Материалы ректорского совещания
Государственная аккредитация образовательной деятельности СПбГУ
05.08.2021 был издан и опубликован приказ Рособрнадзора № 1097 «О государственной аккредитации образовательной деятельности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет"», в соответствии с которым Университет признан прошедшим государственную аккредитацию образовательной деятельности по 82 укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки сроком на шесть лет. Аккредитовано 170 направлений, которые включают все действующие образовательные программы СПбГУ, охватывающие все уровни, за исключением среднего образования. На сегодняшний день их насчитывается 458.
Аккредитационная экспертиза проводилась без выезда в Университет с использованием дистанционных технологий в период с 12.07.2021 по 03.08.2021 экспертной группой, состоящей из 54 экспертов. В целях организации и проведения экспертизы материалов, представляемых для аккредитации, и на основании запроса Рособрнадзора было создано специальное облачное хранилище, куда был загружен 277661 файл общим объемом 761 Гб. Было отмечено, что подготовка и организация проведения государственной аккредитации заняла почти два года (1 год и 9 месяцев), в этот процесс были вовлечены сотрудники всех служб Университета (12 служб и управлений) и научно-педагогические работники всех учебно-научных подразделений. Так, 537 научно-педагогических работников были ответственными за подготовку к процедуре подачи заявления по отдельным образовательных программам, еще 103 выполняли функции координаторов работы по организации проведения самой экспертизы документов в рамках направлений.
Сотрудниками Управления — Службы информационных технологий во взаимодействии с сотрудниками Управления образовательных программ была разработана новая информационная система СПбГУ ADC — сервис для формирования заявления о государственной аккредитации образовательных программ Университета, который позволил собрать информацию об обеспечении образовательных программ кадровыми и материально-техническими ресурсами. Сотрудниками Управления по связям с общественностью была проведена большая работа по актуализации и реструктурированию информации на портале Университета в разделе «Сведения об образовательной организации».
За время подготовки к государственной аккредитации с руководителями учебно-научных подразделений, с научно-педагогическими работниками, с членами группы по подготовке к аккредитации было проведено около сотни совещаний и семинаров, были организованы две крупные университетские научные конференции.
Для преподавателей и научных сотрудников Университета, участвующих в реализации образовательных программ, при содействии Росаккредагентства было организовано и проведено обучение по вопросам аккредитации образовательной деятельности. Также, в том числе в связи с подготовкой к государственной аккредитации, была обновлена лицензия Санкт-Петербургского университета в части списка адресов осуществления образовательной деятельности. В процессе подготовки к аккредитационной экспертизе были изданы и актуализированы различные локальные нормативные акты Университета.
В целях подтверждения того, что требования СПбГУ к результатам освоения образовательных программ не ниже соответствующих требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), учебно-методическими комиссиями по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки проведена экспертиза образовательных программ Университета на соответствие требованиям ФГОС. Также были проведены мероприятия внутренней оценки качества образовательной деятельности.
По результатам внутренней оценки качества образовательной деятельности в ближайшее время будет подготовлена дорожная карта по совершенствованию организации образовательной деятельности, в том числе с целью устранения недостатков, которые были выявлены еще в процессе подготовки к государственной аккредитации.
О текущих проблемах организации образовательного процесса
За неделю в Виртуальную приемную СПбГУ поступило 46 обращений на различные темы, в том числе восемь вопросов, касающихся организации учебной и учебно-методической работы: о переводе в СПбГУ из другого вуза, о внесении данных в информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении», о формате проведения вступительных испытаний, об академической мобильности обучающихся, о возможности получения документа о системе оценивания студентов СПбГУ, о сроках рассмотрения заявления при переводе в СПбГУ и пр.
За тот же период в картотеке обращений обучающихся зарегистрировано 12 обращений, девять из которых учебно-методического характера: о переводе с платной формы обучения на бюджетную, о выдаче справки о периоде обучения, о формате обучения, об отчислении, о вакцинации и другие. По всем обращениям проводятся сбор информации и проверки при участии сотрудников различных служб Университета, своевременно направляются ответы.
В отчетах большинства руководителей учебно-научных подразделений отражено, что учебный процесс завершен, у обучающихся каникулярное время. По информации от большинства руководителей УНП, за прошедшую неделю встречи с представителями студенческих советов не проводились в связи с каникулярным временем.
