Материалы ректорского совещания

№ 469
от 05.04.2021

    Участники совещания почтили минутой молчания память двух студентов СПбГУ: Арсения Шестакова (второкурсника программы «Прикладная математика, фундаментальная информатика и программирование») и Никиты Пруцких (второкурсника программы «Математика»).

    К. В. Чистякову присвоено почетное звание «Заслуженный географ Российской Федерации»

    За большой вклад в сохранение историко-культурного и природного наследия России, активное участие в деятельности Русского географического общества указом Президента РФ от 29.03.2021 № 182 присвоено почетное звание «Заслуженный географ Российской Федерации» директору Института наук о Земле СПбГУ, вице-президенту Русского географического общества К. В. Чистякову. Коллеги поздравили профессора К. В. Чистякова с заслуженной наградой.

    Почетное звание «Заслуженный географ Российской Федерации» было учреждено 6 декабря 2019 года.

    Премия Правительства Санкт-Петербурга имени Г. А. Леонова

    В январе профессор СПбГУ Н. В. Кузнецов, один из шести ученых, работающих в России и входящих в список наиболее цитируемых ученых мира (Среди 6 российских ученых, вошедших в топ самых цитируемых в мире, трое исследователей СПбГУ) на встрече с губернатором Санкт-Петербурга А. Д. Бегловым обратился с предложением учредить городскую премию в области кибернетики и искусственного интеллекта имени выдающегося математика, профессора СПбГУ, члена-корреспондента РАН Г. А. Леонова (Губернатор Петербурга поддержал предложение ученых СПбГУ об учреждении премии имени Геннадия Леонова).

    На днях губернатор Санкт-Петербурга А. Д. Беглов прислал официальный ответ, в котором сообщил, что он дал поручение подготовить постановление Правительства Санкт-Петербурга об учреждении премии имени Г. А. Леонова. Участники совещания высказали слова благодарности губернатору Санкт-Петербурга, члену попечительского совета СПбГУ А. Д. Беглову.

    О текущих проблемах организации учебного процесса

    За прошедшую неделю в Виртуальную приемную в адрес первого проректора по учебной и методической работе поступило 36 обращений от студентов и преподавателей (в том числе 15 вопросов учебно-методического характера), 11 обращений поступило на электронную почту проректора. Темы запросов различные: о поступлении, о повышенной академической стипендии, о результатах олимпиады школьников, о процедуре перевода и восстановления, о возможности отмены государственного экзамена (как составляющей государственной итоговой аттестации — 2021) для группы студентов магистратуры, запросы статусных справок, заявления об апелляции, академическом отпуске, научном руководстве. На все поставленные вопросы своевременно готовятся и направляются ответы и разъяснения.

    По самым актуальным вопросам даны подробные разъяснения. Например, было обращение студентки-филолога по вопросу сдачи зачета по программе «История России» на платформе Openedu c использованием прокторинга. По мнению студентки, система прокторинга на основании анализа движений экзаменуемого сделала ошибочный вывод (использование телефона, увод взгляда), и заявитель получил «незачет». Студентке напомнили, что после отображения полученной оценки в электронной зачетной книжке ей было направлено сообщение о том, что расписание пересдачи будет доведено до сведения путем размещения на портале СПбГУ в разделе Электронное расписание. Кроме того, заявителя проинформировали о том, что каждый студент имеет возможность заявить в учебный отдел о необходимости предоставления ему оборудованного рабочего места в компьютерных классах СПбГУ, если имеющиеся в распоряжении студента устройства не подходят для прохождения аттестации с применением прокторинга. В соответствии с п. 2.3.7 Правил обучения в СПбГУ, расписание пересдач зачетов доводится до сведения студентов и преподавателей до начала проведения пересдач зачетов, но не позднее, чем за три календарных дня до даты проведения пересдачи первого зачета. Даты пересдачи по дисциплине «История России (онлайн-курс)» будут своевременно отражены путем публикации на официальном портале СПбГУ в разделе Электронное расписание.

    По информации от большинства руководителей учебно-научных подразделений, учебный процесс проходит в обычном режиме, согласно расписанию — с применением информационно-коммуникационных технологий и в смешанном формате. Возникающие проблемы решаются в установленном порядке.

    В приемную первого проректора по УМР М. Ю. Лавриковой поступило обращение от студентов второго курса магистерской образовательной программы «Международные отношения» (на английском языке) с просьбой отменить для этой магистерской программы государственный междисциплинарный экзамен, предусмотренный программой государственной итоговой аттестации. Важно отметить, что требованиями ФГОС по соответствующему направлению подготовки государственный экзамен предусмотрен как обязательный. Этот вопрос обсуждался на совещании декана с руководителями программ. Декан факультета готовит проект ответа об отсутствии оснований для отмены экзамена, кроме того, назначено время встречи декана с обратившимися студентами для разъяснения ситуации.

