки. Даже высокорейтинговые журналы просят немалые суммы, например, за размещение иллюстраций к статье. И Университет компенсирует исследователям часть этих затрат в рамках Мероприятия 9 (если их статьи с аффилиацией СПбГУ приняли в журналы первого или второго квартиля). Например, за прошлый год Университет потратил на это 1,4 млн рублей.
Участники совещания говорили о том, что нельзя, просто заплатив какую-то сумму (даже очень большую), опубликовать статью в высокорейтинговом журнале. Там существует строгая процедура независимого рецензирования поступивших статей с привлечением ведущих экспертов по каждой области знаний (двойное слепое рецензирование). Редакции журналов дорожат рейтингом своего издания и не станут публиковать слабые статьи. Только после того, как статья будет принята, встает вопрос об оплате (иногда). Эта плата связана с политикой учредителя (издателя): некоторые из них считают, что журналы должны быть на самоокупаемости, другие берут деньги за размещение иллюстраций, хорошую полиграфическую базу и др.
При этом сегодня существуют так называемые хищнические журналы (predatory journals), которые взимают плату с авторов рукописей, не обеспечив должного принятого научным сообществом уровня экспертизы и редакторской подготовки текста. Такие недобросовестные журналы и издательства регулярно исключаются из рецензируемых баз данных. Научные комиссии рассмотрят этот вопрос и выработают общие критерии для верификации отсутствия признаков размещения научной публикации (например, подаваемой на конкурс по программе академического обмена) в подобных изданиях. Будут введены критерии уровня и статуса журнала, в котором размещена статья.
Эксперты СПбГУ участвуют в деятельности рабочей группы по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере образования
Второй год в России продолжается полномасштабная реформа контрольно-надзорной деятельности, получившая название «регуляторной гильотины». Анализ и отмена советских законов, другие изменения призваны помочь избавиться от избыточного нормативного регулирования в разных сферах. Эксперты СПбГУ — юристы, политологи, социологи, экономисты — по запросу аппарата Правительства РФ анализируют нормативные акты, которые предлагается отменить или изменить. За это время ученые проанализировали более 20 тысяч нормативных актов, изданных в период с 1917 по 1991 год (Отменять нельзя оставить: эксперты СПбГУ о «регуляторной гильотине»). Результаты этой экспертной работы были использованы впоследствии при подготовке экспертных заключений по проектам НПА в сфере образования.
Действуют рабочие группы по 43 отраслям экономики. В деятельности рабочей группы по изучению правовых актов в сфере образования принимает участие ректор СПбГУ Н. М. Кропачев, в качестве экспертов привлекаются научно-педагогические работники Университета: С. А. Белов, Е. А. Дмитрикова, Н. И. Дивеева, С. М. Оленников и другие. На рассмотрение этой рабочей группы за год вынесено более 90 нормативно-правовых актов. На 35 из них (в том числе ФЗ «Об образовании в РФ», регламентация образовательной деятельности без процедуры государственной аккредитации и др.) эксперты СПбГУ подготовили заключения, которые затем рассматриваются Правительством РФ и Минюстом при итоговой проверке актов (материалы ректорского совещания от 02.12.2019, от 03.02.2020). Важным результатом работы стало выявление в проектах документов тех положений, которые препятствуют реализации права на образование, не соответствуют положениям действующего законодательства, отсылают к положениям недействующих нормативных правовых актов, ограничивают автономию образовательных организаций.
В 2019 году по инициативе ректора в Университете создан междисциплинарный центр исследований контрольно-надзорной деятельности, который объединяет экспертов разных направлений (юристов, психологов, экономистов, менеджеров, социологов и др.). По решению ректора с целью защиты авторских прав ученых и позиции Университета, которая отражена в каждом из подготовленных заключений СПбГУ, заключения наших ученых сначала размещаются в открытом доступе в Репозитории СПбГУ, а потом уже направляются в комиссию. Размещение в репозитории также обеспечивает доступность текстов заключений. Заканчивается работа над сборником, где будут опубликованы экспертные заключения ученых СПбГУ.
