Материалы ректорского совещания
Повестка дня
О ходе организации приема
26 июля в СПбГУ завершился прием документов у абитуриентов, поступающих на бюджетные места программ бакалавриата и специалитета только по результатам ЕГЭ. Всего на 2009 бюджетных мест подали заявления более 16000 человек. Средний конкурс СПбГУ — 7,99 человек на место. Всего на бюджетную основу обучения СПбГУ принял 39418 заявлений, причем более 80 % из них поступило от иногородних абитуриентов.
Среди регионов-лидеров по количеству абитуриентов (без учета Санкт-Петербурга): Краснодарский край, Свердловская область, Челябинская область, Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Москва. При этом минимальный балл для участия в конкурсе СПбГУ довольно высокий по сравнению с другими вузами.
27 июля опубликованы ранжированные списки поступающих по каждому конкурсу (каждой образовательной программе с выделением отдельных списков поступающих по особой и целевой квотам). 29 июля изданы приказы о зачислении абитуриентов, поступающих без экзаменов, а также поступающих, успешно прошедших конкурс на места по особой и целевой квотам. Приказы о зачислении по первой волне общего конкурса (когда будет заполнено 80 % бюджетных мест, оставшихся после зачисления 29 июля) будут изданы 3 августа. Приказы о зачислении во вторую волну (на оставшиеся 20 % по общему конкурсу) будут изданы 8 августа.
До 2 августа завершится проведение вступительных испытаний у абитуриентов программ магистратуры, поступающих на программы очной формы, пройдут показы работ и апелляции. Ранжированные списки абитуриентов будут опубликованы 7 августа, приказы о зачислении будут изданы 16 августа.
31 июля завершился прием документов у поступающих на программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Вступительные испытания пройдут в период с 2 по 16 августа. Экзамен по специальной дисциплине для поступающих на большинство образовательных программ предусмотрен в форме конкурса документов (портфолио).
Продолжается прием документов у поступающих на программы среднего профессионального образования (до 10 августа) и на программы ординатуры (до 9 августа).
Подготовка к новому учебному году
Продолжается распределение педагогических поручений для составления расписания занятий по всем образовательным программам (Материалы ректорского совещания от 22.07.2019). Обсуждались вопросы формирования педагогических поручений для реализации общеуниверситетских дисциплин «Русский язык как иностранный» и «Английский язык». В сервисе «Преподавание в СПбГУ» указано большое количество преподавателей, однако никак не отражено (включая комментарии деканов), в коллективе какого подразделения, на какой образовательной программе должен реализовывать дисциплину конкретный преподаватель. Сделать корректное распределение нагрузки по общеуниверситетским траекторным иностранным языкам без данной информации невозможно. Деканам филологического факультета и факультета иностранных языков поручено представить эту информацию в кратчайшие сроки.
Еще раз о выборе обучающимися учебных дисциплин
Продолжен анализ хода исполнения директорами и деканами поручения об организации работы по определению в рабочих программах всех дисциплин показателей численности обучающихся в группах (Материалы ректорского совещания от 22.07.2019, от 15.07.2019). В июле-августе идет подготовительный этап, окончательные решения будут приняты на заседаниях УМК в сентябре.
Тестируется «Личный кабинет преподавателя»
В Университете ведется работа по созданию нового сервиса — «Личного кабинета преподавателя», который упростит многие процедуры, в том числе и процедуру создания, экспертизы и утверждения рабочих программ дисциплин. Там будет организован доступ научно-педагогических работников к информации из других баз данных Университета. В августе новый сервис будет открыт в тестовом режиме для преподавателей институтов истории и философии, факультета ПМ-ПУ.
Стартап-проекты в качестве ВКР
В 2018/19 учебном году в СПбГУ была предусмотрена возможность защиты выпускных квалификационных работ в форме стартапа. Обучающимся необходимо было в Личном кабинете обучающегося выбрать тему ВКР или предложить свою тему ВКР в соответствии с названием стартап-проекта и выбрать научного руководителя ВКР. Темы ВКР в общем порядке рассматривались на заседании учебно-методической комиссии по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки и утверждались приказом первого проректора по учебной и методической работе.