    Поступил вопрос от студента четвертого курса, обучающегося по программе «Свободные искусства и науки», о форме прохождения государственного экзамена, и планируется ли его отмена. Также поступило письмо от студентов первого и второго курса с просьбой о переводе определенных дисциплин в аудиторный формат. По этим вопросам готовятся ответы. По мнению руководителей учебно-научных подразделений, оснований для отмены государственных экзаменов нет. Государственный экзамен предусмотрен учебным планом. Программа государственной итоговой аттестации своевременно утверждена. Формат проведения ГИА в настоящее время вырабатывается на основе предложений руководителей учебно-научных подразделений с учетом действующих Рекомендаций по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в образовательных организациях высшего образования, утвержденных главным государственным санитарным врачом России от 29.07.2020. Вся информация будет размещена на сайте СПбГУ.

    На почту декана факультета международных отношений поступило обращение от иностранной студентки первого курса программы «Международное сотрудничество в области окружающей среды и развития», которая хотела бы узнать о порядке предоставления академического отпуска. Обращение передано в учебное управление для подготовки развернутого ответа.

    Поступило обращение студента-экономиста о формате обучения, ответ на него руководство факультета готовит при участии сотрудников учебного управления (проводится анализ организации учебного процесса: по количеству иностранных и иногородних студентов, возрасту преподавателей и т. д.).

    Директора и деканы представили отчеты о проведении встреч с представителями студенческого сообщества. По информации от части руководителей учебно-научных подразделений, встречи со студсоветами за прошедшую неделю не проводились (в связи с отсутствием вопросов для обсуждения) или были перенесены на более поздний срок.

    На встречах с представителями студсоветов Института истории, факультетов филологического, социологии обсуждались вопросы организации образовательного процесса, формата учебных занятий в апреле-мае.

    Поступил вопрос от иностранной обучающейся первого курса образовательной программы бакалавриата «Физическая культура» из Узбекистана об открытии границ РФ с Узбекистаном с 01.04.2021 и формировании списка иностранных студентов для отправления его в пограничную службу. Поскольку 16 марта 2021 года вышло постановление Правительства РФ, определяющее условия въезда в РФ иностранных обучающихся, после выяснения всей ситуации ответ на обращение будет направлен обучающейся. На основе рекомендаций Министерства науки и высшего образования РФ вырабатывается алгоритм организации въезда иностранных обучающихся. Инструкция будет доведена до сведения всех заинтересованных лиц в ближайшее время.

    Участие обучающихся в проекте «Мониторинг правоприменения»

    Работа по мониторингу правоприменения в СПбГУ — многолетний экспертный проект, который был начат еще в середине 1990-х годов по инициативе руководства юридического факультета СПбГУ. И уже десять лет в этой работе участвуют не только все преподаватели-юристы (а в последние годы — и представители других научных направлений, обеспечивая междисциплинарный характер мониторинга), но и все студенты-юристы (Ученые СПбГУ подвели итоги проекта «Мониторинг правоприменения» за год, СПбГУ представил результаты работы по мониторингу правоприменения, Эксперты СПбГУ напрямую влияют на развитие отечественного права) На совещании проведен анализ участия обучающихся в проекте «Мониторинг правоприменения».

    Основа для проведения масштабного мониторинга правоприменения — доступность правоприменительной практики, прежде всего судебных решений, поэтому на первом этапе проекта руководство юридического факультета инициировало компьютеризацию судов Санкт-Петербурга, не только существенно облегчившую работу судей, до этого набиравших текст судебных актов на печатных машинках, но и позволившую через несколько лет начать размещение судебных актов в Интернете (Компьютеризации судов Петербурга). Одновременно началась публикация судебных решений городских и областных судов в журнале «Юридическая практика» (информационном бюллетене центра права специального юридического факультета СПбГУ), учрежденном вместе с СПбГУ целым рядом государственных органов. Вокруг редколлегии журнала (главных редакторов — И. Ю. Козлихина, затем Р. М. Асланова и В. С. Прохорова, их заместителей и членов редколлегии) стала формироваться группа единомышленников. Журнал предоставил и ученым-юристам, и юристам-практикам возможность непосредственно изучать тексты наиболее важных судебных актов, формировавших подходы к решению сложных вопросов толкования законодательства. Вместе с материалами судебной практики в журнале публиковались статьи с результатами ее обобщения и анализом по отдельным видам дел, подготовленные преподавателями СПбГУ и практикующими правоведами. Журнал стал настольным изданием и для судей, и для адвокатов, и для студентов, получивших возможность увидеть, что представляет собой право не только в книгах, но и в жизни. Мониторинг судебной практики сегодня — это неотъемлемая часть как выпускных квалификационных сочинений, так и курсовых работ, научных докладов в студенческих научных кружках.

    На втором этапе проекта правоприменения была организована систематическая работа по сбору, обобщению и анализу правоприменительных, прежде всего судебных решений, которая началась с декабря 2010 года, за несколько месяцев до появления указа президента РФ, предписавшего проведение мониторинга правоприменения в качестве обязательной функции федеральных органов исполнительной власти. В мониторинге на регулярной основе стали участвовать представители коллективов практически всех кафедр юридического факультета.