Конкурс «Start-up СПбГУ» и учет предпринимательских достижений обучающихся
В СПбГУ уже шесть лет при поддержке эндаумент-фонда Университета проводится конкурс междисциплинарных студенческих и аспирантских бизнес-проектов «Start-up СПбГУ». Отборочные туры показывают, что студенты Университета готовы заниматься исследовательской работой, генерировать и воплощать в жизнь самые невероятные идеи, междисциплинарные проекты. В 2018 году впервые (намного раньше, чем это стало происходить в других вузах) в Университете было принято решение о том, что результаты победителей конкурса стартапов будут приниматься в качестве выпускных квалификационных работ на государственной итоговой аттестации выпускников. С 2019 года в качестве ВКР стали учитывать успешные работы не только победителей конкурса, но и финалистов. А в этом году вопрос об учете результатов победителей конкурса стартапов в качестве ВКР начало рассматривать и Министерство науки и высшего образования.
В СПбГУ стартовал новый, шестой сезон конкурса инновационных бизнес-проектов «Start-up СПбГУ — 2021». Прием заявок начался 10 ноября и продлится до 10 декабря 2020 года. Главные призы — гранты 1 000 000 и 700 000 рублей от эндаумент-фонда СПбГУ — позволят победителям открыть собственные малые инновационные предприятия при Университете. Общий призовой фонд в этом году составит 2,6 млн рублей (Объявлена дата старта конкурса «Start-up СПбГУ — 2021» с призовым фондом 2,6 млн рублей). Директорам и деканам поручено представить предложения по развитию конкурса стартапов и учету предпринимательских достижений обучающихся.
Предложения СПбГУ по совершенствованию организации целевого обучения
9 ноября состоялось заседание рабочей группы Государственной Думы РФ по повышению эффективности реализации целевого обучения и целевого приема. Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев и проректор по воспитательной работе и организации приема А. В. Бабич приняли участие в заседании рабочей группы. Они поддержали предложения заместителя председателя Государственной Думы РФ А. И. Яровой по внесению изменений в правовое регулирование целевого приема в целях обеспечения открытости и конкурсности целевого приема, а также повышения ответственности заказчиков целевого приема и вузов.
Два года назад в правила целевого приема в вузы изменения уже вносились, но коренных перемен в процедуре целевого приема не было. По-прежнему заказчики негласно, в тиши управленческих кабинетов организуют отбор абитуриентов по каким-то своим, как правило, непубличным правилам. А вузы России (в том числе и СПбГУ) обязаны принимать таких абитуриентов вне конкурса, на квотированные целевые места (20 % в среднем по бакалавриату / специалитету) и обучать не за счет этих предприятий, учреждений, а за бюджетные деньги. Подчеркнем, что в результате таких действий число мест, которые выставляются на всеобщий и открытый конкурс по общим и понятным правилам, сокращено на 20 процентов. Как такие правила работают на практике? Например, в этом году абитуриент был направлен по такой квоте руководством детского оздоровительного лагеря одного из регионов, чтобы обучаться в СПбГУ по направлению «Международные отношения».
В рамках законопроекта И. А. Яровой предлагается открытая конкурсная процедура целевого приема и общий конкурс на выделенные целевые места. Каждая организация, желающая провести целевой прием, например, на программу «Международные отношения» в СПбГУ, подает заявление о размещении информации об открытом конкурсе, например, на портале госуслуг. И любой абитуриент сможет подать заявление об участии в конкурсе. Процедура отбора будет открытой, по баллам ЕГЭ абитуриентов. На заседании рабочей группы коллеги из ВШЭ, представлявшие Ассоциацию глобальных университетов, не поддержали этот проект и высказали ряд замечаний, среди которых, например, их неуверенность в том, что в рамках предлагаемой открытой процедуры на выделенные целевые места придут наиболее сильные абитуриенты. Представители СПбГУ поддержали законопроект И. А. Яровой и выразили готовность Университета уже в следующем году участвовать в пилотной апробации новой методики открытой процедуры целевого приема. Например, с использованием сервиса «Поступай в вуз онлайн» на портале госуслуг.