Ролик, посвященный вопросам прохождения аттестации с использованием прокторинга
Часть дисциплин в СПбГУ полностью или частично реализуется в формате онлайн-курсов, при этом промежуточная аттестация по дисциплине проходит также в онлайн-формате с использованием системы прокторинга. В этом случае специальная программа записывает все, что происходит на экране во время тестирования: через веб-камеру устройства фиксируется поведение обучающегося и допущенные им нарушения, а за ходом экзамена или зачета следит специально обученный человек — проктор. Фактически все происходит так же, как и в очном формате, когда студенты сдают экзамен в аудитории, а за процессом экзамена наблюдает преподаватель. Иногда у обучающихся возникает соблазн сэкономить силы на подготовку к итоговому испытанию и прийти на экзамен со шпаргалкой. Технологии не стоят на месте, и искусство списывания развивается вместе с ними, однако и у профессоров появились новые помощники — прокторы (Сдать экзамены не выходя из дома).
На совещании было отмечено, что в наше время практика отслеживания действий с помощью видеокамер уже не является новшеством и применяется во многих сферах нашей жизни. Видеофиксация на дорогах помогает снизить количество происшествий и обеспечить безопасность. Система видеопомощи спортивным арбитрам (VAR) помогает максимально честно оценить результаты игр. При этом именно видеоконтроль позволяет гарантировать объективность проверки и высокий уровень ее справедливости, поэтому видеоконтроль является незаменимым помощником при сдаче экзамена.
В нашем Университете впервые видеоконтроль на экзаменах был использован еще в 1999 году. Это позволило зафиксировать, как во время вступительного экзамена — сочинения преподаватель-филолог, который должен был контролировать соблюдение студентами правил проведения вступительного испытания (не списывать, не подсказывать, вовремя сдать работу и так далее), вместо этого сам написал сочинение и передал текст одному из абитуриентов (в это время в зале сочинение писали более 200 абитуриентов) (Перезагрузка: Шаги к открытому приему, Прием — прозрачный). Сейчас в Университете видеоконтроль и видеофиксация используются при проведении защит диссертаций (Собственные ученые степени СПбГУ: прошлое и настоящее, Список прошедших защит диссертаций), при проведении пробных лекций претендентами на должности научно-педагогических работников (Список открытых конкурсов на вакансии НПР) и в ряде других случаев.
По результатам анализа обращений обучающихся СПбГУ, поступивших в период проведения промежуточной аттестации по онлайн-курсам, было установлено, что не всем студентам полностью понятны некоторые положения и формулировки правил прохождения тестирования по онлайн-курсам с использованием системы прокторинга.
Так, например, при проведении итогового тестирования обучающийся не должен:
- покидать зону видимости веб-камеры во время экзамена
- проходить тестирование в затемненном помещении
- проходить тестирование при наличии постороннего шумового фона
- отводить взгляд от экрана дольше, чем на пять секунд, а также фиксировать взгляд на посторонних предметах продолжительные периоды времени
- использовать помощь третьих лиц во время тестирования
- пользоваться наушниками во время прохождения экзамена
В различных обращениях обучающихся был упомянут ряд примеров незачетов, полученных в ходе прошедшей сессии. Некоторые из них были связаны с отрицательным результатом прокторинга. В этой связи была оперативно организована информационно-разъяснительная работа: проводились встречи обучающихся с сотрудниками профильных подразделений (ЦРЭОР и Учебного управления), на которых разбирались типичные ошибки, допускаемые студентами при работе и аттестации в онлайн-формате. Также были даны разъяснения по правилам прохождения аттестации с прокторингом и рекомендации по подготовке к ним.
Результаты проведенной работы говорят сами за себя. Так, во время первой попытки прохождения итоговой аттестации по онлайн-курсу «Философия» у 36 обучающихся первого курса по направлению «История» были выявлены нарушения правил прохождения процедуры прокторинга, а во время второй попытки правила нарушил всего один обучающийся (остальным оценка «незачет» была выставлена из-за отсутствия минимального проходного балла). Аналогичная ситуация наблюдалась и со студентами-историками второго курса при проведении зачетов в рамках онлайн-курса «Язык эффективной коммуникации» (51 нарушение во время первой попытки и всего одно во время второй, остальные получили оценку «незачет» после второй попытки из-за низкого балла).
По поручению ректора СПбГУ в целях оказания дополнительной помощи студентам, которые будут проходить итоговое тестирование по онлайн-курсам с использованием прокторинга, для более наглядного разъяснения данной процедуры сотрудники Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ создали информационный видеоролик о правилах прохождения тестирования по онлайн-курсам, содержащий сведения о порядке прохождения и типовых нарушениях при процедуре прокторинга. Данный материал будет размещен на образовательных онлайн-платформах и информационных ресурсах СПбГУ, а также будет рассылаться студентам вместе с правилами прохождения итогового испытания по онлайн-курсам.