    Третий этап проекта — вовлечение в проект всего коллектива юридического факультета СПбГУ. Постепенно работа по мониторингу правоприменения на юридическом факультете превратилась в масштабный проект. Совместно с проректором по работе с персоналом В. В. Еремеевым удалось вовлечь в работу над проектом мониторинга всех преподавателей юридического факультета. Теперь участие в сборе и анализе правоприменительной практики предусмотрено в качестве обязательного вида экспертной деятельности в трудовых договорах более чем 140 преподавателей-юристов.

    В осуществление мониторинга вовлечены и студенты-юристы. При поддержке первого проректора по учебной и методической работе СПбГУ проведение мониторинга было включено во все рабочие программы учебных дисциплин. Сегодня каждый из более чем 1800 студентов-юристов проводит мониторинг (около 15–20 судебных актов) по всем дисциплинам, которые предусмотрены учебным планом. В масштабах одной образовательной программы это позволяет преподавателю организовать сбор нескольких сотен или даже тысяч судебных решений, прошедших первичное обобщение, а в дальнейшем использовать их для подготовки аналитических материалов, охватывающих судебную практику по конкретному вопросу. Теперь каждый студент бакалавриата обязан находить судебные решения по конкретным проблемам, за время обучения обобщить и проанализировать более 400 судебных актов, что, безусловно, способствует выработке навыка, бесценного для любого юриста, — умения понять подходы судов и складывающуюся практику правоприменения.

    В результате за десять лет реализации проекта отобрано более миллиона судебных решений, которые стали предметом изучения и анализа. Более 160 экспертных отчетов размещены на сайте проекта, подготовленные отчеты легли в основу нескольких десятков статей, опубликованных в юридических журналах, материалы мониторинга использованы при подготовке около сотни экспертных заключений и государственных контрактов, выполнявшихся в СПбГУ по заказу Государственной думы РФ. Регулярно в официальных докладах об итогах мониторинга правоприменения в стране, представляемых президенту РФ, используются материалы мониторинга СПбГУ. Результаты проводившихся исследований представляются на ежегодных конференциях по мониторингу правоприменения, которые проводятся в СПбГУ с 2011 года, при этом до 2017 года они совмещалась с ежегодной ведомственной конференцией Министерства юстиции России.

    На четвертом этапе проекта в результате активного взаимодействия членов коллектива юридического факультета с членами коллективов политологов, филологов, математиков работа постепенно превращается в междисциплинарную. Теперь в ней на регулярной основе принимают участие социологи, экономисты, психологи. Традиционный сугубо юридический анализ превращается в разностороннюю оценку правоприменительной практики с точки зрения ее социальных последствий, а для изучения правоприменения стали использоваться методы, выработанные в рамках разных специальностей: от программного анализа больших данных до психологических предпосылок определенного поведения участников правоприменительной деятельности.

    Раннее планирование и выбор тем для проведения мониторинговых исследований, а также непосредственная вовлеченность в эту работу преподавателей, позволяют совместить мониторинг правоприменения с обычным преподаванием юридических дисциплин. После выбора темы исследования ответственный за его проведение преподаватель инициирует включение в рабочую программу преподаваемого им курса самостоятельной работы студентов по мониторингу правоприменения. Широкий круг вопросов, которые затрагиваются в процессе мониторинга правоприменения, позволяет практически для каждой учебной дисциплины подбирать соответствующие направления исследований.

    Вот несколько примеров уже проведенных исследований: анализ практики применения ст. 238 УК РФ — уголовное право; оспаривание положений административных регламентов — административное право; непосредственное применение судами положений Конституции РФ — конституционное право и т. д. Таким образом, участие студента в работе по мониторингу правоприменения происходит в рамках изучения отдельной учебной дисциплины, но самостоятельный характер этой работы позволяет не сокращать количество часов аудиторной работы с участием преподавателя.

    Такой способ организации участия студентов в работе требует качественного методического обеспечения. Преподаватель при включении темы исследования в рабочую программу разрабатывает методику проведения мониторинга правоприменения, адресованную студентам. Эта методика должна описывать тему запланированного исследования и основные проблемные вопросы, которые должны быть затронуты в ходе работы. Далее следует описание характеристик судебной практики, которую необходимо отобрать для анализа. В этой части методики преподаватель должен подробно описать источники сбора практики, виды судебных актов, суды, практику которых планируется изучить, годы принятия актов и другие параметры, которые могут меняться в зависимости от целей исследования. Эта часть методики может выглядеть примерно так: «для анализа необходимо с использованием СПС "КонсультантПлюс" отобрать решения судов общей юрисдикции, принятые с 2017 по 2020 год в Центральном федеральном округе». Методика должна описывать процесс самоорганизации студентов: индивидуальное или коллективное выполнение работы, сроки выполнения, необходимое число найденных актов, формы отчетных материалов и требования к ним. Обычно для группы или нескольких групп студентов предлагается проведение исследования по одной теме. Каждый студент должен в соответствии с методикой отобрать необходимое число правоприменительных актов (как правило, 20–30), проанализировать их, в установленные сроки отчитаться о проделанной работе.