Кроме того, представители Университета предложили установить особый порядок для целевого приема силовых ведомств. Если они размещают заказ на обучение в гражданских вузах, то такой конкурс не должен быть открытым, учитывая режим секретности этих ведомств.
Участники ректорского совещания поддержали проект И. А. Яровой. В своих выступлениях они подчеркивали, что предложенная ею процедура целевого приема позволит сделать прием не кулуарным, а открытым, доступным для всех абитуриентов. А организации-заказчики в итоге получат сильных специалистов.
О необходимости незамедлительного информирования о фактах заболевания COVID-19
По предложению ректора СПбГУ Н. М. Кропачева участники совещания почтили минутой молчания память скончавшихся в результате заболевания новой коронавирусной инфекцией работников СПбГУ Владимира Александровича Мастрюкова, заместителя начальника Главного управления по эксплуатации материально-технической базы и Угарте Торо Луиса Абрахам, старшего преподавателя кафедры иностранных языков в сфере менеджмента.
Проректор по организации работы с персоналом В. В. Еремеев напомнил, что в мае всем работникам Университета было направлено обращение о необходимости незамедлительного информирования непосредственного руководителя и работников кадровой службы о фактах заболевания коронавирусной инфекцией или имевших место в течение 14 дней контактах с заболевшими. Это крайне важно как для оказания Университетом помощи заболевшим, предотвращения распространения коронавирусной инфекции и сохранения здоровья универсантов и членов их семей, так и для понимания реальной ситуации в Университете, а также в целях своевременного информирования о числе заболевших органов Роспотребнадзора, комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга, Минобрнауки, аппарата Правительства РФ.
На совещании сообщалось, что в СПбГУ увеличивается число учебных предметов, которые преподаются с использованием технологий электронного обучения. Общее число учебных дисциплин по всем образовательным программам — 101 541, из них по предложению директоров и деканов технологии электронного обучения используются по 91 557 дисциплинам, что составляет 90,17 %. В аудиториях занятия ведутся по 8 835 дисциплинам (8,7 %), а еще по 1 149 (1,13 %) используется гибридная форма. Больше всего аудиторных занятий осталось у студентов, осваивающих программы в области искусств (43,7 %), психологии (36,4 %), наук о Земле (29,9 %), химии (27 %), лечебного дела (23,9 %), физики (16 %). Статистика показывает: где больше практических и лабораторных занятий в аудиториях, там больше доля заболевших студентов и преподавателей.
К сожалению, несмотря на все принятые профилактические меры, число заболевших постоянно растет. Только за первую половину ноября число заболевших универсантов было больше, чем за весь октябрь. Вместе с тем информация о заболевании работников или о их контактах с инфицированными COVID-19 иногда приходит с большой задержкой, что делает малоэффективной противоэпидемическую работу. В целях своевременного принятия необходимых профилактических мер принято решение об издании приказа о незамедлительном информировании непосредственного руководителя и работников кадровой службы о фактах заболевания коронавирусной инфекцией или имевших место в течение 14 дней контактах с заболевшими COVID-19.
Будет ли в Университете новое структурное подразделение?