О проведении Олимпиады школьников СПбГУ по технопредпринимательству
Олимпиада школьников СПбГУ по технопредпринимательству впервые проведена в 2020/21 учебном году в рамках предоставленного Университету Министерством науки и высшего образования Российской Федерации гранта на развитие специализированного учебного научного центра по начальной подготовке высококвалифицированных кадров для инновационного развития России (Академическая гимназия имени Д. К. Фаддеева СПбГУ) в целях реализации федерального проекта «Развитие научной и научно-производственной кооперации» национального проекта "Наука"».
Олимпиада представляет собой комплекс предметов, включающий шесть направлений:
- Биотехнологии
- Беспилотный транспорт и логистические системы
- Информационные технологии
- Современная энергетика
- Разумное ресурсопотребление
- Умный город
Цель олимпиады по технопредпринимательству: выявление наиболее талантливых учащихся, желающих развиваться в области технического и технологического творчества, а также создание условий для экспертно-консультативной поддержки школьных проектов (стартапов), имеющих потенциал для коммерческой реализации. Для этого в качестве партнеров олимпиады были привлечены компании-лидеры различных отраслей экономики, которые обеспечивали практикоориентированность заданий: ЗАО «Биокад», группа компаний «Геоскан», ПАО «Россети Ленэнерго», Лаборатория фильтровальных технологий «Криброл», Ecoplatform и «Додо Пицца».
Участниками отборочного этапа олимпиады стали около 1000 школьников
Заключительный этап проходил очно в формате летней школы: на протяжении недели участники, разделенные на команды, под руководством наставников разрабатывали инновационные проекты в соответствующих направлениям научных областях, а также решали практико-ориентированные кейсы. Параллельно с командной работой школьники слушали лекции и участвовали в мастер-классах, посвященных освоению основ маркетинга, командообразования, получению навыков презентации и ораторского мастерства, а также развитию стартапа «от идеи до проекта». Также для участников были проведены досуговые, спортивные мероприятия, экскурсии на производства и просмотр научных фильмов. Образовательным партнером олимпиады выступило АО «Технопарк Санкт-Петербурга» — учредитель бизнес-инкубатора «Ингрия».
Итоговыми испытаниями для команд-участников стали публичная защита проектов и презентация решений кейсов перед экспертным жюри. Победителями и призерами олимпиады стали 43 школьника из разных регионов России в возрасте от 11 до 18 лет.
В настоящее время проведены переговоры и достигнута предварительная договоренность с «Кванториумом» Санкт-Петербурга (государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества и научно-технических инициатив детей и молодежи») о совместном проведении олимпиады по технопредпринимательству в 2021/22 учебном году (См. также СПбГУ и крупнейший в стране Детский технопарк «Кванториум» заключили соглашение о сотрудничестве).
Подписание соглашения между СПбГУ и Камчатским краем
Санкт-Петербургский университет заключил соглашение о сотрудничестве с Камчатским краем со сроком реализации пять лет и возможностью пролонгации отношений. Взаимодействие будет направлено на установление, сохранение, укрепление и расширение связей в сфере образования, науки и культуры.
В рамках соглашения планируется выполнять фундаментальные и прикладные исследования в области наук о Земле, оно позволит не только продолжить, но и вывести на новый уровень минералого-кристаллографические исследования под руководством профессора кафедры кристаллографии О. И. Сийдра (исследования фумарол вулкана) и профессора кафедры кристаллографии С. К. Филатова (исследования минералогии шлаковых конусов и лавовых потоков фумарол) (Ученые СПбГУ открыли новый минерал на Камчатке; Ительменит, корякит и алеутит: ученые СПбГУ открыли три новых минерала и назвали их в честь коренных народов Камчатки; Ученые СПбГУ открыли новый минерал, перспективный для создания аккумуляторов; Ученые СПбГУ открыли минерал с уникальными магнитными свойствами). В ближайшее время планируется заключение дополнительных соглашений с Национальными парками Камчатского края с целью расширения партнерских площадок для сбора материалов для научных исследований.
Также соглашение позволит осуществлять подготовку специалистов разного профиля по основным образовательным программам СПбГУ и программам дополнительного образования по направлениям, представляющим интерес для развития Камчатского края.
В настоящее время с представителями Камчатского края прорабатывается вопрос организации осенью 2022 года всероссийской конференции «Геохимия, петрография и минералогия вулканов» с полевыми выездами и приглашением ведущих российских и иностранных специалистов в г. Петропавловск-Камчатский. Ответственными за взаимодействие в Университете являются директор Института наук о Земле СПбГУ К. В. Чистяков и председатель научной комиссии в области наук о Земле и смежных экологических наук СПбГУ В. В. Гуржий.