    В состав отчетных материалов традиционно входят сводная таблица и аналитическая записка. Заполнение таблицы подразумевает указание реквизитов отобранных для анализа актов, краткое описание сути спора, систематизацию аргументов участников спора и судей, обобщение итогов рассмотрения дела. Иными словами, это просто краткое изложение каждого отобранного акта, но составление такого описания требует от студента изучения содержания акта, знания реквизитов правоприменительных актов, умения вычленять суть из большого объема информации. Для написания аналитической записки студент должен на основании анализа отобранных решений сделать обобщение полученных данных. Ему необходимо выявить и указать общие тенденции, присутствующие в практике, проблемы, с которыми столкнулись участники спора, предложить пути решения выявленных правоприменительных проблем.

    Сложность задач, которые ставятся перед студентами, зависит от того, на каком этапе обучения они находятся. Студенты первых курсов чаще занимаются поиском судебных решений и их первичной обработкой, на студентов старших курсов возлагаются дополнительные задачи по более глубокому анализу изложенной в судебных решениях юридической проблематики. Студенты магистратуры и аспиранты также привлекаются к участию в мониторинговых исследованиях. Они могут проводить собственные работы, а могут участвовать в обработке результатов, полученных студентами бакалавриата. Подобный подход к организации учебной и научной работы студентов-юристов используется только в Санкт-Петербургском университете.

    После передачи отчетных материалов на проверку преподавателю участие студента в мониторинговом исследовании заканчивается. Далее преподаватель изучает полученные результаты, перепроверяет релевантность собранных студентами правоприменительных актов, проводит экспертную обработку имеющейся информации и готовит экспертное заключение или аналитический отчет по той проблеме, по которой проводился мониторинг правоприменения. Каждую работу студентов преподаватель должен оценить. Методика оценивания содержится в рабочей программе курса, и студенты могут на нее ориентироваться при выполнении работы. Оценка, полученная за участие в мониторинге правоприменения, учитывается при подведении итогов текущей аттестации (зачетов и экзаменов). Обычно зачет или экзамен предполагает выполнение ряда заданий с оцениванием от 0 до 100 баллов, часть этих баллов может быть «зарезервирована» за работой по мониторингу правоприменения. Итоговая оценка студента формируется из суммы оценки за работу по мониторингу и за экзаменационную работу. Например, студент на экзамене максимально может набрать 70 баллов и 30 баллов — за работу по мониторингу, в сумме получаем указанные выше 100 баллов. Это стимулирует студентов активно участвовать в исследованиях и ответственно подходить к выполнению задания. Неучастие студента в работе по мониторингу не предполагает автоматического получения академической задолженности по учебной дисциплине, но существенно снижает максимальное число баллов, которые он может получить.

    За время обучения по программе бакалавриата каждый студент должен принять участие примерно в 12–15 мониторинговых исследованиях, что подразумевает детальный анализ не менее 350 правоприменительных актов, отобранных из всего массива правоприменительной практики. Еще один стимул для студента — качественно выполненная работа может быть отмечена преподавателем. Студенту выдается специальная справка, подтверждающая его активное участие в работе по мониторингу правоприменения. Эта справка может учитываться, например, в портфолио при поступлении в магистратуру СПбГУ.

    Участие студента в мониторинге правоприменения должно формировать у него следующие профессиональные компетенции: готов участвовать в разработке нормативных актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности; готов осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; готов обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права; способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; способен разрабатывать юридические документы; готов уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; готов выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения; готов осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению; способен толковать различные правовые акты; способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности.

    Организация доступа к ресурсам Научного парка

    Научный парк СПбГУ первым в России стал функционировать по принципу открытого доступа для универсантов и лиц, неработающих в Университете, при соблюдении установленных правил (Научный парк: на пути в завтрашний день). Были рассмотрены предложения научно-педагогических работников и руководства Научного парка по совершенствованию правил и условий доступа к оборудованию Научного парка с учетом накопленного за последние годы опыта работы.

    Научный парк СПбГУ функционирует по принципу открытого доступа для универсантов и лиц, неработающих в Университете, при соблюдении общих правил для каждой категорий пользователей:

    • обучающихся
    • сотрудников
    • сотрудников государственных учреждений
    • сотрудников частных предприятий
    • сотрудников иностранных организаций
    • физических лиц

    Универсанты могут воспользоваться сервисом РЦ Научного парка СПбГУ в следующих случаях:

    • на основании РПУД (проходит как техническую, так и содержательную экспертизу)
    • на основании приказа о проекте СПбГУ с особыми условиями / служебное задание (приказ проректора или ректора с обязательным опубликованием)
    • на основании грантового соглашения
    • на основании договора с коммерческой организацией
    • инициативный проект: научный / учебный / методический (проходит экспертизу научной комиссией, контролируется результат)
    • в качестве победителя одного из конкурсов, например, конкурс StartUp СПбГУ (на основании голосования жюри из внешних по отношению к СПбГУ экспертов с последующим выходом приказа)