Как известно, первый проректор по медицинской деятельности, директор Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова Ю. Н. Федотов обратился в адрес ректора СПбГУ с предложениями об организации кафедры последипломного медицинского образования и ученого совета в КВМТ имени Н. И. Пирогова с целью совершенствования научно-образовательной деятельности коллектива клиники. Это обращение было рассмотрено на заседаниях ученых советов медицинского факультета и факультета стоматологии и медицинских технологий (Материалы ректорского совещания от 26.10.2020). Члены ученых советов отмечали, что кафедра последипломного медицинского образования уже существует в структуре СПбГУ, и потому они против создания еще одной такой же кафедры. Оба ученых совета признали, что нет оснований создавать ученый совет клиники, поскольку клиника не является учебно-научным подразделением СПбГУ. На заседаниях ученых советов факультетов призвали сотрудников клиники к интеграции в работу коллективов факультетов, к развитию сотрудничества.
Одновременно была также создана комиссия по рассмотрению предложений Ю. Н. Федотова. В состав комиссии по представлению руководителей учебно-научных подразделений включены члены Ученого совета СПбГУ, представители коллективов девяти учебно-научных подразделений, ученые которых имеют отношение к развитию различных аспектов проводимой в СПбГУ образовательной и научной деятельности в области медицины и здоровья человека. Комиссия пришла к заключению, что не видит оснований для создания кафедры, дублирующей функции уже имеющейся кафедры, и отдельного ученого совета клиники из-за того, что у клиники нет функционала и статуса учебно-научного подразделения.
В работе комиссии принял участие заместитель директора Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова по организации медицинской работы Д. Д. Шкарупа. Он обратился в адрес членов комиссии с письменным обращением от 01.11, в котором существенно расширил предложения Ю. Н. Федотова. В частности, Д. Д. Шкарупа для решения назревших вопросов предложил изменить статус и название клиники: назвать ее — Клиника (институт) высоких медицинских технологий. Соответственно включить в новый штат института должности научно-педагогических работников, а со временем придать новому институту статус юридического лица в составе научно-образовательного комплекса СПбГУ. Предложил также создать в Университете единое многопрофильное структурное подразделение, которое будет координировать все структуры Университета, связанные с решением вопросов медицины и здоровья человека.
Участники ректорского совещания отметили, что вопросы, поставленные в обращениях Ю. Н. Федотова и Д. Д. Шкарупы, — это вопросы Устава СПбГУ. Создание, реорганизация, ликвидация института, факультета, кафедры предполагает соблюдение обязательных открытых демократических академических процедур и обязательное обсуждение на заседании Ученого совета Университета. Таким образом, необходимо обсуждение вопросов в постоянных комиссиях Ученого совета СПбГУ, а затем — на заседании Ученого совета. Поэтому документы по этим вопросам в соответствии с требованиями Устава СПбГУ и регламентом работы Ученого совета будут направлены в учебно-методическую и научную комиссии Ученого совета, а затем в правовую комиссию. При этом в соответствии с уставом и академическими традициями все универсанты, а не только члены Ученого совета Университета могут на всех этапах принимать участие в обсуждении этих вопросов.
Мероприятия, посвященные памяти Л. А. Вербицкой
СПбГУ разместил в открытом доступе на сайте Издательства СПбГУ словарь-справочник Л. А. Вербицкой «Давайте говорить правильно! Трудности современного русского произношения и ударения». Публикация приурочена к стартовавшей Международной научной филологической конференции, посвященной памяти президента СПбГУ Людмилы Алексеевны Вербицкой, которая проходит с 16 по 24 ноября в дистанционном режиме (СПбГУ разместил в открытом доступе книгу Людмилы Вербицкой «Давайте говорить правильно!»).
Учреждена стипендия имени Л. А. Вербицкой, и 23 ноября она будет впервые вручена победителям конкурса. В аудитории 2013 здания Двенадцати коллегий размещен портрет Л. А. Вербицкой (Итоги заседания Ученого совета СПбГУ). Кафедре общего языкознания СПбГУ присвоено имя Л. А. Вербицкой (Материалы ректорского совещания от 02.03.2020). Историками подготовлен и будет издан первый том воспоминаний о Л. А. Вербицкой.