В ходе совещания было отмечено, что переговоры, предшествующие заключению подобных соглашений, сейчас проводятся с Красноярским краем, Республикой Карелия, Пермским краем. При этом акцент делается не столько на образовательном сотрудничестве, сколько на широком участии СПбГУ в решении вопросов социально-экономического развития конкретного региона, каждый из которых обладает своей спецификой. Предложения по направлениям сотрудничества универсанты могут направлять ректору СПбГУ и проректорам.
Цифровой профиль научно-педагогических работников
Ранее, в ходе ректорского совещания 05.07.2021, обсуждался вопрос о структуре цифрового профиля научно-педагогического работника, деканам / директорам было предложено сформировать мнение о включении в состав профиля сведений об адресе корпоративной электронной почты и расписании занятий. С учетом высказанных предложений в структуру цифрового профиля научно-педагогического работника будет включен адрес корпоративной электронной почты.
Добавление сведений о расписании занятий в профиль работника многими коллегами отмечено как нецелесообразное, так как данная информация содержится в целевой информационной системе «Расписание».
Подготовка публикаций к 300-летию СПбГУ
В ходе ректорского совещания 26.07.2021 обсуждался вопрос о подготовке к празднованию
- «Императорский Петербургский университет в воспоминаниях». Руководитель проекта — А. Х. Даудов.
Это издание станет наиболее полным на сегодняшний день собранием воспоминаний современников о Петербургском университете. Первый том из-за внушительного объема выйдет в двух книгах, под редакцией доцента Института истории СПбГУ Татьяны Николаевны Жуковской.
Первый том охватывает период с самого начала до середины XIX века. В мемуарах отражен сложный этап становления столичного университета до его вступления в эру «великих реформ» XIX века и активизации студенческого движения. В первом томе представлены как хорошо известные мемуарные источники, так и тексты, не издававшиеся последние 150 лет или публиковавшиеся только фрагментами. Среди воспоминаний — записки академика Константина Ивановича Арсеньева, историка и поэта Николая Андреевича Маркевича, композитора Михаила Ивановича Глинки, литератора Ивана Ивановича Панаева, Греча, Рунича, Никитенко, Тургенева и многих других. Рукопись уже готова и сейчас проходит предпечатную подготовку в издательствe.
Работа над подготовкой рукописи второго тома, ответственным редактором которого является Евгений Анатольевич Ростовцев, должна завершиться в самое короткое время.
- «Во главе Университета: очерки о ректорах и руководителях Санкт-Петербургского университета».
Эти материалы давно собирались историками СПбГУ под руководством Игоря Львовича Тихонова и Татьяны Николаевны Жуковской и к юбилею будут впервые изданы в виде полного книжного издания.
- Еще одним важным юбилейным проектом станет издание нового тома «Книги памяти Ленинградского — Санкт-Петербургского университета.
1941–1945».
Книга была опубликована в Издательстве Санкт-Петербургского университета еще в 1995 году и содержит имена всех известных на тот момент студентов и аспирантов, преподавателей и сотрудников Университета, погибших в годы Великой Отечественной войны: убитых на поле боя, погибших в блокаду или в эвакуации. Работа по созданию мартиролога велась в Университете еще в годы войны и блокады.
Публикация 1995 года, обозначенная как первый выпуск Книги памяти Ленинградского — Санкт-Петербургского университета, накладывает на универсантов обязательство по продолжению этой работы. В ходе совещания было озвучено предложение опубликовать на сайте СПбГУ электронную копию издания и предложить всем желающим дополнить ее материал. Университет приглашает современников (родственников универсантов той эпохи или всех, у кого есть сведения) присылать документы из семейных архивов для пополнения университетского мартиролога. Таким образом, к юбилею Университет сможет издать новый том в память о подвиге тех, кто защитил нас и сделал возможной нашу сегодняшнюю жизнь.
Кадровые решения
- И. о. начальника Управления по связям с общественностью назначена Д. И. Скороспелова, ранее работавшая заместителем начальника управления
- И. о. заместителя ректора по безопасности назначен Д. В. Грязнов
- И. о. начальника Главного управления по использованию и защите интеллектуальной собственности СПбГУ назначен А. Н. Карданов, ранее работавший начальником Контрольно-ревизионного управления
- Начальником Контрольно-ревизионного управления назначена Е. А. Дмитрикова, доцент, руководитель Междисциплинарного центра исследований контрольно-надзорной деятельности СПбГУ
- Заместителем по общим вопросам заместителя ректора по международной деятельности назначена В. А. Бабушкина, ранее работавшая консультантом заместителя ректора по международной деятельности