    Проведение работ для внешних пользователей на оборудовании РЦ возможно только при заключении договора. Типы договоров:

    • договор без возмещения затрат о разделе интеллектуальной собственности
    • договор на возмещение затрат для государственных учреждений (с учетом разделения интеллектуальной собственности)
    • «доходный договор» (обычно заключается с коммерческим заказчиком)

    Чтобы провести работы в РЦ универсанту следует воспользоваться системой приема заявок, которая была разработана в Научном парке для упрощения и централизации работы в рамках единого интерфейса, включая такие возможности, как:

    • регистрация проекта и подача заявок на исследования
    • мониторинг хода выполнения проекта на всех этапах
    • удаленный доступ к результатам исследований
    • возможность оставить отзыв о выполненных работах по проекту
    • внесение отчетных материалов (публикаций)

    Заявка на проект в РЦ отклоняется в следующих случаях:

    1. Заявка на проект содержит некорректные или недостаточные для ее выполнения сведения, либо нарушен порядок ее подачи и оформления
    2. Выполнение работ технически неосуществимо на имеющемся и введенном в эксплуатацию оборудовании СПбГУ, либо отсутствуют необходимые для проведения работ расходные материалы
    3. Выполнение работ нарушает требования законодательства или локальных нормативных актов СПбГУ
    4. Заявка на проект не соответствует теме, указанной в Pure
    5. Заявка на проект в целях реализации образовательных программ СПбГУ:
      • Не содержит рабочую программу учебной дисциплины (далее — РПУД), либо в РПУД нет ссылок на оборудование и помещения РЦ, а также не указан перечень расходных материалов необходимых для реализации РПУД, либо РПУД не согласован с директором РЦ и директором Научного парка
      • Не содержит данных о НПР, в чью педагогическую нагрузку включено проведение учебной дисциплины, или НПР не имеет допуска для проведения учебных занятий на оборудовании РЦ
    6. Руководитель работ не представил или представил не в полном объеме отчетные материалы по законченным проектам
    7. Превышены следующие лимиты времени работы коллектива РЦ с проектами указанного типа: по 30 % на выполнение НИР / НИОКР, образовательных проектов и хозяйственных договоров, 10 % — на выполнение инициативных проектов
    8. Пользователь не имеет публикаций в журналах, индексируемых аналитическими базами данных Web of Science и Scopus, за последние три года

    Для РЦ ЦСИИ в системе приема заявок Научного парка создан раздел «Новость», куда пользователь после окончания проекта обязан прикрепить краткую информацию о результатах исследования, и далее она автоматически отправляется в УСО. Пользователь получает уведомление-напоминание о необходимости подготовить и прикрепить новость. В случае если пользователь не заполнил данный раздел в предыдущем своем проекте, то это является основанием для отклонения новых заявок (см. п. 6).

    Часть пользователей (около 40–50 %) подходит к своим обязательствам перед Научным парком ответственно и прикрепляет в систему публикации с аффилиацией сразу после их выхода. Остальные прикрепляют публикации после напоминания. Однако есть пользователи, которые не прикрепляют публикации даже после напоминания. Применяемый на текущий момент механизм, позволяющий добиться выполнения недобросовестными пользователями обязательств по завершенным проектам: не согласовывать исследования по новым проектам.

    Вот примеры применения этого механизма:

    1. Е. В. Абакумов, Н. А. Бокач, М. В. Морозов, Е. Г. Чупахин, О. Ю. Курапова

      Поданные коллегами в РЦ «Методы анализа состава вещества» проекты не были согласованы в связи с тем, что отчетные материалы по предыдущим проектам не приложены. Отчетные материалы Н. А. Бокач, О. Ю. Кураповой и М. В. Морозовым до сих пор не приложены. Е. В. Абакумовым приложена статья, в которой приведены экспериментальные данные, вероятно, полученные в Научном парке, но в статье отсутствует какое-либо упоминание РЦ. Е. Г. Чупахиным приложена не аффилированная с СПбГУ статья, в которой нет данных, полученных в РЦ «Методы анализа состава вещества» по заявкам Е. Г. Чупахина. Повторно проекты на согласование поданы не были, по некоторым из них прошло уже больше четырех месяцев.
    2. Евгений Федорович Михайлов

      Подаваемый проект отклонялся семь раз в связи с тем, что пользователем не были представлены отчетные материалы по семи ранее выполнявшимся проектам. Вместо прикрепления запрошенных документов и отчетных материалов пользователь (точнее, кто-то из научной группы) просто подавал проект заново на согласование. В какой-то момент пользователь прикрепил публикации с упоминанием РЦ, не имеющие отношения ни к научной группе, ни к тематике прошлых проектов (видимо, с расчетом на то, что никто читать не будет). В итоге Е. Ф. Михайлов был вынужден прикрепить публикации в систему приема заявок на восьмой попытке согласования проекта. Е. Ф. Михайлов является руководителем обучающейся, которая не смогла бы доделать свою работу без проведения исследований в РЦ.
    3. Константин Николаевич Семенов