В качестве ВКР принимались стартап-проекты, ставшие победителями конкурса междисциплинарных студенческих проектов «Start-up СПбГУ» в 2018 и 2019 годах, поскольку до 2018 года при проведении таких конкурсов не предъявлялись требования, необходимые для учета стартап-проектов в качестве ВКР.
Для учета стартапа необходимо было разместить в качестве материалов ВКР следующие документы:
- бизнес-план стартап-проекта команды, победившей в конкурсе междисциплинарных студенческих и аспирантских проектов «Start-up СПбГУ — 2018», «Start-up СПбГУ — 2019»
- финальную презентацию команды — победителя конкурса
- индивидуальный отчет обучающегося, участника команды — победителя конкурса, о вкладе в стартап-проект
- диплом обучающегося — участника команды, победившей в конкурсе
На государственной итоговой аттестации в 2019 году стартап-проекты в качестве ВКР защищали шесть обучающихся по программам бакалавриата и специалитета, трое из них получили оценку «хорошо», трое — «отлично». Информация о ВКР, защищенных в форме стартапа, внесена сотрудниками Управления образовательных программ в информационную систему СПбГУ «Партнеры».
Для распространения практики защиты в качестве ВКР стартап-проектов на совещании было предложено в дальнейшем учитывать стартап-проекты не только команд — победителей конкурсов, но и команд-финалистов, которые не просто прошли очный отбор, но и по условиям конкурса стартап-проектов принимали участие в образовательных семинарах, мастер-классах и иных мероприятиях, разработали концепцию стартап-проекта, подготовили презентацию и представили бизнес-план стартап-проекта. В таком случае вместо диплома победителя участники могут представлять иные документы, подтверждающие их активное участие в конкурсе (например, свидетельствующие об участии в образовательных мероприятиях).
Директорам и деканам дано поручение: представить предложения о совершенствовании системы учета предпринимательских достижений, не только ВКР, но также курсовых и других работ. Особое внимание было предложено обратить на учет индивидуальных достижений студентов при реализации коллективных проектов.
Дополнительные образовательные программы на иностранных языках
Директорам и деканам дано поручение: представить предложения по перечню дополнительных образовательных программ (ДОП), которые могут быть реализованы на английском языке, — с обоснованием / оценкой перспективы востребованности таких программ на международном рынке дополнительного образования. Задача по подготовке предложений должна решаться комплексно с учетом мнения профессиональных сообществ, выпускников и научно-педагогических работников Университета. Например, советы образовательных программ, членами которых являются представители работодателей, уже доказали свою эффективность в модернизации основных образовательных программ. В этой связи при подготовке новых англоязычных ДОП мнение экспертов, работающих в советах различных образовательных программ, будет иметь большое значение при принятии решения о создании новых программ.
Новая информация в дипломах
Теперь в Университете на основании представленного языкового сертификата студенту может быть выставлен зачет по английскому языку соответствующего уровня (приказ от 23.10.2018 № 10223/1 «О порядке подтверждения сформированности иноязычной коммуникативной компетенции в СПбГУ»). Такой сертификат вместе с заявлением проходит проверку, и после подтверждения подлинности принимается решение о перезачете дисциплины «Английский язык» уровня, сопоставимого с В1 или В2 по шкале CEFR в соответствии с полученными баллами. При этом сейчас максимальный уровень английского языка, необходимый для перезачета, — В2, поскольку рабочей программой дисциплины предусмотрено достижение указанного уровня. Рабочей программой по общеуниверситетской дисциплине «Английский язык» не предусмотрено обучение выше уровня В2. Сведения о представленном сертификате, на основании которого был произведен перезачет, в дипломе не указываются.
В целях выработки решений по внесению сведений о сертификатах в дипломы было запрошено мнение директоров и деканов. На совещании обсуждались первые предложения директоров и деканов об информации, которая должна включаться в документы о высшем образовании СПбГУ.