      К. Н. Семенов не представил ни одной публикации по трем проектам. Более того, как показал анализ, РЦ «Центр диагностики функциональных материалов для медицины, фармакологии и наноэлектроники» систематически не указан в публикациях К. Н. Семенова, хотя в нем была выполнена существенная часть исследований (см. прилагаемые публикации; исследования были выполнены в рамках проекта 119-7808). На основании вышеизложенных фактов, в октябре 2019 года К. Н. Семенову были направлены факты ненадлежащего исполнения им своих обязательств, а также прекращено выполнение работ по запросам К. Н. Семенова.
    4. Анатолий Иванович Русанов

      В 2016 году в рамках проекта (в системе приема заявок Научного парка под номером 119-6284), руководителем которого является А. И. Русанов, были выполнены дорогостоящие исследования магнитных свойств 11 образцов (оценка стоимости работ — 478549,14 руб.) в РЦ «Центр диагностики функциональных материалов для медицины, фармакологии и наноэлектроники». На текущий момент по данному проекту так и не прикреплено ни одной публикации или иных отчетных материалов. Работы по проектам А. И. Русанова в РЦ «Центр диагностики функциональных материалов для медицины, фармакологии и наноэлектроники» более не выполнялись.
    5. Ольга Валентиновна Якубович

      В 2019 году О. В. Якубович зарегистрировала образовательный проект (ВКР аспиранта М. Э. Мостовой). Проект был согласован директором РЦ, однако после его согласования в проект в качестве исполнителей были добавлены доцент Олег Сергеевич Верещагин и обучающаяся Надежда Александровна Васильева. М. Э. Мостовой в исполнителях нет. Таким образом, очевидно, что вместо согласованной ВКР аспиранта в рамках проекта выполняется работа бакалавра Н. А. Васильевой.

    В части внешних пользователей также ведется работа с недобросовестными заказчиками. Например, в 2019 году в рамках хозяйственного договора ООО «Спектр-Микро» были оказаны услуги по проведению исследований в РЦ «Геомодель» на сумму 7800,00 рублей. Контактным лицом со стороны заказчика, согласно договору, числилась руководитель лаборатории Анна Станиславовна Петровская. Заказчик подписал акт выполненных работ, и 16 декабря ему был выставлен счет. Однако до сих пор ООО «Спектр-микро» не оплатил выставленный счет. В январе 2021 года в Научный парк с заявкой на выполнение работ обратилась А. С. Петровская уже в качестве генерального директора ООО «ИнноПлазмаТех». С учетом вышеизложенного в заключении договора на выполнение работ ООО «ИнноПлазмаТех» было отказано. Также реестр недобросовестных партнеров размещен на странице Научного парка.

    На совещании также приведены данные анализа средней стоимости публикаций, подготовленных с использованием оборудования, эксплуатируемого коллективом Научного парка СПбГУ. Средняя стоимость публикации — 323 983 рубля. Максимальная стоимость статьи — 12 734 298 рублей, минимальная — 280 рублей.

    По результатам проведенного анализа выявлены причины высокой стоимости проведенных исследований по проектам и, как следствие, высокой стоимости одной публикации, превышающей среднее значение в три и более раз.

    • Результаты анализа включают только общую оценку стоимости статей в разрезе использования инфраструктуры СПбГУ. Затраты СПбГУ на самих ученых / научные коллективы при этом не учитывались
    • Доля публикаций, стоимость которых превышает среднее значение в три и более раз, составляет менее 8 % от общего числа публикаций
    • При проведении анализа и подготовке данных было выявлено, что стоимость статьи не зависти от отрасли научного знания. Есть только зависимость от стоимости определенного типа исследования. Также были выявлены статьи по междисциплинарным проектам, которые при построении оценки сложно отнести к определенному направлению. Указанное дает возможность сделать вывод о том, что усреднение по всем направлениям исследований в оценке оправдано

    «Вестник СПбГУ. Экономика» включен в базу Scopus

    5 апреля научный журнал «Вестник СПбГУ. Экономика» (главный редактор — профессор А. Н. Лякин) включен в международную наукометрическую базу данных Scopus. Это вторая МНБД, которая признала журнал по экономике СПбГУ журналом международного уровня: он индексируется в Web of Science Core Collection с 2017 года.

    Сейчас уже 19 научных журналов СПбГУ включены в международные наукометрические базы данных: 14 — в Web of Science, 16 — в Scopus.

    Награда компании Elsevier

    Компания Elsevier, ведущий мировой поставщик научных, технических и медицинских информационных продуктов и услуг, наградила СПбГУ за вклад в исследования по приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации. Международная премия Research Excellence Award Russia 2021 присуждается самым публикуемым и цитируемым ученым и научным организациям. Премия приурочена к Году науки и технологий в России и проводится совместно с Российским союзом ректоров. Отмечены также МГУ и Новосибирский университет. Полученная награда напрямую связана с научными достижениями ученых СПбГУ. Так, по данным SciVal, в журналах Q1 и Q2 в 2005 году было всего 452 публикации, в 2010 — 465 публикаций, в 2015 году этот показатель вырос практически в три раза и составил 1398 публикаций, и (по состоянию на 2019 год) достиг значения 2054.

    Премия Research Excellence Award Russia 2021 — продолжение десятилетней традиции награждения выдающихся исследователей России и часть глобальной инициативы Elsevier по поддержке деятельности ученых. Впервые премия Scopus Award была вручена в Китае в 2004 году. С тех пор премии самым публикуемым и цитируемым авторам и организациям вручаются в Европе и России, странах Латинской Америки и Азии. Вклад отдельного исследователя или организации в развитие науки на национальном и международном уровне учитывает количество опубликованных научных статей, их цитируемость в журналах международного уровня (по данным Scopus) и экспертную оценку.

    Российскому варианту премии Scopus Award Russia был дан старт в 2005 году. Лауреатами премии Scopus Awards Russia от СПбГУ в прошлые годы становились: в 2018 году — И. Р. Тантлевский в категории Arts&Humanities, Г. В. Широкова в категории Business&Economics; в 2015 году А. Л. Лапидус — за выдающийся вклад в развитие науки в области биологии на национальном и международном уровне; в 2012 году С. А. Назаров — за выдающийся вклад в науку в области математики. В 2014 году эта премия вручалась Санкт-Петербургскому государственному университету за выдающиеся успехи в совместной научной деятельности с учеными из ЕС в 2009–2013 годах.

    Итоги совместного конкурса РФФИ и Национального научного фонда Ирана

    Подведены итоги совместного конкурса на лучшие проекты фундаментальных научных исследований, проводимого РФФИ и Национальным научным фондом Ирана. На конкурс было подано 369 заявок (в том числе девять заявок от научных коллективов СПбГУ). По итогам конкурсного отбора поддержку получил 41 проект. Были поддержаны четыре заявки, поданные коллективами СПбГУ.

    Задача конкурса: поддержка фундаментальных научных исследований, развитие международного сотрудничества в области фундаментальных научных исследований, создание условий для выполнения совместных научных проектов учеными из России и Ирана. На конкурс могут быть представлены проекты фундаментальных научных исследований по 11 тематическим направлениям: от физики и астрономии до лингвистики и культурологии, информационных технологий, компьютерных систем и искусственного интеллекта.

    Срок реализации проекта — два или три года. Максимальный размер гранта — 2 млн рублей в год, минимальный размер гранта — 1 млн рублей в год (на один этап реализации проекта). В конкурсе могли участвовать коллективы численностью не менее двух и не более десяти человек. Прием заявок осуществлялся с 14.01.2020 по 15.06.2020.

    Было поддержано четыре заявки коллективов СПбГУ (из девяти, поданных на конкурс):

    • Экологичные и бюджетные гель-полимерные электролиты на основе природных полимеров для литий-ионных аккумуляторов (руководитель — С. Н. Елисеева)
    • Клопы-слепняки (Hemiptera; Heteroptera: Miridae) Северного Ирана с особым акцентом на экономически важных таксонах (руководитель — Ф. В. Константинов)
    • Использование возможностей постконденсационных модификаций продуктов реакции GBB (Гребке-Блакберна-Бьенеме) в конструировании новых молекулярных скаффолдов для дизайна биологически активных веществ (руководитель — М. Ю. Красавин)
    • Разработка композитов Al2024 / графен с улучшенными механическими свойствами (руководитель — А. Г. Шейнерман)

    Также поддержку получили заявки других образовательных организаций: МГУ (8 заявок), Сколтех (2), СПбПУ (1), УрФУ (1).

    Взаимодействие СПбГУ с иранскими партнерами

    Рассматривались вопросы реализации проектов в рамках сотрудничества СПбГУ с научно-образовательными организациями Ирана за последние несколько лет.

    Установка бюстов Д. И. Менделееву на территории Тегеранского университета (ТУ) и иранскому ученому А. А. Деххода на территории СПбГУ.

    Открытие представительства СПбГУ на базе Тегеранского университета в целях продвижения, поддержки и укрепления позиций русского языка, а также популяризации российской науки, культуры и образования.

    Организация серии совместных онлайн-лекций по российско-иранским отношениям.

    Создание совместного фонда поддержки научных исследований СПбГУ и ТУ с целью укрепления сотрудничества в области науки, увеличения количества совместных исследований и академической мобильности. Первый совместный конкурс будет объявлен в июне 2021 года.

    Издание альбома иранских рукописей. Альбом представляет собой иллюстрированный каталог (более 100 иллюстраций) с описанием 50 наиболее ценных манускриптов. Издание адресовано как специалистам по истории, литературе, искусству и культуре Ирана, так и всем желающим познакомиться с миром персидской рукописной книги в Иране и за его пределами.

    Проведение тестирования АМФА в СПбГУ в рамках соглашения с Фондом Саади (планируется проводить на базе СПбГУ ежегодное тестирование знания персидского языка у студентов, преподавателей и других желающих по международному стандарту). По итогам тестирования выдаются сертификаты Фонда Саади. Тестирование запланировано на 15.04.2021.

    Издание в Иране «Альманаха современной российской прозы», подготовленного учеными СПбГУ (ряд писателей — это преподаватели или выпускники СПбГУ). Альманах позволит иранским читателям познакомиться с основными тенденциями современной российской прозы, осмыслить художественные и идеологические проблемы, которые встают перед российскими писателями и всем российским обществом.

    Создание альбома «Документальное наследие русско-иранской дипломатии» в рамках гранта РНФ под руководством ученых СПбГУ. Иллюстрированный альбом, содержащий дипломатическую переписку царя Михаила Федоровича и Шаха Сефи. Экземпляры альбома попадут в крупнейшие библиотеки мира, включая библиотеку Маджелиса, Национальную библиотеку Ирана. Выпуск альбома запланирован на русском и английском языках.

    Создание энциклопедии по иранистике совместно с иранским фондом ИРАС. Энциклопедия будет создана в электронном и печатном виде (материалы научно-популярного характера об Иране с упором на изучение современного Ирана на русском языке). Сроки реализации проекта — три года (2021–2024).

    Реализация программы поддержки совместных проектов СПбГУ и Технологического университета имени Шарифа. В рамках проекта проводится конкурс на финансовую поддержку научно-исследовательских и научно-образовательных проектов по различным областям знаний. Подробная информация о программе и об условиях участия в конкурсе размещена на сайте СПбГУ.

    Об установке мемориальной доски В. В. Мавродину

    В октябре 2016 года ученый совет Института истории СПбГУ обратился к ректору с предложением об установке мемориальной доски выдающемуся ученому В. В. Мавродину на фасаде здания по адресу: Менделеевская линия В. О., д. 5. СПбГУ обратился в комитет по культуре Правительства Санкт-Петербурга с такой инициативой, но вопрос до сих пор не решен. Последовали различного рода замечания (в том числе и от юридического комитета администрации Санкт-Петербурга):

    • нет доказательств, что «В. В. Мавродин — выдающийся русский историк» (в ответ направили обширную библиографию и письмо за подписью ведущих профессоров-историков СПбГУ во главе с А. Х. Даудовым)
    • нет доказательств того, что указанные в архивной справке адреса: Менделеевская линия В. О., д. 5а и Менделеевская линия В. О., д. 5–3 относятся к одному и тому же зданию (получили от комитета имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга соответствующую справку) и т. п.

    Определенный путем проведения запросов коммерческих предложений подрядчик (ООО «ВЕРН») выполнил за счет средств ПДД историков (455 000 рублей) проект мемориальной доски В. В. Мавродину и согласовал его с КГИОП. Определенная по этому проекту сметная стоимость изготовления и установки мемориальной доски составила 904 042 рубля. В результате переговоров А. Х. Даудова и В. А. Фомичева с генеральным директором ООО «ВЕРН» В. К. Павленко последний согласился уменьшить расходы на изготовление и установку этой мемориальной доски на 30 % (до 633 000 рублей, есть письменное согласие от ООО «ВЕРН»). К настоящему времени А. Х. Даудовым такая сумма собрана за счет благотворительных и спонсорских средств и оформлен соответствующий договор пожертвования. Таким образом, можно заключать договор на изготовление и установку мемориальной доски В. В. Мавродину.

    Но его можно заключать только после выхода постановления Правительства Санкт-Петербурга об установке мемориальной доски. Однако в этом вопросе происходит задержка: проект постановления еще не подготовлен, поскольку, по словам секретаря совета по мемориальным доскам при Правительстве Санкт-Петербурга А. С. Ивановой, юристы комитета по культуре в настоящее время очень заняты работой по регламентации работы культурных и зрелищных мероприятий в городе в период пандемии. Эти объяснения постоянно произносятся последние 6–7 месяцев.

    О ходе реорганизации СПбГУ

    Профессор Н. В. Кузнецов, председатель учебно-методической комиссии Ученого совета СПбГУ, сообщил о том, что на заседании комиссии 5 апреля был рассмотрен проект сетевого договора, представленный руководством факультета свободных искусств и наук (Договор, Предложения). Выступавшие участники заседания УМК выразили свое недоумение относительно текста документа (например, в нем ограничивается право студентов на свободу выбора вуза, в котором они продолжат обучение) и признали условия сотрудничества, сформулированные в проекте договора, неприемлемыми для СПбГУ (Протокол заседания Постоянной комиссии Ученого совета СПбГУ по учебно-методической работе). Руководству ФСИН предложено переработать текст проекта договора.